Музей сойдет со стапелей

Совсем скоро первая отечественная атомная подлодка К-3 «Ленинский комсомол» вернется в родную стихию, освободив стапельную плиту судоремонтного завода «Нерпа» в Снежногорске, которую занимала последние десять лет. 28 Июль 2015, 17:23
Отправить К-3 на переплавку или переоборудовать в музей - решение относительно судьбы легендарной субмарины за эти годы не раз менялось из-за отсутствия финансов. Но теперь получены деньги, и работы по подготовке ее спуска на воду набирают обороты.
Окончательное решение было принято еще в конце 2013 года, только 43 миллиона рублей на первый этап преобразований Министерство обороны выделило совсем недавно. Но представители завода, ветераны-подводники и просто неравнодушные люди полны оптимизма, ведь дело сдвинулось с мертвой точки.

Директор СРЗ «Нерпа» Аркадий Огранян может долго рассказывать о том, в какие только инстанции ни обращался, чтобы добиться финансирования, не дав превратить лодку в металлолом
- Эту информацию мы довели и до сведения правительства области. Затем от имени губернатора Марины Ковтун министру обороны Сергею Шойгу было направлено письмо с просьбой о финансировании первого этапа работ по формированию музея К-3. Также Марина Васильевна просила рассмотреть вопрос размещения подлодки в акватории Кольского залива по соседству с первым атомным ледоколом «Ленин», - говорит директор СРЗ.

Сейчас уже получен ответ от Сергея Шойгу, в котором он дает согласие на размещение музея в Мурманске. Но вот будет он рядом с «Лениным» или субмарине подыщут другое место стоянки - пока нет ясности. Впрочем, говорить о скором появлении музея не стоит. Пока стартовал только первый этап работ. Лодка разрезана на две части, а ее «атомное сердце» находится на полигоне длительного хранения в Сайда-губе..
Чтобы вернуть АПЛ первозданный вид, на заводе уже воссоздают макет энергоотсека, который будет соединен с носовой и кормовой частями. Судоремонтники к этому заданию отнеслись с большим интересом.

- В нашем цехе мы формируем элемент прочного корпуса, который будет вставлен между частями лодки. В этой работе ничего нового для нас нет, но особенной ее делает сам статус подлодки. Вроде бы задачи привычные, а цель - новая. Созданием музея завод еще не занимался, - говорит потомственный судоремонтник, замначальника корпусного цеха Дмитрий Каплан. - Очень приятно осознавать, что легендарный корабль, который долгое время планировали просто порезать на металлолом, мы сейчас готовим к тому, чтобы он мог стать частью культурно-исторического наследия. Созидать всегда приятнее, чем разрушать. А если все получится и К-3 действительно станет музеем, думаю, все сотрудники завода будут испытывать особую гордость от того, что причастны к этому.

Но если активность в цехе - дело привычное, то движение на стапельной плите возле К-3 после стольких лет бездействия кажется чем-то необычным. Облачившись в защитные костюмы, рабочие переносят и отмывают балласт, сваривают леерное ограждение.
- Герметизация лодки, формирование единого корпуса - самое сложное на данном этапе, но к осени этого года мы планируем завершить первый этап работ, - продолжает Аркадий Оганян. - После этого мы спустим лодку на воду, и она будет находиться в акватории нашего завода до того момента, пока не появится проект музея. На его разработку сумма понадобится относительно небольшая, а вот для реализации нужно снова искать спонсоров. Ориентировочный расчет проектант К-3 - Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит» - делал лет восемь назад, и уже тогда на преобразование подлодки в музей требовалось около 500 миллионов рублей. С учетом нынешних условий и цен эта сумма выросла почти вдвое.

Такие огромные деньги нужны для реализации большого списка работ. Всем механизмам лодки необходимо вернуть первозданный вид. Должен быть освобожден основной проход из отсека в отсек для удобства посетителей, нужно восстановить жилые каюты, центральный пост, изготовить макет реактора. А еще придется прорезать в носовой и кормовой части выходы. Ведь не станут же посетители музея проникать в него через люк. Боковые операции, демонтаж и установка оборудования тоже обходятся недешево.

На заводе рассчитывают справиться со всем этим года за полтора-два. Но вот ожидание денег может серьезно затянуться. Уж если поиск 43 миллионов длился не один год, что говорить о сумме почти в миллиард рублей.
Тем не менее ждать своего часа, покинув стапельную плиту, «Ленинский комсомол» сможет долго. Важно, что подлодка скоро освободит место. Ведь по соседству с ней в прошлом году поселилась плавтехбаза «Лепсе». Она не вытеснила АПЛ, как думали многие, но заняла последнюю свободную площадку. А уникальная операция по утилизации плавучего хранилища радиоактивных отходов должна завершиться только в 2017 году. Сразу два столь масштабных и долгосрочных проекта стали бы серьезно сдерживать производственную программу.

- Но, добиваясь финансирования, мы не столько настаивали на необходимости освободить стапельное место, сколько на решении вопроса о дальнейшей судьбе К-3. Раз так сложилось, что последнее пристанище она обрела на нашем заводе, мы должны нести за нее ответственность, - считает Аркадий Алексеевич. - Нам всегда важен результат своего труда. Наша основная задача - ремонт подводных лодок. И самый счастливый момент для нас - когда корабль уходит из акватории завода своим ходом. 
                                                                                                                                                                                           
Анна ВИХРОВА