Обнаружен новый тип стволовых клеток

Авторы новой работы обнаружили новый тип. Ученые назвали их плюрипотентными стволовыми клетками, специфичными к месту. 19 Май 2015, 17:02
До сих пор стволовые клетки классифицировали на два типа: эмбриональные стволовые и стволовые клетки эпибласта. Авторы обнаружили новый, третий тип клеток. Исследование клеток этого типа поможет глубже понять процессы раннего развития эмбриона.
Стволовые клетки могут развиваться по нескольким альтернативным сценариям, то есть теоретически способны превратиться практически в любую ткань будущего взрослого организма. И ученые заставляют стволовые клетки развиваться по тому или иному пути при помощи генетического «программирования».
Клетки мозга, развившиеся из индуцированных (стимулированных к дифференцировке) стволовых клеток, под флуоресцентным микроскопом. Фото: Su-Chun Zhang/Baoyang Hu, UW-Madison
До сих пор ученые выделяли два типа стволовых клеток: обладающие свойством плюрипотенции эмбриональные стволовые клетки, которые могут дифференцироваться во все три первичных зародышевых листка (слои клеток зародыша, из которых развиваются различные типы тканей): эктодерму, энтодерму и мезодерму — и способны превращаться во все типы клеток взрослого организма (их около 220). Стволовые клетки эпибласта являются мультипотентными, то есть дают начало лишь ограниченному числу клеток взрослого организма.
Исследователи из Японии, Испании и США сумели обнаружить стволовые клетки, которые развиваются по третьему сценарию. Ученые назвали этот тип клеток плюрипотентными стволовыми клетками, специфичными к месту (region-selective pluripotent stem cells). В ходе экспериментов на эмбрионах мышей клетки вводились в тело зародыша, а затем самостоятельно колонизировали ту или иную область его тела, после чего могли развиваться в клетки различных тканей. Ученые утверждают, что стволовые клетки третьего типа способны оказать специалистам существенную помощь в исследовании процессов раннего развития эмбриона и спецификации тканей, а также могут быть использованы в регенеративной медицине.
Работа исследователей опубликована в журнале Nature.