"Калюжный" - бронекатер, дошедший до Вены

История бронекатера-памятника БКА-74 "Калюжный" 10 Июнь 2016, 10:16
На территории Зеленодольского завода им. Горького находится бронекатер БКА-74 "Калюжный", который установлен как памятник рабочим и служащим завода, отдавшим свою жизнь за Родину и героическим труженикам, ковавшим грозное оружие в годы Великой Отечественной Войны. Это будет первый из целой серии репортажей о двух крупнейших предприятиях Республики Татарстан.
История бронекатера

Бронекатер БКА-74 построен на средства трудящихся Зеленодольского завода в 1943 году по проекту 1125 (малые речные бронекатер с башнями от танка Т-34-76). Свой боевой путь он прошёл от Азова до Вены.
В июне 1960 года бронекатер вывели из боевого состава флота и переоборудовали в учебный бронекатер.

Спустя несколько лет бронекатер был установлен на постамент на территории предприятия.
История создания бронекатеров проекта 1125

Осенью 1931 года командование Рабоче-крестьянского Красного флота (РККФ) утвердило техническое задание на создание двух типов бронекатеров.

Для реки Амур предполагалось использовать большой бронекатер, который планировали вооружить 76-мм орудиями, находящимися в двух танковых башнях, а малый бронекатер - одним 76-мм орудием в башне. Также на бк планировалось осуществить установку двух облегченных башен с 7,62-мм пулемётами. В идеале было запланировано получить большой бронекатер с осадкой не более 70 см, а малый - не более 45 см. Так же одним из главных условий было то, что катера должны были удовлетворять требованиям перевозки по железной дороге на платформе.

В июне 1932 года организация "Ленречсудопроект" получила техзадание для проектирования данных видов катеров, так же было принято решение установить на катера башни с пушками от танка т-28 и бензиновые двигатели ГАМ-34. В октябре 1932 "Ленречсудопроект" закончил проектирование, большой бронекатер получил название проект 1124, а малый проект 1125, хотя оба проекта были очень схожими все равно имелись многие различия. Главным конструктором проекта был назначен Бенуа Юлий Юльевич. В 1934 году на Зеленодольский завод имени А. М. Горького был направлен ГосОборон заказ на постройку совершенно новых для того времени кораблей проектов 1124 и 1125, за 10 лет на данном заводе было построено 154 бронекатера.