Бронетранспортеры M113 останутся в строю до середины 2020-х

Генералитет Армии США считает, что состоящие на вооружении со времен войны во Вьетнаме БТРы "протянут", как минимум, еще десяток лет 6 Апрель 2015, 09:54

Судьба бронетранспортера М113 и его плановой замены, известной как Armored Multi-Purpose Vehicle (AMPV, «многоцелевая бронемашина»), обсуждались на прошлой неделе в Хантсвилле (штат Алабама), где Ассоциация Армии США провела собственную ежегодную конференцию.

В ходе одной из панельных дискуссий был задан вопрос: «Какой военный транспорт будет использоваться для переброски войск, в качестве командно-штабных машин и для эвакуации личного состава, т.е. выполнять все задачи которые ранее возлагались на М113, с учетом того, что первые AMPV поступят на вооружение Армии не раньше конца 2020 годов?»

Генерал-лейтенант Энтони Иерарди (Anthony Ierardi), заместитель начальника штаба Армии, отвечающий за финансовое обеспечение, уклонился от прямого ответа: «Командующий состав, очевидно, будет использовать наиболее подходящие средства, для выполнения стоящих перед ними задач. M113 все еще остаются на вооружении, но Армия планирует отказаться от этих машин и перейти к использованию AMPV для обеспечения безопасной мобильности, необходимой нашим солдатам, где бы они не выполняли боевые задачи».

Устаревающий с каждым годом бронетранспортер был разработан еще в конце 1950-х и широко использовался американцами в ходе войны во Вьетнаме. Хотя модернизированные варианты этой боевой машины все еще находятся на вооружении, они не используются за пределами военных баз из-за уязвимости перед СВУ. Командующие операциями не разрешают экипажам M113 покидать базы передового развертывания без проведения мероприятий по дополнительному бронированию и расчистке маршрута движения.
Бронетранспортер M113 был разработан еще в конце 1950-х и широко использовался американцами в ходе войны во Вьетнаме

Армия планирует потратить $10 млрд на покупку 2907 единиц AMVP с тем, чтобы заменить оставшиеся M113 — такая информация содержится в недавно опубликованном отчете Исследовательской службы Конгресса США. В декабре прошлого года служба присудила контракт на проведение НИОКР американскому подразделению британского оборонного гиганта ВАЕ Systems, которое производит гусеничные М2/М3 Bradley, пришедшие на замену M113 в 1980-х годах.

Первый этап сделки оценивается в $382 млн — в течение четырех лет подрядчик обязуется построить 29 прототипов новой боевой машины. После того, как транспортные средства пройдут тестирование, компания сможет построить 289 бронемашин в рамках мелкосерийного этапа производства на общую сумму $1,2 млрд. Остальные машины будут построены уже на этапе полномасштабного производства.

Компания General Dynamics отказалась от участия в конкурсе после того, как ее специалисты пришли к выводу о том, что интересы военного заказчика сместились в сторону бронемашин типа Bradley. Компания вместо этого предложила Армии использовать «смешанный» автопарк, который включает модификацию собственных колесных бронемашин Stryker для эвакуации раненых. Санитарный транспорт был испытан в Ираке в 2010 году на базе подразделение 3-й пехотной дивизии. 

По иронии судьбы, в своем ответе на вопрос, касающийся М113, генерал-лейтенант Бен Ходжес (Ben Hodges), командующий Армией США в Европе, расхваливал преимущества модифицированных колесных платформ, в частности для медицинской эвакуации.
Общий выпуск M113, включая машины на его базе, составил около 85 000 единиц. Длительное время оставался основным бронетранспортером США, в значительных количествах поставлялся также в другие страны и использовался во множестве вооружённых конфликтов
Когда командующий Сухопутными войсками Украины генерал-лейтенант Анатолий Пушняков в конце марта побывал в европейском штабе Армии США в Висбадене, Ходжес уточнил у него, какие уроки были извлечены украинской армией в ходе недавних боевых действий: «Одна из интересных вещей, которыми он поделился, касалась специальной модификации БТРов, — рассказывает Ходжес. — Ведь они оказались не готовы к большим потерям, у них сотни солдат умерли от ранений».
По словам Ходжеса, «то, что он [Пушняков] описал, похоже на происходящее в Армии и Корпусе морской пехоты США, а также большинстве западных армий. И это должно быть толчком к появлению специальных санитарных машин. Он [Пушняков] рассказал о том, как один из БТРов превратили в санитарную бронемашину для эвакуации раненых с поля боя. Им приходится адаптироваться к тому оборудованию, которое имеется. А это большая разница (имеется в виду отличие переоборудованного военного транспорта от специальных машин — прим. Defence.Ru)».

Большинство из оставшихся на вооружении M113 используются бронетанковыми бригадными тактическими группами для второстепенных задач, таких как эвакуация и лечение раненых, в качестве командно-штабных машин и транспорта общего назначения. Армия еще не решила, как будет заменять эти машины, использующиеся на более высоких тактических уровнях.

Как и Иерарди, Ходжес не назвал потенциальных альтернатив М113, а вместо этого отшутился, рассказав о случае из жизни: «Американские солдаты всегда могли извлечь максимум из того оборудования, которым они располагали. И M113 — отличное тому доказательство. Я мастерски перевернулся в одном из них 34 года назад, когда служил в немецком Хохенфельсе. И выжил, чтоб рассказать вам об этом. Это говорит о том, что не бывает армии без недостатков». Позже Ходжес добавил, что «Армия продолжит использовать M113, пока они останутся на вооружении. И чем бы Армия нас не снабжала, настоящий солдат всегда найдет лучшее применение этому вооружению».