АРТЕМ МИКОЯН И ИСТРЕБИТЕЛИ «МИГ»

Советский авиаконструктор Артем Иванович (Анушаван Ованесович) Микоян родился 5 августа 1905 года. Микоян известен как создатель легендарной марки отечественного авиапрома — «МиГ». 5 Август 2015, 21:51
Артем Микоян — брат известного советского партийного функционера Анастаса Микояна, и эта семейная связь преследовала его всю жизнь. Кто-то утверждал, что наличие такого родственника только мешало Микояну добиваться откровенного признания как талантливому авиаконструктору. Кто-то — что без столь влиятельного покровителя не было бы никакого МиГа.
Артем Микоян во время войны 
В начале своей карьеры Микоян шел по партийно-комсомольской линии — насколько в самом начале 1920-х годов она вообще существовала как карьерная лестница. Вернувшись из армии, он пришел на завод «Компрессор», откуда в 1931 году был командирован в Военно-воздушную академию имени Жуковского. Там, в академии, он и создал свой первый летательный аппарат — легкий самолет «Октябренок».
В 1937 году выпускник академии Микоян попал военным представителем на московский авиазавод № 1, производивший самолеты Николая Поликарпова, «короля истребителей», автора известнейшей И-15 и И-16. В феврале 1939 года на «первый завод» перевели и КБ Поликарпова, а Микоян в это самое время получает первое самостоятельное задание как организатор конструкторской работы -шефство над проектом истребителя И-153 «Чайка».
Летом 1939 года из состава авиазавода № 1 выделяется ОКО — «особый конструкторский отдел» — под руководством Микояна и Владимира Гуревича. Отделу поручили вести проект истребителя И-200, будущего МиГ-1. 8 декабря 1939 года ОКО переформируют в самостоятельное КБ — так родится «МиГ» («Микоян и Гуревич»).
История с первым самолетом Микояна МиГ-1 до сих пор вызывает споры, вокруг машины ломаются копья. Одни говорят, что это было просто выделение перспективного направления из состава поликарповского КБ, другие — что, по сути, Микоян, используя кремлевские связи брата, увел от Поликарпова готовый проект истребителя и одного из опытнейших разработчиков (Гуревича). Вместе с Гуревичем в новое КБ ушло около 80 инженеров Поликарпова.
Артем Микоян и Михаил Гуревич 
Так или иначе, но из МиГ-1 был сделан МиГ-3 — удачный истребитель-перехватчик, успевший попасть в войска до начала войны. На нем, в частности, одержал свою первую победу в воздушном бою будущий советский ас Александр Покрышки.
А вот дальше история нехорошего развода с поликарповской «лавкой» своеобразно ударила по микояновцам. Вплоть до конца войны у них не получалось решительно ничего. КБ тянуло сразу несколько проектов, среди них — различные версии МиГ-3 и оригинальный И-250 с комбинированной силовой установкой. Ни один из них не вышел в крупносерийное производство. Даже МиГ-9, серийный реактивный первенец, отличался капризным нравом и не был любим летчиками.
А вот потом пришла подлинная удача. МиГ-15, принявший боевое крещение в небе Кореи против американских F-86 Sabre. Его наследники — трансзвуковой МиГ-17 и первый сверхзвуковой МиГ-19, а потом — легендарный МиГ-21, одна из самых известных боевых машин 1960-х годов.
Советский истребитель  МиГ-23
С этих времен микояновская лавка уже прочно и без всяких околичностей могла считаться первым разработчиком истребителей в СССР. Потом ей еще бросит вызов КБ Сухого с потрясающе удачным Су-27 и его наследниками, но слава ведущего производителя фронтовых истребителей в стране не денется никуда.
Скончался Артем Иванович в 1970 году. Под его руководством КБ успеет сделать еще две потрясающе красивые и функциональные машины — высотный перехватчик МиГ-25 (его младший отпрыск МиГ-31 до сих пор стоит на страже воздушных рубежей страны) и уникальное многоцелевой семейство МиГ-23, давшее советским ВВС целый набор самых разных самолетов с изменяемой геометрией крыла — от перехватчиков до истребителей-бомбардировщиков.