О "провале" российской команды на Международной Математической Олимпиаде 2015  

Российская команда на Международной математической олимпиаде в Таиланде впервые осталась без золотых медалей.  18 Июль 2015, 19:09
СМИ расценили выступление российской команды, как "провал", а в социальных сетях по поводу выступления команды юных российских математиков поднялось серьезное бурление масс.
Давайте посмотрим повнимательнее на то, что произошло (да вообще произошло ли хоть что-то из ряда вон выходящее) и проанализируем некоторые аргументы участников дискуссии.
Журнал "Экперт" опубликовал статью Александра Привалова "Дореформировались". Привалов пишет, что для того, чтобы получить "золото" в Таиланде надо было решить 4 задачи из 6. Это не так.
"Золото" в Таиланде давалось не за решение 4 из 6 задач, а за 26 очков. Каждая задача, решенная полностью давала участнику 7 очков. Так что максимальный результат - 42 очка. Один канадский юноша действительно набрал максимальный балл. Но задача может быть решена частично, с погрешноснями и т.д. Так что за задачу можно получить от 0 до 7 баллов.
Все результаты опубликованы на официальном сайте ММО-2015 
Трое ребят из российской команды набрали - по 25 баллов. Что, конечно, очень обидно.

Один балл - это очень мало, и этот один балл - отделил сразу троих участников российской команды от "золота". Причиной этого потерянного балла могла быть просто описка, недосмотр, наконец, ребят могло что-то отвлечь, не дать сосредоточиться только и исключительно на задаче, например, слишком жаркая и влажная погода. 

Набери каждый из трех российских участников по этому злочастному дополнительному баллу - у российской команды было бы 3 "золота". О чем бы тогда писал Александр Привалов?  Писать ему было бы не о чем.
Что бы тогда изменилось по-существу в российском образовании или в подготовке команды к олимпиаде? Ничего.
Так что мое первое объяснение: никакого в общем-то провала - нет. Есть неудача. Очень обидная неудача. И вешать собак на руководителей команды Назара Агаханова и Дмитрия Терешина, которые за многие годы работы завоевали вместе с командой целую кучу золотых медалей - не стоит. Как-то резко менять систему подготовки команды - тоже не надо. И что, вероятно, совсем удивительно для Привалова - Минобр тут совершенно не причем.

Привалов пишет: "Начиная, конечно, с внутренних (и не только математических) олимпиад, которые всегда были прекрасным механизмом отбора самых способных и мотивированных ребят, но на глазах перестают им быть – с тех самых пор, как стали важнейшим ходом поступления в вузы в объезд ЕГЭ, а потому начали резвенько «коммерциализироваться». Нужна чудесная наивность, чтобы не увидеть связи между этим процессом – и идущим параллельно обвалом результатов на ММО".

Я человек наивный, и такую связь увидеть не могу.
Международная математическая олимпиада - это что-то вроде спорта высших достижений. Как связана подготовка олимпийских чемпионов с уроками физкультуры в школе? Нельзя сказать, что совсем никак не связана, какой-то первичный отбор на уроках провести можно, - выделить наиболее способных, рекомендовать им заняться спортом. Но это все. Готовить спортсменов будут специализированные школы и профессиональные тренеры.

Математические олимпиады - тоже спорт. Там ясен результат - решил-не решил (в отличие от журналистики или других гуманитарных дисциплин - вроде на тему, а вроде и не вполне).

Поэтому "коммерциализировать" математические олимпиады - о чем с болью сердечной пишет Привалов - крайне трудно. Наверное, можно подделать результаты, но при малейшем сомнении - достаточно двух-трех вопросов участнику, чтобы понять - сам он решал задачу или он ее "коммерциализировал".
Руководитель команды на ММО Назар Агаханов в интервью "Эхо Москвы" говорит: "Победители и призеры Всероссийской Олимпиады школьников – они зачисляются в профильные вузы без экзаменов. Но, на всякий случай, все сдают ЕГЭ, потому что мало ли – сейчас правила такие, потом они будут изменены. И чтобы не оказаться в таком неловком положении, когда у них все достижения есть, а в то же время они не могут быть зачислены в вуз, ребята все сдавали ЕГЭ. Ну, они, конечно же, сдают этот экзамен хорошо, практически все написали ЕГЭ на 100 баллов. Вот, те, кто победители, призеры Всероссийской Олимпиады".
Олимпиады не могут стать массовым методом "объезда ЕГЭ" по самой простой причине - победить на олимпиаде во много раз труднее, чем подготовиться к ЕГЭ. И если человек выбирает себе и своему чаду простой путь (а "коммерциализацией", как правило, обеспокоены именно такие люди), то он не пойдет на олимпиаду, и уж тем более не будет светиться среди тех, кто занял первые места. А именно из них и набирают международную команду.

Ребята, которые входят в команду, как правило, известны специалистам много лет, за их успехами следят. Случайные люди в международной команде исключительная редкость.
Привалов точно знает почему мы проигрываем Китаю: "Результаты сборной страны на таком состязании и качество национального математического образования не одно и то же. Но связь между ними бесспорна, и нынче в Таиланде мы увидели результаты проходивших в последнее десятилетие процессов деградации и школьного образования вообще, и системы работы с одарёнными детьми в особенности. Множество стран внимательно изучали отечественную систему, основы которой заложил великий Колмогоров, – и изучили. Команды этих стран теперь и обгоняют нас в итоговых таблицах ММО. Мы же у себя эту систему всем ходом реформы образования старательно загоняем под плинтус".
Впервые Китай занял первое место на ММО в 1989 году (и с тех пор делал это чаще всех). Тогда китайская команда принимала участие в MMO только в пятый раз. А чтобы отладить систему подготовки нужно время.

Китайские участники ММО старше российских - по крайне мере на год. В Китае - 12-летнее образование, оно начинается с 6 лет. Какова разница, в том числе и в интеллектуальном развитии, между 17 и 18 годами, я думаю, никому объяснять не надо. Если бы в ММО участвовали не школьники, а 18-летние, окончившие первый курс студенты мехмата или матмеха - результаты были бы наверняка выше. Кроме того, у китайской команды затяжные - иногда многомесячные - подготовительные сборы перед олимпиадой. У российской команды - три недели.

Китай относится к ММО именно как Олимпиаде, как к доказательству высокого национального статуса. Хорошо ли это? Я в этом не уверен.

В ММО участвуют не спортсмены, для которых звание олимпийского чемпиона и есть цель жизни. В ММО участвуют молодые, талантливые ребята, для которых ММО - только эпизод биографии. Ни победа на ММО не гарантирует, что победитель станет настоящим математиком (я знаю примеры таких неудавшихся карьер, когда победители ММО вдруг теряли всякий интерес к математике), ни провал на ММО ни коим образом не ставит крест на будущей, возможно, блестящей карьере математика.

Но в одном я с Приваловым полностью согласен: нельзя уничтожать - сливать-разливать - специализированные математические школы, и не потому что их ученики выигрывают "золото" на ММО или на какой-то другой олимпиаде. А потому что без ребят, которые в этих школах учатся, без тех учителей, которые с ними работают, Россия проиграет свое будущее. Тут Привалов прав, но к "провалу" на ММО в Таиланде это уже не имеет отношения.

И в заключение я хочу обратиться к ребятам из нашей команды: вы молодцы - 6 серебряных медалей - это хорошо. Главное, не обращайте внимания на разных "специалистов", которые вас сейчас ругают, Бог с ними. У вас впереди великое будущее. Попробуйте войти в волшебный сад, как называл математику Гильберт. Там столько чудесного, что про свои относительные неудачи - вы скоро забудете.