«Ратнику» придадут промышленной эстетики

«Ростех» решил стимулировать становление школы отечественного промышленного дизайна 25 Май 2016, 09:38
Госкорпорация «Ростех» намерена передать частным дизайнерским агентствам разработку облика перспективного оборудования для экипировки солдата будущего «Ратник». Как сообщил «Известиям» директор по коммуникациям и стратегическим исследованиям корпорации Василий Бровко, речь идет продукции двойного назначения: телемедицинского браслета «Опека-03», нового широкоугольного бинокля БШ-2 и специальной гарнитуры связи ГСШ-29. Все они могут быть интегрированы не только в перспективную экипировку для армии и спецподразделений, но и поступить в открытую продажу.   

— У нас есть высокотехнологичная продукция, но нет соответствующей ее уровню «упаковки», — говорит Бровко.

«Ростех» ставит перед собой цель довести долю «умной» гражданской продукции до 50%, нарастив конкуренцию как на традиционных, так и на перспективных рынках: медицинского оборудования, биотехнологий, электроники, робототехники и других, с конечными продуктами, соответствующими мировым стандартам не только по технологическому уровню, но и в области промышленного дизайна.

— У компании с выручкой порядка $30 млрд в год практически нет центров компетенций, которые занимались бы дизайном, — констатировал Бровко. 

Причина этого в катастрофической диспропорции на рынке дизайнерских услуг. По подсчетам экспертов, более 70% рынка занимают графические, а оставшуюся долю делят дизайнеры интерьеров, упаковки и медиаресурсов. Процент настоящих промышленных дизайнеров настолько мал, что в масштабах российской промышленности просто не учитывается. Из-за этого на производствах дизайном часто занимаются не специалисты области, а инженеры. Молодые же дизайнеры чаще рисуют футуристичные концепты, не погружаясь до конструкторского уровня и учета технологических особенностей продукта и производства. А это становится барьером для продвижения российской высокотехнологичной продукции на внутренний и внешний рынки, подчеркнул представитель госкорпорации.
Поводом вспомнить об эстетике как раз и стали изделия, предназначенные для комплекта экипировки солдата будущего «Ратник». Источники, близкие к главе госкорпорации Сергею Чемезову, отмечают, что он неоднократно оценивал хорошие технические параметры изделий, но указывал на непризентабельный внешний вид. «Никто такое не купит», — констатировал Чемезов.

Трансфер передовых технологий из военной области в гражданскую требует привлечения множества дополнительных компетенций, в том числе и промышленного дизайна. В соответствии с новой стратегией развития до 2025 года «Ростех» планирует возродить стандарты промышленного дизайна, восстановив работу созданного еще во временна СССР ВНИИ технической эстетики (ВНИИТЭ). Сегодня эта структура полностью оторвана от промышленности и подчиняется Минкультуры. На операционном уровне ВНИИТЭ возглавит Зоран Репац, основатель дизайн-студии Zoran Design. На протяжении 15 лет его студия была партнером как российских промышленных лидеров («Ростех», «Металлоинвест», «Мечел», «Уралкалий», «Ростелеком», СУЭК, «Норникель»), так и глобальных индустриальных игроков. Например, GE Healthcare. Сегодня студия работает с международными подразделения GE на самых перспективных рынках в Индии и Китае.

Как отметил Бровко, задача стоит шире — создать в стране независимые школы промышленного дизайна. Одним из первых шагов на этом пути стало объявление «Ростехом» открытого конкурса с призовым фондом в 450 тыс. рублей на разработку дизайна телемедицинского комплекса, мультизадачного системного блока и шумозащищенной гарнитуры. До 27 июня все желающие могут ознакомиться с техническим заданием и загрузить свои решения на официальный сайт конкурса. К 4 июля экспертное жюри выберет по три лучшие работы в каждой номинации, которые будут представлены в ходе международной промышленной выставки «Иннопром-2016», где члены жюри путем открытого голосования выберут победителя в каждой номинации.

— Военная и гражданская продукция всегда разделялись, — высказал свое мнение «Известиям» руководитель дизайнерского бюро Formlab Андрей Востриков. — Первые никогда не говорят о конкуренции, отдавая предпочтению функционалу. Вторые руководствуются при выборе не только ценой и возможностями гаджета, но и его эстетическим видом. В этом плане конкурс «Ростеха» — очень хороший ход. Это и возможность найти уникальное дизайнерское решение, которое в военном КБ никому в голову бы не пришло, и возможность решить кадровые проблемы в поиске талантливых ребят для дизайнерских отделов предприятий госкорпорации.