Военно-морская Казань

Атомная тёзка Республики Татарстан. 14 Июнь 2016, 05:16
Что делать в Казани человеку, который увлечён фотографированием Военно-морского флота? Вокруг столицы Республики Татарстан одни авиационные институты и заводы, а ближайшее судостроительное предприятие в 40 километрах от города, в Зеленодольске. Тут с этим сложно, но кое-что я нашёл, притом очень родное - северодвинское.
Мой нос, чувствующий, что в Казани есть что-то , связанное с флотом, завёл меня к казанскому Парку Победы, где первым, что я увидел, оказалась величественная Стела Победы. Её высота - 42 метра. У подножия стоят воин с мечом и женщина-мать с ребёнком на руках. Венчает стелу лавровый венок.
Стела Победы
Около Стелы Победы расположен историко-мемориальный комплекс "Книга Памяти". Не знаю, что внутри, постеснялся заходить внутрь в шортах. Справа от него клумба с цветами, которая является излюбленным местом встреч казанских велобайкеров.

Историко-мемориальный комплекс "Книга Памяти"
Перед историко-мемориальным комплексом "Книга Памяти" расположен мемориал памяти Героям Великой Отечественной войны с вечным огнём по центру, вокруг которого разместился пантеон с мраморными табличками, где увековечены имена 200 уроженцев республики, удостоенных звания Героя Советского Союза, 29 кавалеров орденов Славы, рядом воздвигнуты макеты мемориальных знаков 7 стрелковых дивизий, сформированных в Татарстане. 
Казанский Парк Победы - уникальное место. Уверен, мне не показалось, что он является любимым местом отдыха многих жителей Казани. Парк имеет обширную территорию, на которой горожане катаются на роликах и велосипедах, совершают пешие прогулки, катаются на лошадках и пони, фотографируются на фоне легендарной боевой техники. Кроме того, в парке есть отличный газон, на котором горожане устраивают пикники, играют и развлекаются.
Освоение этой территории началось в 1970-е годы с посадки 1418 деревьев и кустарников по количеству дней и ночей ВОВ. Тогда эта местность представляла собой болото.
Несколько лет велось строительство мемориала, создавался музей боевой техники, воевавшей в битвах Великой войны. Строительство самого мемориального комплекса было начато и завершено в 1995 году к 50-летнему юбилею Победы в Великой Отечественной войне. В окончательном виде парк был открыт для посещения горожанами в 2005 году, в год 60-летия Великой Победы.

Военная техника является любимым местом игр детворы разного возраста. Что характерно, не только мальчишек, но и девочек (фото 6). Особая заслуга администрации парка в том, что боевые машины, артиллерийские установки и самолёты, отметившие уже более чем полувековой юбилей, находятся в таком состоянии, что взобраться в кабину "катюши" или посидеть за штурвалом истребителя ребёнок может совершенно безопасно.
Как только я отошёл от техники, то увидел памятник матери, скорбевшей по погибшим воинам. Это поразительно прекрасный памятник. Он установлен в 2005 году. Современные красивые памятники редко встретишь, обычно полная безвкусица. В руках тюльпан, который она сжимает в знак скорби и памяти по тем, кто не дожил до дня Победы.
Чуть правей памятника виднеется то, зачем я сюда приехал.
Как уже все успели догадаться, главной целью посещения Парка Победы была рубка атомной подводной лодки, которая находится на аллее моряков-подводников.


Это рубка от атомной подводной лодки К-403 "Казань", построенной в Северодвинске по проекту 667А "Навага", а затем переоборудованной на северодвинском предприятии "Звёздочка" по проекту 667АК "Аксон-1" и 09780 "Аксон-2".
С подводной лодкой "Казань" я впервые познакомился в начале 2000-х годов, когда наш класс северодвинской школы №19 отправили на экскурсию на эту подводную лодку.
В 2009 году подводная лодка была утилизирована на судостроительном предприятии "Звёздочка", а её рубка в 2010 году была доставлена в Казань, где была установлена в качестве мемориала в Парке Победы. Рядом с ней были установлены торпеды, которые доставили из воинской части, дислоцированной в Зеленодольске
К-403 "Казань" - это атомная подводная лодка проекта 09780 "Аксон-2". Изначально она была построена на северодвинском предприятии "Севмаш" (sevmash) по проекту 667А "Навага", затем она прошла две модернизации на "Звёздочке" (1-я - 667АК "Аксон-2", 2-я 09780 "Аксон-2").

Как уже упомянул выше, в самом начале она была лодкой стратегического назначения с 16 боевыми ракетами на борту, а затем в 1980-м году ее перевели в разряд лодок специального назначения.
В 1983 году на лодке было завершено переоборудование по проекту 667АК "Аксон-1" (акустический корабль специального назначения). С того момента на ней проводили испытания гидроакустического комплекса "Скат-3" для подлодок 3-го поколения. Затем в 1996 году её переоборудовали по проекту 09780 "Аксон-2" для испытаний новейших акустических систем, которые устанавливаются на новейшие корабли четвёртого поколения, такие как подлодки проекта 955 "Борей" и 955А "Борей-А".
В ходе последней модернизации субмарина изменилась. У подлодки смонтировали новое ограждение выдвижных устройств, которое позже внедрили на новейшие стратегические подводные крейсера проекта "Борей". Объём работ был огромен и значительное участие в модернизации корабля принял "Севмаш", где были изготовлены все корпусные конструкции для нового носового блока подлодки.
В 1996 г. "Аксон-2" отправился на испытания, а в 1997 г. ему по просьбе общественности столицы Татарстана было присвоено название "Казань". Несмотря на огромные финансовые трудности, на лодке активно велась отработка новейших систем вооружения.
В 2000 г. она под командованием капитана 1 ранга Игоря Кравцова совершила длительный поход в Белое, Баренцево и Норвежское моря, Северный Ледовитый и Атлантический океаны. Это был вовсе не круиз, а напряженная боевая работа. Новые средства обнаружения продемонстрировали свою высокую эффективность. В принципе лодка могла использоваться для скрытного гидроакустического наблюдения. Ее аппаратура на больших дальностях легко записывала дискретные составляющие шумов американских и натовских кораблей. 
Авторитетная межведомственная комиссия пришла к заключению, что КС-403 "Казань" после небольшого ремонта может продолжить службу. Однако в 2004 г. лодку вывели из состава ВМФ, а 9 декабря 2005 г. на ней спустили Андреевский флаг.
В 2009 году началась утилизация субмарины, после которой осталось ограждение выдвижных устройств (рубка), которое в 2010 году была установлено в Парке Победы в Казани.
Но на этом история Военно-морской Казани не закончилась. В 2009 году на судостроительном предприятии "Севмаш" в Северодвинске была заложена многоцелевая атомная подводная лодка проекта 885 с именем К-561 "Казань".
Также по словам представителей предприятия, на новой "Казани" не устанавливается оборудование из стран бывшего СССР: новый корабль строится силами исключительно российских предприятий. Ожидается, что вывод из цеха и спуск на воду субмарины ожидаются в 2016 году.
Длина рубки составляет 22 метра, высота 6 метров, ширина 3,5 метра, вес от 70 до 95 тонн
Уходя из парка, сделал несколько фотографий авиации. Всю снимать не стал, не было времени, но самое интересное успел.
Ми-8
Кабина Ми-8
Ми-8 на фоне Казани
МиГ-27.
Су-7Б.
Aero L-29.