Смогут ли американские истребители 6 поколения править небом?

Не так давно США объявили о своем намерении начать предварительные работы по проекту истребителя шестого поколения. На данный момент точные характеристики и даже общий облик такой машины неизвестен. В ближайшем будущем планируется провести различные исследования и определить требования к новому истребителю. 16 Апрель 2015, 15:08
Авиастроители ведущих стран продолжают разрабатывать новые проекты самолетов с все более высокими характеристиками. Развитие авиационной техники постоянно усугубляет и без того непростую ситуацию с конкуренцией между различными образцами. Разработчикам новых самолетов приходится принимать во внимание успехи зарубежных коллег и учитывать их в своих новых проектах. На данный момент это привело к тому, что уже активно начала обсуждаться проблема создания перспективных истребителей, относящихся к т.н. шестому поколению.
Не так давно США объявили о своем намерении начать предварительные работы по проекту истребителя шестого поколения. На данный момент точные характеристики и даже общий облик такой машины неизвестен. В ближайшем будущем планируется провести различные исследования и определить требования к новому истребителю. Пока же специалисты и общественность активно обсуждают пока не слишком актуальную тему и высказывают свои предположения о возможном облике нового истребителя. Более того, некоторые тенденции в авиации, наблюдаемые в настоящее время, становятся поводом для беспокойства.
12 апреля американское издание The National Interest опубликовало статью Can America's 6th Generation Fighter Jets Rule the Skies? («Смогут ли американские истребители 6 поколения править небом?») за авторством Дэйва Маджумдара. Автор этого материала рассмотрел некоторые особенности существующих проектов истребителей пятого поколения и попытался составить примерный список требований к технике будущего.

В начале статьи Д. Маджумдар высказывает главный ее тезис. В будущем на смену парку существующих самолетов F/A-18E/F Super Hornet должны прийти перспективные многоцелевые истребители F/A-XX. По мнению автора, эта техника должна быть «заточена» в первую очередь под выполнение задач завоевания превосходства в воздухе, перехвата воздушных целей и т.д. Возможность выполнения ударных задач с работой по наземным или надводным целям должна быть вторичной целью разработчиков.
Проект самолета-невидимки Boeing F/A-XX
Ссылаясь на неназванного высокопоставленного чиновника американской оборонной промышленности, ранее бывшего летчиком-истребителем, Д. Маджумдар утверждает, что имеющиеся у США истребители F/A-18E/F Super Hornet и новейший Lockheed Martin F-35C Lightning II не смогут справиться с угрозами в лице российского самолета Т-50 (ПАК ФА) и китайского Chengdu J-20. Источник автора считает, что новейшие истребители зарубежных стран, а также новые ракеты для них серьезно сокращают преимущество, имеющееся у американских самолетов.
ПАК ФА Т-50 - Российский многоцелевой истребитель п’ятого поколения
Главной целью изучения зарубежной техники является ее сравнение с собственной. Летчики-истребители тщательно анализируют данные о зарубежной и отечественной технике, сравнивают преимущества и недостатки различных машин и делают выводы. Такой подход позволяет определить, в каких областях их самолеты лидируют, а в каких отстают. Иными словами, в ходе анализа устанавливается, какой из истребителей быстрее, какой лучше проявляет себя на том или ином режиме полета или у какого больше дальность пуска ракет. Источник издания The National Interest, изучив различные данные, полагает, что в настоящее время США располагают только одним истребителем, имеющим заметные преимущества перед Т-50 и J-20. Это самолет Lockheed Martin F-22 Raptor.
Lockheed Martin F-22 Raptor
Для сравнения специалист привел данные о летных характеристиках рассматриваемых истребителей пятого поколения. Так, китайский самолет J-20 имеет заметное преимущество перед современной американской авиационной техникой в сверхзвуковых режимах полета. В отличие от американских F/A-18E/F и F-35, J-20 может совершать сверхзвуковой полет без использования форсажа, который серьезно увеличивает расход топлива. Такая особенность самолета может заметно повысить его боевые возможности.

Неназванный специалист описывает практическое значение этого преимущества следующим образом. Истребитель J-20 сможет преодолеть до 300 миль со сверхзвуковой скоростью, не используя форсажный режим работы двигателей, и лишь потом развернуться для возвращения на базу. Такие возможности делают этот самолет весьма опасным для других истребителей, которые должны выбирать между сверхзвуковой скоростью и экономией топлива. Ситуация будет еще более серьезной, если бой происходит на большом удалении от баз или если китайские самолеты имеют преимущество в численности.
Истребитель J-20 
Во время крупных воздушных боев с участием большого количества истребителей возможна такая ситуация, когда одна из сторон вынуждена будет разделиться с целью отхода из района боя. Чтобы уйти от преследования, отходящие истребители должны использовать форсажный режим работы двигателя, серьезно повышающий расход топлива. Таким образом, в зависимости от тактической обстановки и особенностей географии района, уходящие самолеты смогут лететь на форсаже не более нескольких минут, после чего им придется перейти на другой режим полета и начать экономить топливо. Истребитель с возможностью длительного полета на сверхзвуковой скорости без использования форсажа будет иметь большое преимущество перед другими самолетами.

Другой собеседник Д. Маджумдара полагает, что основной задачей перспективного истребителя шестого поколения F/A-XX станет поиск и уничтожение воздушных целей. В пользу такого предположения приводятся два аргумента. Первый касается тактической роли самолета F-35C, который сможет выполнять весь спектр ударных задач. Второй довод апеллирует к количеству боевых самолетов противника, с которыми придется бороться новым американским истребителям. Таким образом, в технических требованиях к проекту F/A-XX может появиться сдвиг в сторону чисто истребительных задач с сокращением ударных возможностей.
Lockheed-Martin-F-35-Lightning-II
Второй источник автора публикации Can America's 6th Generation Fighter Jets Rule the Skies? не согласен с первым в вопросах боевых качеств и перспектив современных истребителей пятого поколения. По его мнению, самолет F-35C вполне способен бороться на равных с новейшим китайским J-20. Тем не менее, для этого следует правильным образом определять состав своей авиационной группы. Количество самолетов противника не должно превышать общий боекомплект группы истребителей F-35C. Более того, никакие самолеты не справятся с задачей защиты воздушного пространства, если число врагов превышает количество имеющихся ракет.

Необходимость участия в массовых столкновениях с противником может оказать серьезное влияние на облик перспективного самолета. Так, второй источник автора считает, что необходимость несения большого количества ракет и требования по малозаметности для вражеских средств обнаружения приводят к необходимости увеличения внутренних объемов конструкции самолета. Подобная машина может строиться по схеме «летающее крыло», но в таком случае самолет будет дозвуковым. Сверхзвуковой самолет должен иметь фюзеляж большого удлинения, в который, однако, достаточно трудно вписать грузоотсеки необходимых объемов.
Cтелс бомбардировщики B- 2 Spirit F- 117 Nighthawk
Подобная специфика перспективной техники предъявляет особые требования к вооружению. По мнению специалиста, для сверхзвукового истребителя со сравнительно большим боекомплектом и малой заметностью придется создавать новое оружие. Это могут быть усовершенствованные ракеты «воздух-воздух» меньших габаритов либо пока еще не существующее т.н. энергетическое оружие направленного действия, такое как малогабаритный боевой лазер. Все это позволит обеспечить требуемые боевые качества, а также сократить необходимые объемы внутри конструкции самолета.

Оба специалиста, с которыми беседовал Д. Маджумдар, согласны в том, что Пентагону следует формировать требования к самолету F/A-XX с упором на истребительную функцию. Такая машина должна иметь возможность летать со сверхзвуковой скоростью на высотах 50-60 тыс. футов (примерно 15-18 км), иметь высокую маневренность, а также быть малозаметным для современных систем обнаружения. Что касается ударной функции, то источник издания отмечает: из хорошего истребителя всегда можно сделать хороший истребитель-бомбардировщик, а в мире пока нет истребителя лучше F-22.

Далее в статье Can America's 6th Generation Fighter Jets Rule the Skies? упоминается одна из недавних работ аналитика Центра стратегических и бюджетных оценок Джона Стиллиона. Этот специалист полагает, что истребитель шестого поколения может не быть сверхзвуковым. Наоборот, такая машина должна быть дозвуковым летающим крылом с минимально возможной заметностью и максимальным количеством ракет «воздух-воздух» большой дальности на борту. Иными словами, по мнению Дж. Стиллиона, главными особенностями шестого поколения должны стать малозаметность, характеристики бортовой радиоэлектронной аппаратуры и большой боекомплект. Скорость полета, высотность и маневренность в таком случае отходят на второй план.

Некоторые представители ВВС США согласны с таким предложением, однако пока в Пентагоне главенствует мнение о необходимости повышения всех характеристик без заметного сокращения одних в пользу других. Подобный подход к разработке технических требований будет касаться всех вариантов перспективного истребителя, как «сухопутной» версии, так и модификации для военно-морских сил. Командования ВВС и ВМС собираются начать совместные работы по определению требований к проекту в следующем году. Вполне возможно, что новый проект в дальнейшем будет разрабатываться в интересах двух видов вооруженных сил. Тем не менее, нельзя исключать и другой вариант развития событий, при котором военно-воздушные и военно-морские силы в будущем начнут разработку двух разных проектов, серьезно отличающихся друг от друга уже на уровне требований.
F-117 Nighthawk
В заключение своей статьи Д. Маджумдар отмечает, что разработка версии проекта F/A-XX для морской авиации может быть связана с некоторыми трудностями. Более того, некоторые специалисты и вовсе сомневаются в возможности создания такого проекта. На пути нового проекта стоят ограниченные финансовые возможности ВМС США. В будущем этой структуре предстоит реализовать несколько новых дорогих проектов, таких как программа разработки и строительства перспективных атомных подлодок Ohio Replacement. В таких условиях у военно-морских сил могут возникнуть проблемы с финансированием проекта нового палубного истребителя.

Необходимо отметить, что вопрос из громкого заголовка «Смогут ли новые американские истребители 6 поколения править небом?» в итоге остался без ответа. Дэйв Маджумдар так и не смог ответить, сумеют ли перспективные американские истребители шестого поколения быстро и эффективно завоевывать превосходство в воздухе, побеждая самолеты других стран. Тем не менее, пока проекты подобной техники остаются лишь в планах военных, из-за чего нельзя с уверенностью говорить о каких-либо характеристиках перспективных истребителей.

В обозримом будущем Пентагон и предприятия оборонной промышленности планируют заняться предварительными работами по новому проекту. На определение требований, формирование облика и разработку проекта уйдет достаточно много времени, из-за чего первый истребитель шестого поколения сможет появиться не ранее конца следующего десятилетия. Поэтому сейчас остается только стоить предположения и пытаться угадать, какой будет машина, которой предстоит подняться в воздух через 15-20 лет.

В статье издания The National Interest представлены две почти диаметрально противоположные точки зрения на истребитель шестого поколения. Первая подразумевает создание сверхзвукового самолета с возможностью высокоскоростного полета без использования форсажа двигателей. Такой самолет должен иметь внутренние грузоотсеки для вооружения. Главным оружием подобного истребителя должны стать малогабаритные ракеты большой дальности, которые пока только предстоит разработать. Альтернативой им может стать лазерное или иное футуристическое вооружение.
«Boeing 747-400F» («YAL-1A») с лазерной пушкой 
Вторая точка зрения подразумевает отказ от высоких летных данных в пользу малой заметности и большого боекомплекта. Подобный истребитель сможет незамеченным выходить на рубеж пуска ракет и выполнять поставленную задачу, не приближаясь к самолетам противника. Для этого истребитель должен представлять собой дозвуковой летающее крыло с солидным боекомплектом и самой совершенной бортовой аппаратурой.

При этом все специалисты, которых цитирует автор публикации, сходятся во мнении о необходимости создания самолета, предназначенного в первую очередь для выполнения истребительных задач. Нанесение ударов по наземным или надводным целям следует отдать другой технике, поскольку обеспечение универсальности может быть связано с серьезными трудностями технического характера.

И все же не следует забывать, что на данный момент все обсуждения истребителей шестого поколения являются попыткой угадать, каким будет самолет, которому предстоит появиться не ранее середины двадцатых годов. Нельзя полностью исключать возможность того, что некоторые из сегодняшних оценок и предположений окажутся правильными. Однако не следует впадать в крайности и воспринимать все догадки исключительно как возможное руководство к действию для разработчиков и как точнейшее предсказание событий отдаленного будущего.