Контроль за кораблями-беспилотниками: в поисках технологий

В рамках программы ACTUV агентство DARPA собирает идеи по реализации безопасного взаимодействия необитаемых надводных аппаратов и обычных кораблей в любых погодных условиях 1 Апрель 2015, 17:09

Программа DARPA под названием ACTUV (Anti-Submarine Warfare (ASW) Continuous Trail Unmanned Vessel, необитаемый аппарат для автоматического сопровождения противолодочных операций) предусматривает разработку нового типа необитаемых надводных аппаратов, которые смогут самостоятельно отслеживать сверхтихие дизель-электрические подводные лодки противника, имея запас хода в тысячи миль. Одна из задач, которую решает программа ACTUV — развитие автономной эксплуатации необитаемых аппаратов с соблюдением Международных правил предупреждения столкновений судов в море (МППСС).

На сегодняшний день в рамках программы уже удалось достичь существенного прогресса в разработке и реализации автономных режимов эксплуатации. В настоящее время система ACTUV для обнаружения других судов использует радар, что по мнению представителей DARPA «решает задачу на 90%». Однако такая технология, к примеру, непригодна для классификации типов судов, например, с ее помощью невозможно определить имеет ли наблюдаемое судно двигательную установку или является парусником. Кроме того, одним из требований МППСС является «надлежащее наблюдение с помощью зрения и слуха».

Для того, чтобы расширить возможности ACTUV по обнаружению и классификации судов, а также снизить зависимость от радара, как основной системы датчиков, DARPA опубликовало запрос информации об имеющихся в настоящее время технологиях, которые могли бы помочь ACTUV и другим перспективным необитаемым надводным аппаратам реализовывать обнаружение и классификацию находящихся поблизости кораблей и других объектов.
В рамках программы ACTUV планируется разработать необитаемый надводный аппарат, который будет эксплуатироваться в автономном режиме под минимальным дистанционным контролем и соблюдать морские «правила дорожного движения», известные как МППСС. На фото: постройка прототипа ACTUV (спуск на воду запланирован на конец 2015 года)

DARPA прежде всего интересуют системы датчиков, а также аппаратное и программное обеспечение для обработки изображений, в которых используются пассивные (электрооптические/инфракрасные) или не использующие радар активные технологии (например, лидары). Цель предпринятых усилий состоит в разработке надежных, стабильных бортовых систем, которые могут обнаруживать и отслеживать проходящие мимо надводные суда и потенциальные навигационные опасности, классифицировать характеристики этих объектов и предоставлять необходимые данные для программного обеспечения ACTUV, отвечающего за автономное поведение необитаемого надводного аппарата в соответствие с требованиями МППСС.

«Мы находимся в поиске готовых к испытаниям мультисенсорных решений, которые расширяют возможности современных автоматизированных систем обнаружения, необходимых для эксплуатация необитаемых надводных аппаратов, — прокомментировал публикацию руководитель программы Скотт Литтлфилд (Scott Littlefield). — Повышение способности этого типа судов «чувствовать» окружающую обстановку в любых погодных условиях и режимах морского движения, днем и ночью, значительно поможет нам в проведение различных военных операций». 
Программа DARPA под названием ACTUV предусматривает разработку нового типа необитаемых надводных аппаратов, которые смогут самостоятельно отслеживать сверхтихие дизель-электрические подводные лодки противника, имея запас хода в тысячи миль

Запрос информации, опубликованный DARPA, имеет отношение к следующим технологическим областям:

Датчики для обнаружения надводных судов: любая комбинация методов визуализации и отслеживания без использования радаров, включая (но не ограничиваясь) пассивные и активные системы визуализации в видимом и инфракрасном диапазоне, лазерные дальномеры (Class 1) и лидары (Flash LIDAR) для получения информации о судах/кораблях круглосуточно, в самых разнообразных погодных и климатических условиях, включая дымку, туман и дождь, на расстоянии от 4 до 15 км;

ПО для датчиков обнаружения на море: алгоритмы и программное обеспечение для обнаружения, отслеживания и классификации судов с помощью пассивных оптических или активных систем визуализации, не использующих радары;
 
ПО для классификации навигационных огней и знаков: алгоритмы и программное обеспечение для обнаружения, отслеживания и классификации навигационных огней и знаков, представляющих собой стандартные средства, отображающие ориентацию судна/корабля и его статус, с помощью пассивных оптических или активных систем визуализации, не использующих радары.