В России впервые построят беспилотное научно-исследовательское судно по студенческому проекту

Участники конкурса «Я буду строить корабли!» - студенческие команды 8 российских вузов из Севастополя, Калининграда, Санкт-Петербурга, Архангельска, Нижнего Новгорода, Казани и Владивостока - борются за право построить научно-исследовательское судно «Пионер-М».   17 Июнь 2016, 11:29
Финалисты конкурса «Я буду строить корабли!» - студенческие команды 8 российских вузов из Севастополя, Калининграда, Санкт-Петербурга, Архангельска, Нижнего Новгорода, Казани и Владивостока - борются за право построить научно-исследовательское судно «Пионер-М».

Победителей пригласят в Севастопольский государственный университет,  где в течение трех месяцев совместно с профессионалами морской отрасли в режиме «мини-КБ» они доработают свой проект до уровня готовой технической документации.

Корабль будет создаваться на верфи Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) и запущен в эксплуатацию для решения целого комплекса научно-исследовательских задач: рыбопромысловой разведки, инженерно-геологических изысканий, экологического мониторинга, отработки инновационных технологий судостроения, подготовки кадров для морской отрасли.

Это будет первое в истории России научно-исследовательское судно с 4 типами мобильных лабораторий и функциями беспилотного движения.


Уникальность проекта заключается и в отработке практико-ориентированной подготовки инженерных кадров для морской отрасли. Планируется, что это будет ежегодный межвузовский проект, реализуемый в профильных вузах по всей стране. «Пионер-М» станет стартом для возрождения в системе образования флотилии научно-исследовательских судов различного назначения.

Финал Всероссийского студенческого конкурса «Я буду строить корабли!» пройдет 19 июня 2016 года на площадке Агентства стратегических инициатив «Точка кипения». Участники представят свои проекты, созданные с использованием современных информационных технологий: трехмерной цифровой модели судна и последующей экспликации всех подсистем и технологического процесса производства.

Финалисты конкурса

Аэропаром катамаранного типа на упруго-скользящем основании – глиссирующем днище с упругодемпфирующим слоем вместо воздушной подушки с приводом на воздушные рули (и как вариант инновационного решения - полупогружные винты с регулируемым дейдвудом).

Северный (арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, Институт судостроения и морской арктической техники, Кафедра кораблестроения и сварки.
Однокорпусное одновальное судно с носовой одноярусной рубкой с увеличенным остеклением, кормовым расположением машинного отделения (МО) и рабочей палубой для перевозки контейнерного комплекса и плавучих средств. Форма корпуса - с наклонным форштевнем и с трансовой кормой.
Научно-исследовательское судно типа катамаран, с корпусом из композиционных материалов, дизельной энергоустановкой, четырехвинтовое с парным расположением в насадке, однопалубное, с кормовым расположением машинного отделения, смещенной в нос надстройкой.

Калининградский государственный технический университет, кафедра судовых энергетических установок и теплоэнергетики факультета судостроения и энергетики; кафедра кораблестроения факультета судостроения и энергетики.
Научно-исследовательское судно катамаранного типа, использующее в качестве основного движителя парусное вооружение, при этом все энергопотребители на борту запитаны от бортовой сети 12/24 вольта, обеспеченной аккумуляторными батареями. Также на борту судна установлены 2 главных дизельных двигателя с колонкой типа «SailDrive», оборудованные складывающимися гребными винтами и один вспомогательный дизель-генератор постоянного тока 24 вольта небольшой мощности. Аккумуляторные батареи постоянно подзаряжаются от солнечных панелей, имеют возможность подзарядки от главных двигателей, вспомогательного дизель-генератора и от береговой сети.

Санкт-Петербургский государственный морской технический университет, факультет кораблестроения и океанотехники, кафедра «Проектирование судов».
Судно с катамаранным корпусом, с прямым форштевнем, транцевой кормой (в надводной части), кормовым расположением машинных отделений в каждом из корпусов, с развитой надстройкой в миделевой и носовой частях, с открытой палубой для научных работ в кормовой части, с ПУ в каждом из корпусов в носу.

Дальневосточный федеральный университет, Инженерная кола ДВФУ, кафедра кораблестроения и океанотехники.
Секлопластиковое, однопалубное судно с баком, с рулевой рубкой на баке, одновинтовое, c винтом регулируемого шага, с кормовым расположением машинного отделения, с газо-редукторной схемой движения, с раздельной пропульсивной установкой и электроэнергетической системой.

Севастопольский государственный университет, Институт кораблестроения и морского транспорта, кафедра океанотехники и кораблестроения.
Двухкорпусное однопалубное двухвинтовое стальное судно, с кормовым расположением машинного отделения, центральным расположением надстройки, выполненной в виде рубки. Тип гребной установки – электрическая. В качестве движителей используются винто-рулевые колонки с электроприводом. В носовой части предусмотрены подруливающие устройства туннельного типа.
Однокорпусное двухвинтовое судно с наклонным форштевнем и транцевой кормой, промежуточным расположением машинного отделения (МО) и дизельной силовой установкой, работающей на винты регулируемого шага (ВРШ), с двойным дном, с двухъярусной надстройкой в носовой части.

СПРАВКА

Инициатором конкурса выступил Севастопольский государственный университет в партнерстве с Объединенной судостроительной корпорацией, Агентством стратегических инициатив, Министерством образования и науки Российской Федерации.