ЕКА вместе с Airbus создаст конкурента «Ангары»

Европейское космическое агентство (ЕКА) подписало три контракта со своими партнерами на общую сумму 3,4 миллиарда евро, предусматривающие разработку и создание ракет-носителей следующего поколения 13 Август 2015, 07:46
Европейское космическое агентство (ЕКА) в среду, 12 августа, подписало три контракта со своими партнерами на общую сумму 3,4 миллиарда евро, предусматривающие разработку и создание ракет-носителей следующего поколения и пусковых площадок для них. Об этом сообщается на сайте ЕКА. В частности, в одном из документов говорится о производстве ракеты Ariane 6, которая должна стать главным конкурентом российской тяжелой ракеты «Ангара».
Today, ESA signed contracts for the development of the Ariane 6 new‑generation launcher, its launch base and the Vega C evolution of the current small launcher.
Три контракта были подписаны в головном офисе ЕКА в Париже. Партнерами агентства выступили аэрокосмическая компания ASL (Airbus Safran Launchers), CNES (Centre National d'Études Spatiales — французский Национальный центр космических исследований) и компания ELV (Ensemble de Lancement Vega). Заключенные договоры реализуют решение, принятое на заседании Совета ЕКА на уровне министров, состоявшееся в Люксембурге в декабре 2014 года.
Сумма контракта ЕКА с ASL составляет 2,4 миллиарда евро. Эти денежные средства должны пойти на разработку новой тяжелой ракеты-носителя Ariane 6. Ее первый пуск планируется совершить в 2020 году. За развертывание пусковой площадки (на территории космодрома Куру во Французской Гвиане) для Ariane 6 отвечает CNES. Для этого ЕКА выделяет 600 миллионов евро.

Еще 395 миллионов евро агентство отдаст ELV на создание легкой ракеты-носителя Vega C, первый запуск которой планируется совершить в 2018 году. Сама ЕКА во всех контрактах берет на себя обязательства по контролю за закупками и общей архитектурой ракет-носителей.

Контракты предполагают унификацию систем Ariane 6 и Vega C. Для этого ASL и ELV на первых ступенях своих ракетах разместят твердотопливные ускорители P120C. Кроме того, ракета Ariane 6 будет формироваться по модульному принципу (как и носители семейства «Ангара») с двумя (Ariane 62) или четырьмя (Ariane 64) ускорителями в зависимости от требуемой грузоподъемности.
«Эти контракты развивают семейство европейских пусковых установок, успешных на мировом рынке и обеспечивающих автономный доступ в космос государствам-членам ЕКА по конкурентным ценам», — заявил генеральный директор ЕКА Ян Вернер.
ЕКА основано в 1975 году и в настоящее время объединяет 22 европейские страны, а также ассоциированного члена — Канаду. Участие в программах агентства определяется финансовыми и технологическими вкладами его участников. Около 50 процентов бюджета ЕКА сформировано Францией, Германией и Италией. В распоряжении агентства — космодром Куру во Французской Гвиане. В ведении ЕКА находятся программа европейских тяжелых ракет Ariane 5, спутниковая система Galileo, а также несколько космических исследовательских проектов, в частности Rosetta.

Ракеты семейства «Ангара» разрабатывает и производит российский Центр Хруничева. Считается, что они придут на смену носителям «Протон». В отличие от последних, новые ракеты используют более экологичное топливо и будут запускаться с территории России, а не с Байконура в Казахстане. Первые тесты «Ангары» состоялись в 2014 году, когда были запущены легкая и тяжелая версии носителя. По данным на 2013 год на создание семейства «Ангара» потрачено около 100 миллиардов рублей.
Макеты ракет-носителей «Ангара» на выставке МАКС-2009

Кроме России и Европы, развитием парка тяжелых носителей занимаются США, а также Китай и Индия. Так, United Launch Alliance (ULA), являющаяся совместным предприятием американских аэрокосмических и оборонных гигантов Boeing и Lockheed Martin, работает над новым носителем Vulcan. Как ожидается, он придет на смену тяжелым ракетам-носителям Atlas V и Delta IV, производимым ULA. Ожидается, что Vulcan станет более дешевым в эксплуатации, чем его предшественники. Кроме того, на нем будут установлены исключительно американские двигатели, а не российские РД-180, как в ракете Atlas V.