Авиация без пилотов? Уже не фантастика

Насколько вообще необходимы люди в кабине самолета? 14 Апрель 2015, 15:35
Крушение Airbus A320 авиакомпании Germanwings в Альпах, вызванное намеренными действиями пилота, дало старт волне дискуссий о том, как сделать полеты безопаснее, и уже привело к изменению стандартов пилотирования у нескольких авиаперевозчиков. Одновременно авиационные эксперты обсуждают и другой вопрос: насколько вообще необходимы люди в кабине самолета?
Прогресс в сенсорных технологиях и искусственном интеллекте действительно делает присутствие людей-пилотов в самолете все менее обязательным, пишет научный обозреватель New York Times Джон Маркофф. Правительственные агентства США и бизнес активно инвестируют в эту сферу и ставят эксперименты по замене одного или обоих пилотов роботами или дистанционным управлением. Уже сейчас люди участвуют в пилотировании минимальное количество времени: согласно исследованию бывшего пилота ВВС США Мэри Каммингс и ее коллег по Университету Дьюка, пилоты Boeing 777 в среднем за полет действительно ведут самолет лишь 7 минут. Те, кто летает на Airbus, признались, что их вмешательство в управление длится вдвое меньше.
Boeing 777-200 в оригинальной раскраске
«Пилоты, которые управляют Airbus эти три минуты, делают это не потому, что это необходимо, а потому, что таков регламент. Это нужно во время взлета».
Кабина Boeing 777
Коммерческие авиалайнеры «умнеют» постоянно, продолжает NYT. Компьютер того же Airbus знает достаточно, чтобы не врезаться в гору, и машина может не только предупреждать пилотов об опасности, как сейчас, но и облететь препятствие самостоятельно. По данным издания, Пентагон тестирует работу автоматических систем управления на истребителе F-16, и уже сообщалось о случае, когда компьютер спас самолет и пилота во время военной операции против ИГИЛа. Агентство по передовым оборонным исследовательским проектам Минобороны США (DARPA) этим летом готовится испытывать систему Alias (Aircrew Labor In-Cockpit Automation System) – робота, который будет сидеть в военном самолете на месте второго пилота и выполнять его функции. Он должен говорить с капитаном и диспетчером на земле, слушать, манипулировать органами управления (причем перестраивать кабину под него не потребуется), считывать показания приборов. Кроме того, Alias должна быть в состоянии произвести взлет и посадку самостоятельно, если первый пилот не сможет этого сделать.
DARPA  Aircrew Labor In-Cockpit Automation System
Параллельно NASA исследует похожую опцию: убрать из коммерческого самолета второго пилота и заменить его удаленным оператором, который будет одновременно «обслуживать» несколько рейсов. В теории такой оператор сможет включаться в работу любого из порученных ему самолетов и – например, в случае плохого самочувствия капитана судна – посадить машину, находясь на земле. Отказ от услуг второго пилота выглядит привлекательным для авиакомпаний, отмечает NYT: по состоянию на 2007 год NASA оценивало мировые затраты на оплату труда вторых пилотов пассажирских рейсов в миллиарды долларов ежегодно; их средняя зарплата в США составляет свыше $86 тысяч в год, или более $7 тысяч в месяц.
«Вы можете спросить: будет ли безопаснее иметь самолеты с одним пилотом и возможностью удаленно контролировать их с земли? Ответ – да».
 утверждает Каммингс, которая участвует в проекте DARPA
NASA также разрабатывает программы для выполнения работы диспетчера, которые смогут отслеживать движение сотен самолетов и оптимизировать воздушный трафик над и между аэропортами. Согласно заявлению агентства, компьютеры позволят увеличить авиатрафик в США на 20%, сократив при этом количество обслуживающих его диспетчеров.

Идея о пассажирских беспилотниках встречает массу контраргументов – чем больше в самолете автоматических систем, тем больше в них того, что может сломаться, говорят критики. Однако пока вопрос о возможности замены пилотов машинами лежит не в плоскости оптимизации расходов авиакомпаний и даже не в плоскости доступности соответствующих технологий. Просто людям нужен живой человек, который разделит их судьбу.

«Это не техническая проблема. Это проблема общественного доверия». Именно из-за этого пассажирские самолеты без пилота, вероятно, не начнут летать в ближайшие несколько десятилетий.
 заявил после крушения рейса Germanwings авиационный эксперт MIT Джон Хансман.