17 августа 1977 года Советский атомный ледокол «Арктика» впервые в истории мореплавания достиг Северного полюса 

Решение о походе на полюс было принято 13 июля 1977 года, когда министр морского флота СССР Т. Б. Гуженко подписал план организационно-технических мероприятий по подготовке рейса. 
Ледокол "Арктика". Ходовые испытания
Технические характеристики ледокола «Арктика»: длина — 148 м, ширина — 30 м, водоизмещение — 23000 т, скорость хода по открытой воде — 20 узлов. Заложили ледокол 3 июля 1971 года на Балтийском заводе Ленинграда. В создании принимали участие более 350 объединений и предприятий СССР, около ста научно-исследовательских, проектно-конструкторских и эксплуатационных организаций. Государственный флаг подняли на «Арктике» в апреле 1975 года. Позднее на Балтийском заводе по тому же проекту было построено ещё пять атомных ледоколов: «Сибирь», «Россия», «Советский Союз», «Ямал»,"50 лет Победы".
9 августа 1977 года советский атомоход «Арктика» под командованием капитана Юрия Кучиева после перезарядки реакторов и тщательной подготовки вышел из Мурманска и взял курс к северной оконечности Новой Земли. 
Из-за сложности задачи, поставленной организаторами экспедиции, был предпринят ряд мер безопасности:
На борт судна был принят аварийный запас продовольствия, рассчитанный на восемь месяцев.
Судно было укомплектовано материалами для строительства ледового аэродрома.
Экипаж судна (примерно 150 моряков) для экспедиции был усилен научными и техническими специалистами, в этом рейсе на борту судна было 207 человек.В задачи ученых входило достичь Северного полюса. Кроме того следовало проверить возможности нового ледокола, спущенного на воду всего за пять лет до начала экспедиции, его устойчивость к постоянным столкновениям со льдами. 15 августа ледокол пересек 85-й градус северной широты и вошел в приполюсный район. 
Было политически важно выйти точно на точку полюса, что было непростой задачей для навигационных приборов того времени. Эту задачу службы корабля успешно выполнили во взаимодействии со специалистом ААНИИ И. П Романовым, который к тому моменту уже много десятков раз бывал на вершине мира. По окончании рейса Илья Павлович Романов был награждён орденом Ленина.
17 августа 1977 года в 4 часа утра по московскому времени корабль, преодолев мощный трехметровый ледяной покров Центрального полярного бассейна, первым в мире достиг Северного полюса. 
Участники экспедиции отметили это событие торжественной церемонией поднятия Государственного флага СССР на десятиметровую стальную мачту, установленную на льду. Атомоход провел на вершине Земли 15 часов. За это время ученые успели выполнить комплекс важнейших исследований и наблюдений, а перед уходом с полюса спустили в воды Северного Ледовитого океана памятную металлическую плиту с изображением Государственного герба СССР. 
Первый иностранный корабль достиг полюса только спустя пятнадцать лет после советской «Арктики».