Минобороны откажется от обучения пилотов на чешских «Альбатросах»

Вместо этого планируется создание российского учебно-тренировочного самолета 26 Апрель 2016, 12:58
Воздушно-космические силы рассматривают возможность перераспределить деньги, предназначенные на модернизацию чешских самолетов первичной летной подготовки, в пользу НИОКР по созданию нового учебно-тренировочного самолета. Речь идет о замене не менее 150 машин. Как сообщил «Известиям» представитель ВКС, знакомый с ситуацией, одним из главных рассматривается частный проект конструкторского бюро «Современные авиационные технологии» — учебно-тренировочный самолет СР-10.

— Машина находится в стадии летно-конструкторских испытаний, — сообщил «Известиям» гендиректор КБ Владимир Шустеров, — работа идет в рамках исполнения решения Минобороны «О порядке разработки, серийного производства и поставок СР-10». Мы провели тестовый демонстрационный полет для представителей ВКС, получили лестные отзывы. Теперь ожидаем решения по объявлению НИОКР.

По словам специалиста, КБ «САТ» имеет опыт модернизации и самостоятельной разработки авиационной техники. Первоначально планировалось, что САТ займется модернизацией парка стоящих на вооружении летных училищ страны чешских «Альбатросов» по заказу ВКС. Производство машин на чешском заводе Aero Vodochody остановилось еще в 1999 году. В летных училищах остается еще не менее 200 L-39, и альтернативы им нет. Как говорит Шустеров, в ходе работы над проектом модернизации «39-х» пришло понимание, что КБ может предложить военным более современный и совершенный самолет.

— СР-10 наша инициативная разработка, — говорит руководитель проекта Максим Миронов. — Мы рассматривали машину как альтернативу чешским самолетам. И планировали поставлять ее за рубеж частным аэроклубам.

На самолете стоит аналогичный L-39 двигатель АИ-25, но доработанный, — отмечает Миронов. Благодаря ему и новой аэродинамической схеме СР-10 с крылом обратной стреловидности разработчики получили 2-, 3-кратное превосходство над чешской машиной по многим аэродинамическим характеристикам. Они соответствуют требованиям к учебно-тренировочным машинам поколения «4+». В ходе демонстрационного полета СР-10 продемонстрировал хорошую скороподъемность. Выполнил вираж с углом в 80 градусов, боевую восьмерку.

В КБ «САТ» говорят, что в случае положительного решения Минобороны фирма готова предложить еще более современную версию СР-10. Например, вместо двигателя АИ-25 разработанного в 1966 году, поставить новый мотор московского КБ «Сатурн» АЛ-55. Вопрос по ним уже согласован с производителем, — отметил Владимир Шустеров. В этом случае, как отмечает специалист, характеристики машины как по летным показателям, так и экономичности возрастут на порядок. Производить СР-10 планируется на Смоленском авиационном заводе — входит в состав ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение».

— Появление СР-10 позволит реализовать трехступенчатую систему подготовки пилотов ВКС, — сообщил «Известиям» главред отраслевого издания «Взлет» Андрей Фомин. — На первом этапе ее предполагается проводить на поршневом Як-152, создающемся корпорацией «Иркут», затем пересаживать курсантов на реактивный СР-10 и только после этого на учебно-боевой Як-130. Сегодня подготовка летчиков идет на последних машинах. Понятно, что по сравнению с ним летный час у машины КБ «САТ» будет значительно дешевле. То есть ВКС удастся существенно сэкономить на процессе обучения летчиков.    

По мнению Фомина, разработчикам СР-10 удалось самостоятельно сконструировать реактивный учебно-тренировочный самолет. Но проблема даже не в его компоновке, летных характеристиках и вопросах производства. По мнению эксперта, самым сложным станет пройти бюрократические «рогатки» на уровне получения соответствующих разрешений Минобороны. Сумеет ли частное КБ их преодолеть — большой вопрос, но с другой стороны — это единственное предложение подобного плана.