Фуллерены из космоса

Астрономы проанализировали спектр фуллеренов и пришли к выводу, что эта аллотропная форма углерода нередко встречается в Млечном Пути и других галактиках 21 Июль 2015, 08:10
Как оказалось, телеском Spitzer и другие обсерватории действительно в прошлые годы находили фуллерены — «шарики» из 60 атомов углерода — в Млечном Пути и других галактиках, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature.

Фуллерены — одна из форм существования углерода в виде простого вещества, ставшая «визитной карточкой» нанотехнологий.

Эти молекулы могут применяться в самых разных областях — в качестве, например, наноразмерного усилителя в электронике, добавок при создании новых прочных сплавов или основы для новой оптической техники.

Как пишет Джон Майер (John Maier) из университета Базеля (Швейцария) и его коллеги, за последние 20 лет другие астрономы не раз заявляли об открытии фуллеренов в открытом космическом пространстве в Млечном Пути и даже более далеких галактиках, а также в толще некоторых метеоритов и астероидов.

Подобные утверждения были встречены многими учеными скептически, так как фуллерены обладают весьма специфическим спектром, который можно легко спутать с наложенным друг на друга излучением ряда других углеродных молекул.

Фуллерены и ранее находили в межзвездном веществе — например, в 2010 году международная группа ученых с помощью телескопа Spitzer впервые обнаружила эту форму углерода за пределами Млечного пути
Майер и его коллеги решили разрешить эти споры, попытавшись вырастить фуллерены в особом реакторе, который имитировал межзвездную среду, и воссоздать спектр, которым бы они обладали, находясь в космосе.

Как показал эксперимент, появление фуллеренов в звездных системах и в открытом космическом пространстве в принципе возможно, и даже при очень низких температурах – около 6 градусов выше абсолютного нуля – они будут формироваться.

Их спектр, как выяснилось в ходе дальнейшего анализа, действительно содержал в себе относительно темные линии поглощения на длине волн в 9577 и 9632 ангстрем (десятых долей нанометра), которые были зафиксированы телескопом Spitzer и другими инфракрасными телескопами во время наблюдений за Млечным Путем и прочими галактиками.

Подобный результат означает, что фуллерены действительно содержатся в галактиках в большом количестве, что закрепляет за ними статус «нанофабрик», которыми их астрономы наделили еще в 2011 году.

В свою очередь, присутствие фуллеренов почти во всех галактиках говорит о том, что в них содержится большое количество «стройматериалов» для формирования органических молекул, и как следствие – зарождения жизни в подходящих для этого условиях.