Точка прорыва

Евгений Вирцер, строитель космодрома Восточный, генеральный директор инжиниринговой компании «ИНСИСТЕМС» 10 Май 2016, 09:30
28 апреля состоялся первый пуск ракеты на новом космодроме Восточный. Это знаменательное событие – мы гордимся, что приближали его. 
К сожалению, широкая публика мало знает о сути проекта, зато слышит много разговоров о проблемах строительства космодрома. Пуск ракеты – хороший повод расставить правильные акценты.

«Восточный сравнивают с Сочи по символическому значению для престижа России»

Первый пуск с Восточного должен был состояться в среду. Ракета «Союз-2.1а» уже была заправлена, госкомиссия одобрила старт. Однако за 1,5 минуты до пуска автоматика дала отбой (фото: twitter.com/rogozin)

Достижение космической отрасли

Старт космодрома – важный этап технологического развития космической отрасли. В целом можно сказать, что она находится в хорошем состоянии. Отрасль закрытая, внешним воздействиям была не очень подвержена, и потому никакого провала в космонавтике нет. Чему свидетельство как раз Восточный, один из лучших, если не лучший по своим технологическим решениям космодром в мире. 

Главная его инновация – компактность и объединение большинства служб под одной крышей, в едином закрытом помещении, в котором поддерживается необходимый температурный режим.

Ракету не надо собирать на одном объекте, потом везти по железной дороге на заправку, заправлять и везти опять же по железной дороге к месту стыковки с космическим аппаратом. Все объекты – внутри единого комплекса. Построена трансбордерная галерея, которая позволяет перемещать ракету и ее части между корпусами технического комплекса в любое время года и в любое время суток. 
Восточный в 6,5 раз меньше Байконура и в 1,5 раза меньше, чем космодром в Плесецке – но это скорее достоинство, чем недостаток. Да, на нем пока один стартовый стол и один техкомплекс, тогда как на Байконуре, например, восемь стартовых столов и 15 техкомплексов для разных типов ракет.
На Восточном будет еще один стартовый стол и несколько техкомплексов для средних и тяжелых ракет, но главное, на чем делается акцент – на эффективности эксплуатации: больше стартов с использованием одного и того же оборудования.

Команда из Сочи

Восточный сравнивают с Сочи по символическому значению для престижа России – но, поскольку мы работали и в Сочи, и на Восточном, могу сказать, что это разные строительные задачи. Восточный более сложен с точки зрения использования высоких технологий.

Там гораздо труднее привлекать кадры – в Краснодарском крае такой проблемы не было. Достаточно сказать, что все население Амурской области – как население трех районов Москвы. Рабочие приезжали из разных регионов Дальнего Востока, а вот команду инженерно-технических работников наша компания везла с собой из Краснодарского края – ту, с которой мы работали на сочинских объектах.

Да и логистические условия на строительстве Восточного гораздо сложнее, не говоря уже об условиях природно-климатических. 

До финиша дошли не все

Космодром – самая сложная инженерно-строительная задача, которую решали современные российские строители. Он дал мощнейший импульс развитию отрасли – как в части технологий, так и в части менеджмента. Хотя мы работали и работаем на всех крупных стройках в России, и для нас это была колоссальная школа. 
Мы зашли на Восточный в июне 2014 года, первоначально делали только воздуховоды и кабели. В конце 2014 года начались проблемы с финансированием. Затем эти проблемы удалось разрешить, но целый ряд компаний вышел из проекта из-за этих сложностей. Несколько компаний вышли из проекта, не справившись с технологическими задачами.
До финиша дошли только самые профессиональные и эффективные. 

Успех импортозамещения

Космодром в Амурской области чрезвычайно насыщен инженерными системами. Причем значительная часть из них была изготовлена в рамках импортозамещения. С резким ростом евро и доллара и введением санкций против России задачи строительства существенно усложнились. 

Мы, инженерные специалисты, разложили ситуацию «на молекулы» и определились, что нужно во что бы то ни стало покупать из-за рубежа, а что мы можем сделать собственными силами, в рамках разумного импортозамещения. Оказалось, что немало.

Например, пришлось разрабатывать и собирать холодильный центр – для поддержания холода в залах сборки ракеты и космических аппаратов. На космодром должен был быть поставлен модульный немецкий холодильник – но поставлен не был. Пришлось самим конструировать холодильную систему и собирать ее из элементов как отечественных, так и импортных. Система прекрасно работает. 

И это далеко не единичный подобный случай. Эти примеры будут тиражироваться на производственных мощностях, которые планируется построить рядом с космодромом.

Точка промышленного роста Дальнего Востока

Уже сейчас рождаются интересные проекты промышленной кооперации вокруг космодрома – то есть космодром станет основой целого экономического кластера. 
Найдется в нем место даже для туристической составляющей. Там есть что посмотреть, помимо запусков: в Амурской области очень красивая природа. 
Рядом с космодромом строится также город для работников космодрома на 40 тысяч жителей – Циолковский.

То есть Восточный – новый крупный проект для Дальнего Востока, при этом проект высокотехнологичный, связанный с производством, проект на перспективы, а не связанный с разовым событием, каким был проект подготовки к форуму АТЭС во Владивостоке.

Какие проблемы?

Критика ситуации на Восточном, до недавних пор практически заслонившая достижения, в большинстве случае не отражала реальную ситуацию.

Задержки строительства бывают и на других крупных объектах – в том числе коммерческих. Тем более Восточный уникален в организационном отношении: в проекте участвуют более 400 больших и маленьких компаний, причем большинство из них местные – из Амурской области и других регионов Дальнего Востока. Не все из них справлялись с уровнем задач. 

Как во всех случаях госзаказа, расценки там довольно жесткие, а условия выполнения задач еще жестче. Та или иная компания не смогла закрыть объемы в срок – и не получила деньги. А если компания небольшая и не может погасить затраты на зарплату за счет других проектов, возникает задолженность. 

Кроме того, на космодроме есть работы дорогие и дешевые. Если у компании получился месяц дешевых работ, это вызывает у нее финансовые трудности. 

Так что ничего сверхъестественного по сравнению с другими объектами там не происходило. Коррупции на Восточном не было и нет.

Деньги – на втором плане

Самое главное, Восточный для всех участвовавших в проекте стал чем-то большим, чем просто коммерческая задача. Мы относились к этому проекту как к проекту национального значения, точке прорыва страны в целом. 

Восточный – объект с душой, объект, который мы ждали давно, сплотивший всех, кто участвовал в нем. Такой проект, каким для предыдущих поколений было строительство БАМа или строительство Байконура. 

Восточный – проект, который предлагает вызовы, благодаря которым становишься сильнее, который сплачивает во имя больших целей. Одна из точек позитивного изменения экономической парадигмы развития нашей страны.