Двигатель для ВАТ

Современное состояние и перспективы развития двигателей для военной автомобильной техники 17 Май 2016, 08:26
Военная автомобильная техника (ВАТ) является одним из наиболее массовых видов техники, применяемой в вооруженных силах и силовых структурах любого государства.
 
К ВАТ относятся автотранспортные средства и транспортно-тяговые военные колесные и гусеничные машины, разрабатываемые по тактико-техническим заданиям Минобороны. В их числе автомобили многоцелевого назначения, автомобильные средства подвижности вооружения и военной техники (ВВТ) и средства общего назначения, специальные колесные шасси, гусеничные транспортные и тяговые средства и сочлененные гусеничные машины.
 
На гусеничных транспортных средствах, в основном на многоцелевых транспортерах – тягачах, используются дизели, представляющие собой модификации танковых и автомобильных двигателей. Основные показатели этих двигателей приведены в табл. 1.
  
Двигатель В-46-5 производится ООО «ЧТЗ-УРАЛТРАК» для двухзвенных транспортеров семейства «Витязь» (ДТ-30П, ДТ-30, ДТ-10П, ДТ-10). Двигатель представляет собой дефорсированный (до мощности 574 кВт) вариант танкового двигателя В-46-6. Дизель имеет хорошие габаритно-массовые показатели, характерные именно для танковых двигателей.
  
На модернизированных образцах этих транспортеров (ДТ-10ПМ и ДТ-30ПМ) устанавливается двигатель ОАО «Автодизель» ЯМЗ-8471.10 повышенной по сравнению с двигателем В-46-5 мощности. Однако при худших габаритно-массовых показателях двигатель ЯМЗ, благодаря наличию газотурбинного наддува с охлаждением наддувочного воздуха, имеет лучшую топливную экономичность, а меньшая форсировка обеспечивает двигателю большую долговечность и надежность.
 
На базе автомобильных двигателей ЯМЗ-238 с газотурбинным наддувом выпускаются двигатели для модернизированных гусеничных транспортеров – тягачей МТ-ЛБ и модернизированных транспортеров – тягачей ГТ-ТМ, ГТ-ТМС и для семейства машин ГПЛ-522, ПГБМ-528, СКБМ-523 с универсальным гусеничным шасси МГШ-521М1 (ОАО «РМЗ»).
 
ОАО «КАМАЗ» разработало дизельный двигатель 740.56-320 для опытных образцов двухзвенных гусеничных транспортеров ДТ-4П и ДТ-3Б. Двигатель оборудован дублирующей системой пуска пневмостартером, охладителем наддувочного воздуха, топливной аппаратурой, обеспечивающей работу на резервных топливах, масляным картером с системой подогрева масла и коренных опор. Двигатель прошел межведомственные испытания. Изготовлены опытные образцы для проведения государственных испытаний в составе изделия.
  
До последнего времени для многоосных колесных транспортных средств ОАО «Брянский автомобильный завод» (ОАО «БАЗ»), ОАО «Курганский завод колесных тягачей» (ОАО «КЗКТ») и Минского завода колесных тягачей (фирма «МЗКТ») (Республика Беларусь) двигатели выпускались ОАО ХК «Барнаултрансмаш» и ООО «ЧТЗ-УРАЛТРАК». Основные показатели этих двигателей приведены в табл. 2.
  
Двигатели Д12А-525 и Д12АН-650 представляют собой модификации двигателей Д-12 коммерческого назначения и имеют худшие габаритно-массовые показатели по сравнению с двигателем В-58-7, основой которого являются танковые двигатели типа В-2.
 
Наибольшее количество модификаций двигателей для колесных транспортных средств выпускает ОАО «Автодизель». Основные показатели этих двигателей представлены в табл. 3.
  
Основу модификаций составляют автомобильные и двигатели ЯМЗ-236, ЯМЗ-238, а в последнее время – двигатели нового семейства «840». Двигатели этого семейства имеют больший диаметр цилиндра (140 мм вместо 130 мм) и выпускаются в 8-ми и 12-ти цилиндровом исполнении.

В конструкции военных модификаций двигателей заложен ряд оригинальных решений:
– дублирующая система пуска;
– эффективная система предпускового подогрева;
– топливная аппаратура в многотопливном исполнении с высотным корректором;
– герметичный стартер для обеспечения бродоходимости (1,7 м).
 
Для автомобильных средств подвижности ВВТ и средств общего назначения двигатели выпускают ОАО «Автодизель» и ОАО «КАМАЗ».
Основные показатели двигателей, выпускаемых ОАО «Автодизель» для таких средств ВАТ, приведены в табл. 4.
  
Двигатели поставляются Минскому автомобильному заводу (МАЗ), ОАО «Автомобильный завод Урал» (ОАО «УралАЗ») и Кременчугскому автомобильному заводу (КрАЗ).

ОАО «Автодизель» и ОАО ХК «Барнаултрансмаш» разработана техническая концепция перспективного семейства дизелей для силовых установок специального назначения.
В табл. 5 приведены основные показатели двигателей нового семейства ЯМЗ-530.
Эти двигатели имеют лучшие топливно-экономические и габаритно-массовые показатели по сравнению с серийными двигателями и относятся к категории коммерческих – двигателей двойного назначения, поэтому особое внимание при их создании было уделено экологическим требованиям.
В табл. 6 приведены основные показатели двигателей, выпускаемых ОАО «КАМАЗ» для ВАТ. 
Двигатели применяются на многоцелевых полноприводных автомобилях КАМАЗ, предназначенных для перевозки личного состава и различных грузов в тяжелых дорожных и климатических условиях, бронетранспортерах и бронеавтомобилях, плавающих снегоболотных машинах, машинах на воздушной подушке.     Все двигатели 8-ми цилиндровые V-образные. Двигатели оборудованы системой газотурбинного наддува с двумя турбокомпрессорами. На части двигателей применяются охладители наддувочного воздуха двух типов: «жидкость – воздух» и «воздух– воздух». Топливный насос высокого давления оборудован механическим или электронным регулятором частоты вращения.
 
Разработано также семейство двигателей в 8-ми и 6-ти цилиндровом исполнении мощностью 162 – 383 кВт. Причем у части двигателей ход поршня увеличен со 130 мм до 136 мм.
 
Двигатели ОАО «КАМАЗ» для ВАТ обеспечивают экологические требования на уровне EURO III. Проводятся работы по достижению уровня EURO-IV с использованием вариантов систем нейтрализации отработавших газов.
 
Двигатели с системой топливоподачи аккумуляторного типа и электронной системой управления имеют конструктивные изменения, связанные с установкой этих систем и применением системы газотурбинного наддува с одним регулируемым турбокомпрессором.
 
Все новые двигатели ОАО «КАМАЗ» по основным показателям находятся на уровне зарубежных аналогов, являются многоцелевыми и могут быть использованы для установки на различные транспортные средства.

Выводы:
1.       Основным типом двигателя для ВАТ является дизель.
2. Большинство двигателей имеют двойное назначение, т.е. используются и в гражданских образцах техники.
3.   Направлением совершенствования дизелей является применение газотурбинного наддува, в том числе с охлаждением наддувочного воздуха, электронных систем регулирования процессов подачи топлива, систем контроля технического состояния и диагностирования.

С.П. Баранов, Г.В. Долинин, О.А. Усов
(ОАО «ВНИИТрансмаш»)
Источник: Сборник «Актуальные проблемы защиты и безопасности» Труды Тринадцатой Всероссийской научно-практической конференции. Том 3. «Бронетанковая техника и вооружение». РАРАН.,СПб.,2010, С.32-38