Земля 2.0 - Kepler-452b

NASA сообщило об обнаружении похожей на Землю планеты 23 Июль 2015, 20:16
НАСА на своем сайте объявило об обнаружении с помощью телескопа «Кеплер» экзопланеты, которая по своим характеристикам очень близка к Земле. Она вращается вокруг звезды, похожей по параметрам на Солнце и находится в «обитаемой зоне», то есть ученые ожидают, что условия на ней пригодны для существования белковой жизни.
Открытая экзопланета Kepler-452b всего в 1,6 раза больше земного и при этом она находится в так называемой «зоне обитания» — ее орбита пролегает на таком расстоянии от звезды, что вода на ней может находиться в жидком состоянии, что необходимо для существования на планете белковой жизни. Период ее обращения вокруг звезды 385 суток, всего на пять процентов отличается от аналогичного показателя для Земли. Экзопланеты — это планеты, находящиеся за пределами Солнечной системы.
Сравнительные размеры Земли и планеты Kepler-452b
Фото: nasa.gov
Относительно небольшие размеры и близкая к земной масса экзопланеты (она вычисляется из периода вращения) позволили исследователям предположить, что открытое небесное тело, вероятно, скалистое, твердое, как наша Земля. Планеты, поверхность которых твердая обнаруживали и раньше, однако их размеры в разы отличались от земного. Их называют «суперземли». При этом лишь некоторые из них находятся в «обитаемой зоне».
Открытая планета вращается вокруг звезды Kepler-452 находящейся в созвездии Лебедя, на расстоянии 1400 световых лет от Земли. Это светило относится к классу G2 — как и наше Солнце. Таким образом излучение от звезды, падающее на планету близко к земному, как по интенсивности, так и по спектру. Возраст Kepler-452 около 6 миллиардов лет, оно на 1,5 миллиарда лет старее Солнца, оно также на 20 процентов ярче и на 10 процентов больше в диаметре, чем Солнце.
Сравнительные размеры звездных систем Kepler-452, Kepler-186 и Солнечной системы
Фото: nasa.gov
Kepler-452b стала 1030-й экзопланетой, чье существование подтверждено. На данный момент насчитывается 4696 кандидатов в экзопланеты. Это значит, что существование этих небесных еще не подтверждено, так как они малы и ищут их обычно косвенными методами. Например, телескоп «Кеплер» фиксирует свет от звезды с высокой точностью. Если световой поток от нее немного падает, то это может означать, что между светилом и Землей проходит экзопланета. Однако, для окончательных выводов о существовании планеты «затенение» должно удовлетворять некоторым правилам, например, быть регулярным.
Ранее открытые миры в обитаемой зоне. Изображения планет приведены в масштабе.
Изображение: NASA
Для поиска экзопланет телескоп «Кеплер» использует транзитный метод. Он заключается в длительном наблюдении за светом множества звезд и поиске спадов в их блеске. Если такие спады происходят периодически, это может говорить о том, что причиной затемнения является прохождение по диску данной звезды экзопланеты. Альтернативой транзитному методу является анализ периодического красного смещения в спектре звезд. Оно вызывается качением звезды вокруг общего с экзопланетой центра масс. Транзитный метод доступен только для космических телескопов, в то время как анализировать красное смещение можно и с Земли. Оба метода легче находят более крупные планеты, например газовые гиганты. По этой причине их доля среди кандидатов в экзопланеты поначалу была очень высокой, планеты земного типа стали находить преимущественно в последнее десятилетие.
Космический телескоп «Кеплер», запущенный НАСА в марте 2009 года, к настоящему времени открыл более трех тысяч кандидатов в экзопланета — так называют далекие планеты, не входящие в Солнечную систему.