Игорь Сикорский: русская легенда США

Пионер авиации, создатель тяжелого четырехмотрного самолета, серийного вертолета одновинтовой схемы — среди его творений немало ставших «первыми в мире».  29 Май 2015, 14:03

«Воздухоплавание не было ни наукой, ни отраслью промышленности. Оно было чудом», — говорил Игорь Сикорский. Пионер авиации, создатель тяжелого четырехмоторного самолета, серийного вертолета одновинтовой схемы — среди его творений немало ставших «первыми в мире». Сикорский работал и жил в разных странах, но небу оставался верным всю жизнь.

Сикорский с моделью S-64
Игорь Сикорский родился в Киеве в семье известного психиатра Ивана Алексеевича Сикорского. Отец привил ему любовь к церкви и государю, а мать — Мария Стефановна — к искусству, музыке и литературе. Она же пробудила у сына интерес к воздухоплаванию. Рассказы о проектах летательных аппаратов Леонардо да Винчи, книги о фантастических воздушных кораблях и приключениях с детства не давали покоя будущему конструктору.
Первыми шагами на авиаконструкторском поприще были летающие модели. Конструкторским дебютом стала модель вертолета — ее Сикорский построил, когда ему было всего 12. В 1909-м, будучи студентом Киевского политехнического института, двадцатилетний инженер создает первый в России вертолет, доведенный до стадии натурных испытаний. Правда, подъемная сила аппарата оказалась недостаточной, и Сикорский модернизирует конструкцию. Второй вертолет, построенный по прежней схеме, сумел подняться в воздух.

Параллельно Сикорский работал над аэросанями, проектировал и строил воздушные винты, пробовал себя в строительстве самолетов.
Сикорский на С-5 во время киевских маневров
Аппарат по многим показателям превосходил предшественников. Двигатели «Анзани» и «Хэйк» в 35 л.с., которые Сикорский использовал ранее, заменил более мощный и надежный «Аргус» в 50 л.с. В С-5 впервые появилось второе сиденье, а вместо обычно применявшегося шпренгельского усиления, увеличен размах верхнего крыла и введены подкосы. В С-5, как и в С-4 две ручки управления заменил штурвал. На этом самолете Сикорский сдал экзамен на звание пилота, совершил несколько показательных полетов, а также установил четыре всероссийских рекорда: высота полета — 500 м, дальность — 85 км, продолжительность полета — 52 мин и скорость — 125 км/ч.
С-6А на Комендантском аэродроме
В том же 1911-м авиаконструктор создает шестой самолет С-6, установивший мировой рекорд скорости в полете с двумя пассажирами, а модернизированный самолет С-6А принес создателю Большую золотую медаль Московской воздухоплавательной выставки.

В последующие годы, работая главным конструктором воздухоплавательного отделения «Русско-Балтийского Вагонного завода» (РБВЗ), Сикорский создает множество летательных аппаратов, ставших для России первыми: гидросамолет и самолет, проданный за рубеж, серийный самолет и специально разработанный учебный, самолет монококовой конструкции и пилотажный самолет. Конструкции Сикорского принадлежали аппараты С-10 и С-12, которые широко применялись в годы Первой мировой.

В 1912-м, выступая на Втором всероссийском воздухоплавательном съезде, Сикорский отмечал: «большая масса и скорость — вот залог будущности авиации».
Опытный образец назвали «Гранд», а позже, после успешных испытаний, переименовали в «Русского витязя». Вскоре свет увидел и знаменитый четырехмоторный «Илья Муромец» — модернизированная версия «Русского Витязя». Самолет стал основой российской стратегической авиации в годы Первой мировой и применялся как в качестве тяжелого бомбардировщика, так и для дальней разведки.
Император, Сикорский и военные летчики перед «Русским Витязем»
После революции 1917 года Игорь Сикорский с тяжелым сердцем эмигрирует сначала во Францию, а затем в США — отсутствие заказов, неприятие режима и многочисленные угрозы вынуждают его пойти на этот шаг. Оставшись без средств к существованию в чужой стране, изобретатель какое-то время преподает математику в вечерней школе. К любимому делу ему удается вернуться лишь в 1923-м — вместе с русскими эмигрантами, причастными к авиации, он создает небольшую компанию.
На родине успеху «царского крестника», «авиационной белогвардейщины» рады не были, и о Сикорском, как и о его успехах, надолго забыли.
Сикорский незадолго до эмиграции

За успехом биплана последовала череда неудач — самолеты S-31–S-34 спросом не пользовались, а гигант S-35, претендовавший на лавры первого трансокеанского самолета, разбился в момент старта. В эти сложные времена финансовую поддержку «Русской фирме» оказывали многие соотечественники, находившиеся в эмиграции, отправляя свои сбережения со всего мира, — они считали работу Сикорского делом национальным.
«Русская фирма» переименовалась в «Sikorsky Aero Engineering Corporation», а самолеты-амфибии, или летающие лодки, стали первыми серийными пассажирскими авиалайнерами, которые эксплуатировались компаниями на рейсах, в том числе большой дальности. Так, в 1937 году «летающая лодка» типа S-42 стала первым самолетом, соединившим материки. Уменьшенная версия самолета экспортировалась во многие станы, в числе которых и СССР.
S-42

Время «летающих лодок» уходило, и Сикорский посвятил себя работе над вертолетами. Первый экспериментальный вертолет имел одновинтовую схему с автоматом перекоса и хвостовым рулевым винтом — схема, сегодня признанная классической, а в те годы считавшаяся бесперспективной. После длительных испытаний в 1942 году двухместный вертолет S-47 (R-4) вышел в серию. Успех имели послевоенный S-51 и S-52 — первый в мире вертолет, выполнивший фигуры высшего пилотажа, — S-55 и S-56.
Серийное производство S-58 в Бриджпорте
«Воздухоплавание не было ни наукой, ни отраслью промышленности, — говорил Игорь Сикорский. — Оно было чудом». И это чудо стало возможным во многом благодаря ему — преданному своему делу вопреки всему.
За свою жизнь Сикорский получил свыше 80 различных почетных наград, среди которых российский орден Св. Владимира 4-й степени, Мемориальный приз братьев Райт, а также различные медали, в том числе Почетная медаль Джона Фрица, которой в области авиации были удостоены лишь двое человек: он и Орвил Райт.