Воздушная логистика: какие самолеты перебрасывают технику и военных

Об основных самолетах Военно-транспортной авиации ВКС России 1 Июнь 2016, 09:44
Военно-транспортная авиация (ВТА) является средством Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ и обеспечивает перевозку по воздуху своих войск, боевой техники и грузов, а также выброску воздушных десантов. В этом году ВТА отмечает 85-летие.
В 2015 г. генеральный конструктор ОАО "Авиационный комплекс им. Ильюшина" Николай Таликов заявил ТАСС, что перспективный комплекс транспортной авиации (ПАК ТА) получит название Ил-106 и его грузоподъемность достигнет 80-100 т. Внешне он будет напоминать широко известный военно-транспортный Ил-76. Главное отличие Ил-106 будет в том, что он сможет садиться на грунт.

Кроме того, КБ "Ил" проектирует транспортный самолет Ил-112В для замены в парке ВТА "транспортника" Ан-26.

На вооружении соединений и частей ВТА стоят воздушные суда разработанные и произведенные в СССР и России: Ил-76 (разных модификаций, включая новейший Ил-76МД-90А), Ан-26, Ан-22 "Антей", Ан-124 "Руслан", Ан-12.
© Марина Лысцева/ТАСС

Военно-транспортный самолет Ан-12

  • Первый полет - 16 декабря 1957 г., на вооружении с 1959 г.
  • Длина - 33,12 м, размах крыла - 38,01 м.
  • Максимальный взлетный вес - 61 т; перевозит до 90 солдат, или 60 парашютистов, или 20 т груза.
  • Максимальная скорость - 777 км/ч, дальность с максимальной нагрузкой - 3200 км, практический потолок - 10 200 м.
  • Экипаж - от 5 до 6 человек (в зависимости от модификации).
  • Модификации - более 20, в т. ч. топливовоз, топливозаправщик, полярный вариант, постановщики помех, самолеты-лаборатории и др.
© Марина Лысцева/ТАСС

Тяжелый военно-транспортный самолет Ан-22 "Антей"

  • Самый большой в мире турбовинтовой самолет.
  • Название получил в честь непобедимого великана из греческой мифологии Антея.
  • Первый полет - 27 февраля 1965 г., на вооружении с 1969 г.
  • Длина - 57,3 м, размах крыла - 64,4 м.
  • Максимальный взлетный вес - 225 т; перевозит до 290 солдат, или 150 десантников-парашютистов, или 60 т груза.
  • Максимальная скорость - 650 км/ч, практическая дальность - 5225 км, практический потолок - 9 тыс. м.
  • Экипаж - 5-7 человек.
  • Модификации - Ан-22А (доработка с воздушными стартерами) и Ан-22П3 - транспортировщик крупных деталей самолетов Ан-124 и Ан-225.
© Виталий Невар/ТАСС

Многоцелевой транспортный самолет Ан-26

  • Первый полет - 21 мая 1969 г., на вооружении с 1975 г.
  • Длина - 23,8 м, размах крыла - 29,2 м.
  • Максимальный взлетный вес - 24 т; перевозит 40 десантников, или 24 раненых, или 5,5 т груза.
  • Максимальная скорость - 540 км/ч, практическая дальность - 2550 км, практический потолок - 7550 м.
  • Экипаж - 5 человек.
  • Модификации - штабная, санитарная Ан-26М, самолет-ретранслятор Ан-26РТ, гражданская версия Ан-26Б и др.
    Использовался в голливудском боевике "Неудержимые-3".
© Владимир Смирнов/ТАСС, архив

Средний военно-транспортный самолет Ил-76

  • Первый полет - 25 марта 1971 г., на вооружении с 1976 г.
  • Длина - 46,6 м, размах крыла - 50,5 м.
  • Максимальный взлетный вес - 170-210 т (зависит от модификации); перевозит 140-225 солдат, или 126 десантников, или до 47 т груза.
  • Максимальная скорость - 800 км/ч, дальность (с максимальной загрузкой) - 3 тыс. км, практический потолок - 12 тыс. м.
  • Экипаж - 6-7 человек.
  • Вооружение - две пушки ГШ-23Л калибра 23 мм.
  • Модификации - топливозаправщики Ил-78 и Ил-78М, гражданский вариант Ил-76Т, Ил-76МД-90А (с двигателями ПС-90А).
C 2014 г. ОАО "Ил" модернизирует строевые Ил-76МД с продлением срока службы машин на 15 лет, всего Минобороны планирует получить 41 модернизированный таким образом Ил-76МДМ.

Сейчас рассматривается возможность создания версии военно-транспортного самолета Ил-76МД-90А с удлиненной грузовой кабиной. Также он может быть модифицирован для борьбы с пожарами.

Минобороны России до 2020 года должно получить 39 самолетов Ил-76МД-90А. На данный момент готовы уже четыре машины, две из них переданы ВТА ВКС РФ.
© AP Photo/Misha Japaridze

Тяжелый военно-транспортный самолет Ан-124 "Руслан"

  • Самый крупный в мире серийный грузовой самолет. 
  • Первый полет - 24 декабря 1982 г., на вооружении с 1991 г.
  • Длина - 69,1 м, размах крыла - 73,3 м.
  • Максимальный взлетный вес - 392 т; перевозит до 880 солдат или 120 т груза.
  • Максимальная скорость - 865 км/ч, практическая дальность (с максимальной загрузкой) - 4800 км, практический потолок - 11 600 м.
  • Экипаж - до 8 человек.
  • Модификация - Ан-124-100.
  • В 2015 г. в Крым с Дальнего Востока на Ан-124 были доставлены две мобильные газотурбинные электростанции мощностью по 25 МВт каждая.


Итоги 2015 года

По данным Минобороны России, средний налет командира экипажа ВТА составил более 170 часов, а молодого летчика - более 200 часов.
Общий налет ВТА превысил 50 тысяч часов.

Командование ВТА было объявлено лучшим объединением ВКС России.
В ходе подготовки инфраструктуры аэродрома Хмеймим (Сирия) экипажи ВТА выполнили более 280 самолетовылетов и перевезли 13,75 тыс. т грузов.

Впервые экипаж Ил-76 совершил посадку на арктический аэродром. Летчики доставили груз на аэродром сезонной годности со снеговым покрытием на острове Земля Александры архипелага Земля Франца-Иосифа.