Меняем задачи для MRAP: жизнь после Афганистана

Заслуженный спаситель жизней в асимметричном Афганистане. Но что уготовила жизнь для машин MRAP в будущих, возможно более симметричных сценариях военных действий? 14 Август 2015, 12:56
Акроним MRAP ведет свое начало с названия программы американского корпуса морской пехоты по машине с повышенной защитой от мин и самодельных взрывных устройств Mine Resistant Ambush Protected (MRAP), начатой в 2006 году. С момента своего первого появления акроним MRAP стал затасканным обобщенным термином для почти любой колесной машины с различной степенью сходных возможностей.
В повседневном языке MRAP в настоящее время возможно также хорошо известен (и по умолчанию неправильно используем) как JCB для экскаватора-погрузчика или джип для внедорожника.

В контексте данной статьи MRAP определяется как одна из пяти моделей (Caiman, Cougar, MaxxPro, RG-31, RG-33), заказанных по программе MRAP или одна модель, заказанная по отдельной армейской программе M-ATV (MRAP-All Terran Vehicle).
За более чем три с половиной года американские военные заказали около 29000 машин категории MRAP на общую сумму примерно 50 миллиардов долларов. На фото Cougar Cat 1 4x4 (слева) и MaxxPro Dash (справа)
По этим двум программам за период более трех с половиной лет американские военные заказали приблизительно 29000 машин общей стоимостью 50 миллиардов долларов. Большая часть (примерно 21000) машин MRAP была закуплена морской пехотой, тогда как оставшиеся 8722 машины M-ATV получила армия. Требование по M-ATV было выдано в 2009 году, оно возникло в связи с хроническими проблемами мобильности крупных машин MRAP на сложном афганском рельефе.

Помимо этих двух программ американская армия заказала около 1200 машин, тип которых также были определен как MRAP. Кроме того, она могла бы заказать более 3500 бронетранспортеров M1117 Armored Security Vehicle (ASV) у компании Textron Marine and Land Systems (TMLS), но ASV оказался менее удачливым конкурентом в борьбе за требования MRAP.

Излишки машин

Во время сворачивания боевых действий в Афганистане американские военные быстро поняли, что растущие складские запасы машин MRAP потенциально не нужны (возможно в связи с тем, что они не могли себе позволить оставить их на вооружении) и вся эта техника не сможет соответствовать будущим оперативным потребностям. Необходимо было найти решение.

В конечном счете, по результатам исследования MRAP Study III, одобренного 14 марта 2013 года, армия теперь разберет 7456 машин MRAP и оставит 8585 машин двух оригинальных производителей, компаний Navistar и Oshkosh. Согласно предыдущему исследованию MRAP Study II, которое оказалось невыполнимым по средствам, предлагалось оставить 16000 машин MRAP. Большая их часть в конечном счете будет поставлена на хранение на подготовленных складах по всему миру, а еще 1073 штуки послужит целям обучения. Остаток будет распределен между действующими подразделениями.

Армия также доработает излишки машин категории MRAP, конкретно RG-33L 6x6 от BAE Systems и RG-31 Mk5E 4x4 от General Dynamics Land Systems Canada (GDLS-C)/BAE Systems, в минозащищенную машину средней категории по массе Medium Mine Protected Vehicle (MMPV) конфигураций Type 1 (RG-33L) и Type 2 (RG-31). Машина RG-33, первоначально разработанная для требований MRAP, была отобрана в декабре 2007 года с целью соответствия армейским требованиям MMPV.

В апреле 2008 года был размещен заказ на поставку начальной партии 179 машин MMPV стоимостью 132 миллиона долларов. По программе MMPV с объявленной стоимостью 2288 миллиардов долларов предполагается, что в течение 2015 года для инженерных войск и подразделений взрывотехников американской армии будет закуплено до 2500 машин RG-33 (обозначение Panther).

В декабре 2012 года компания BAE Systems получила начальный контракт стоимостью 37,6 миллиона долларов на доработку 250 машин RG-33L в конфигурацию MMPV. Текущие потребности составляют 712 машин MMPV Type I (в трех вариантах) и 894 машины MMPV Type 2.

Корпус морской пехоты в настоящее время планирует оставить 2510 машин MRAP, первоначально определив свои потребности в 1231 штуку. Парк корпуса будет состоять из машин двух производителей, компаний General Dynamics Land Systems - Force Protection (GDLS-FP) и Oshkosh. ВВС США оставит примерно 350 машин трех производителей, GDLS-FP, Navistar и Oshkosh. Количество машин для флота неизвестно, но вполне возможно это будет машина Cougar с вероятным количеством в несколько сотен.

Несмотря на количество машин, оставленных на вооружении или переделанных под другие задачи, превышающее цифру 13000, огромное число машин MRAP, приобретенных американскими военными, гарантирует, что в излишках остается еще больше подобной техники, которая будет храниться на складских площадках, разбросанных по всему миру.

Некоторое количество машин MRAP в Афганистане было разрезано и продано местным как металлолом, но впоследствии подобную практику посчитали неправильной и теперь Соединенные Штаты надеются, что большая часть излишков MRAP может быть передана союзникам, когда «покупатель» оплачивает только транспортные расходы.

Таким образом, результаты очень неоднозначные и запрашиваемое/поставленное количество остается довольно скромным по сравнению с доступным на данный момент числом машин. Но запроси Объединенные Арабские Эмираты 4569 машин MRAP (1150 Caiman от BAE Systems, 3375 машин MaxxPro в разных конфигурациях) и 44 M-ATV, запасы техники сильно сократятся. Что важно, любая сделка с ОАЭ, включая модернизации, могла быть стоить для США примерно 2,5 миллиарда долларов.
Около 80% от общего количества 8722 машины Oshkosh M-ATV будет оставлено. Это самый большой процент из всех моделей MRAP
Страны, получившие излишки MRAP, за исключением взятых в аренду и перемещенных во время боевых операций машин

Африканский Союз: 20 M-ATV
Бурунди: 10 Cougar
Хорватия: 213 Cougar, M-ATV, MaxxPro
Джибути: 15 Cougar
Грузия: 10 Cougar Cat II
Ирак: 250 Caiman
Иордания: Cougar
Пакистан: 22 MaxxPro (запрошено более 160)
Польша: 45 M-ATV
Уганда: 10 Cougar
Узбекистан: 328 Cougar, M-ATV, MaxxPro
Кроме тех машин, что сохранены как MRAP, американская армия также переделает излишки RG-33L 6x6 и RG-31Mk5E 4x4 в конфигурации MMPV Type 1 (RG-33L) и Type 2 (RG-31)

Сохраненные запасы


Предварительные расчеты показали, что до конца 2016 года армия потратит около 1,7 миллиарда долларов на восстановление и модернизацию оставляемых на вооружении машин MRAP до соответствующего общего стандарта.

Расчеты начала 2014 года говорят о том, что стоимость возвращения и восстановления каждой машины MRAP может составить от 250000 до 300000 долларов. Согласно некоторым источникам эти цифры еще должны быть подтверждены, объем восстановления на сегодняшний день недостаточен, чтобы дать надежные оценки.

Из 8585 машин MRAP, которые оставляет у себя армия, 5651 машина (включая 250 для командования силами специальных операций) – это Oshkosh M-ATV. Если еще учесть машины, оставляемые другими родами войск, то в эксплуатации останется примерно 80% от 8722 поставленных машин M-ATV. Это самый большой процент из всех моделей MRAP.

Автомобили M-ATV поставлялись в двух основных вариантах. Базовая модель получила обозначение M1240, на вариант M1240A1 устанавливается модернизационный комплект для нижней части корпуса Underbody Improvement Kit (UIK) и обитаемая башенка OGPK (Objective Gunner Protection Kit – комплект защиты стрелка), а на вариант M1277 устанавливается дистанционно управляемый модуль вооружения M153 CROWS. Особый вариант для сил специальных операций получил обозначение M1245, а он же с установленным комплектом UIK – M1245A1. Работы по модернизации 7000 машин M-ATV до общего стандарта проводится в настоящее время на заводе компании Oshkosh в Висконсине и на армейском заводе Red River.

Компания Oshkosh в августе 2014 года получила начальный контракт на восстановление 500 машин M-ATV. Еще три дополнительных опциона на 100 машин каждый были выданы в декабре 2014 года. Общая стоимость контракта оценивается в 77 миллионов долларов; некоторые источники утверждают, что модернизация одной машины в настоящее время обходится ниже запланированной стоимости. Поставки идут полным ходом и продолжатся до конца сентября 2015 года.

Работы по восстановлению направлены на возвращение машин к стандарту начального производства LRIP 22 (Low Rate Initial Production). По сути, это стандарт для последней серийной партии автомобилей M-ATV. LRIP 22 включает установку комплекта UIK и усовершенствованной системы автоматического пожаротушения. В рамках модернизации также реализовано несколько технических предложений, которые включают снижение звуковых сигнатур (глушитель), модульную систему крепления боеприпасов и перекомпоновку части поставляемого по государственным заказам оборудования.

Предложив Bushmaster от Thales и Alph от Protected Vehicles Inc, компания Oshkosh может быть и потеряла одну из частей оригинального контракта по MRAP, но как единственный поставщик M-ATV на сегодняшний день компания получила контракт стоимостью свыше 6,6 миллиарда долларов.

Со своей машиной MaxxPro компания Navistar обеспечила себе основную часть контрактов по MRAP от корпуса морской пехоты (фактически почти 50%) общей стоимостью примерно 13 миллиардов долларов. С 2007 по 2011 год Navistar поставила 8780 машин MaxxPro в нескольких конфигурациях. Эта количество включает 390 машин технической помощи, но в него не входят 15 машин Dash, поставленных Сингапуру, и 10 машин Dash DXM, поставленных в Южную Корею и коалиционным силам в Афганистан (80 Dash DXM). Если добавить сюда 1872 независимые подвески DXM, 2717 бескорпусный шасси плюс другие многочисленные модернизации (кроме любых постафганских модернизаций), то на данный момент компания Navistar заработала примерно 14 миллиардов долларов на бизнесе, связанном с MaxxPro.

Более 35% поставленных ранее машин MaxxPro будет сохранено, что делает ее вторым по объему «вкладчиком» в постафганские материальные запасы и единственной оригинальной MRAP, которую армия оставила у себя как есть.

Некоторые источники полагают, что на решение армии оставить именно MaxxPro а не другие модели повлияли отзывы от пользователей и испытания MaxxPro с установленным комплектом MaxxPro Survivability Upgrade (MSU), подтвердившие ее превосходную живучесть по сравнению с другими вариантами. Кроме того, в ежегодном докладе Пентагона 2011 года в части эксплуатационных испытаний и боевых стрельб говорится, что машина MaxxPro Dash DXM эффективна и надежна с эксплуатационный точки зрения, поскольку ее средний пробег в милях до отказа составляет 1259 миль, что более чем в два раза превышает эксплуатационные требования в 600 миль.

Оставляемые 2934 машины MaxxPro будут в двух основных конфигурациях, MaxxPro Dash DXM (2633 машины) и MaxxPro LWB (длинная колесная база) DXM Ambulance (301 машина). Работы по восстановлению до общего стандарта в настоящее время ведутся на предприятиях компании Navistar в Уэст-Понте и Форт-Глиссе и на заводе Red River.

По плану завод Red River в настоящее время приводит примерно 1000 машин M1235 Dash DXM самых разных конфигураций к двум стандартам M1235A4 и M1235A5. Вариант M1235A4 в конфигурации «бронеавтомобиля огневой поддержки» будет оборудован обитаемой башней OGPK, тогда как на M1235A5 устанавливается боевой модуль вооружения M153 CROWS.

Другим направлением работ по модернизации является восстановление машин до стандарта LRIP 21, который, по сути, является стандартом для финальной серийной партии Dash DXM. Дополнительные работы включают установку комплекта повышения живучести MSU плюс ряд других модернизаций, которые включают реконфигурацию мест хранения, улучшение возможностей, связанных с бортовой информационно-управляющей системой, и установку электронного контроля устойчивости. Для модернизации на заводе Red River машины будут возвращаться с зарубежных дислокаций и после модернизации будут поставлены армии в состоянии Condition Code A (как новые).

Компания Navistar в настоящее время выполняет контракт на модернизацию 477 машин Dash DXM на своем заводе в Уэст-Пойнте; работа по ним идентична работе, проводимой на заводе Red River. Компания Navistar также переделает 301 (плюс семь опытных машин) машину M1266 MaxxPro LWB DXM в санитарную конфигурацию M1266A1 MaxxPro LWB DXM. Восстановительные работы включают установку комплекта MSU, доработку в санитарный вариант, установку электронного контроля устойчивости плюс несколько других специфических модификаций. Машины-доноры изначально закупались в конфигурации LWB MaxxPro/MaxxPro Plus (с неразменными мостами), 580 из них были модернизированы новыми роллинг-шасси, оборудованными независимой подвеской DXM.
Более 35% поставленных ранее машин MaxxPro будет сохранено, что делает ее вторым по объему «вкладчиком» в постафганские материальные запасы и единственной оригинальной MRAP, которую армия оставила у себя как есть
По отдельному контракту компания Navistar доработает в Форт-Блиссе 489 машин Dash DXM до конфигурации полной готовности Fully Mission Capable (FMC). В это количество не входят учебные машины, не развертывавшиеся в зарубежных контингентах, в них имеются отклонения, не позволяющие профинансировать восстановление этих машин. За исключением некоторых косметических доработок между машинами конфигурации FMC Dash DXM, возвращенным пользователям из Форт-Блисса, и модернизированными машинами, возвращенными из Рэд Ривер или Уэст-Пойнта, не будет различий в конфигурации и характеристиках. Законтрактованные на данный момент с Navistar машины намечено изготовить по графику к октябрю 2016 года. Всего примерно 2274 машины MaxxPro должны пройти процесс стандартизации или восстановления, включая примерно 1000 машин, которые должны быть восстановлены в Рэд Ривер. Оставшиеся примерно 660 машин будут включены в контракт после возвращения из-за рубежа.
Корпус морской пехоты оставит 2510 машин MRAP в двух вариантах, включая Cougar от GDLS-FP. Этот Cougar CAT II 6x6 оборудован независимой подвеской Oshkosh TAK-4
ВВС США также оставляют себе MaxxPro, поскольку армия передала им 163 машины огневой поддержки MaxxPro LWB DXM. Они были также взяты из тех 580 машин, которые были модернизированы новыми шасси с независимой подвеской DXM.

Все в море


В июне 2014 года корпус морской пехоты более чем вдвое увеличил свои оригинальные потребности в MRAP, с 1231 (490 M-ATV, 713 Cougar, 28 Buffalo Mine Protected Clearance Vehicle [MPCV]) до 2510 машин. Если учесть хорошо известное отвращение корпуса ко всему, что препятствует его традиционной экспедиционной роли, то такое увеличение очень интересно. Здесь некоторые источники высказывают мнение, что решение было определено скорее внешним давлением, а не реальным желанием.

Корпус оставит два варианта MRAP, M-ATV от Oshkosh и Cougar от GDLS-FP, плюс меньшее количество машин Buffalo.

Модернизацию проводят в мастерских корпуса морской пехоты в Калифорнии и Джорджии, часть машин модернизируется в Ред Ривер. Корпус получил право ведущего контролера всего парка машин Cougar, меньшая часть которого будет оставлена в ВВС и ВМС США.

Целью корпуса морской пехоты является модернизация своего парка за счет дополнительного финансирования экспедиционных операций прежде, чем оно закончится в 2017 году. Стандарт корпуса по восстановлению относится к категории IROAN – «осмотр и ремонт проводить только в случае необходимости»: машина разбирается, детали и сборки ремонтируются и заменяются только при необходимости, затем машина собирается. Любые недостающие модификации также определяются во время модернизации. Состояние прошедшей модернизацию машины будет сертифицирован как Condition Code A (новая).

В рамках своих модернизационных работ корпус морской пехоты выдал два контракта консорциуму GDLS-FP. Контракт стоимостью 26 миллионов долларов, выданный в феврале 2014 года, предусматривает разработку и производство 468 комплектов сидений Seat Survivability Upgrade (SSU) для Cat II 6x6 Cougar, тогда как контракт от марта 2014 года стоимостью 74,6 миллиона долларов предусматривает разработку и производство 916 модернизационных комплектов для Cat I и II Cougar.
С целью совершенствования навыков вождения британских солдат на машинах категории MRAP были организованы специальные курсы на базе школы обучения водителей в Леконфилде; на фото Mastiff 1 во время прохождения учебной трассы

Британские Бульдоги


В течение всей афганской компании несколько тысяч защищенных машин, включая MRAP и M-ATV, были отданы взаймы и/или подарены американскими военными коалиционным войскам. Другие (например, Германия с Dingo) выбрали разработку своих собственных проектов класса MRAP, в то время как некоторые (например, Испания с RG-31) выбрали закупку моделей, проверенных американскими военными. Во всех случаях, количество машин никогда не превышало тысячи и было тесно связано с интенсивностью участия в афганской компании.

Учитывая это, не удивительно, что вторая по численности после армии США британская армия в настоящее время имеет самый большой парк машин класса MRAP. В 2006-2011 годах британское министерство обороны заказало чуть более 750 штук, эта цифра близка 800, если учесть еще 30 машин корпуса морской пехоты, предназначенных для обучения, и 14 Buffalo MPCV. В классе MRAP выбор Великобритании пал на Cougar в трех специализированных вариантах: Ridgback 4x4, Mastiff 6x6 и Wolfhound 6x6. С целью соответствия британским требованиям (включая усовершенствования в защите) до отправки в Афганистан на заводе тогдашней компании NP Aerospace был проведен большой объем работ по этим машинам. Большая часть парка – это машины Mastiff, которых было поставлено 451 штука в трех последовательно усовершенствованных вариантах: Mastiff 1(108), Mastiff 2 (198) и Mastiff 3 (145). Wolfhound по сути базируется на конфигурации Mastiff 3, у которой кабина от Mastiff с двумя рядами сидений; основная задача Wolfhound – обеспечение сопровождения машин Mastiff и Ridgback и буксировка 105-мм легкой пушки. По двум заказам были поставлены три варианта, универсальный (81), с комплектом обезвреживания взрывоопасных предметов (39) и тягач (MWD) (5).
В середине 2013 года британское министерство обороны подтвердило, что в рамках десятилетнего контракта стоимостью 2,2 миллиарда долларов наряду с парком из примерно 570 отобранных защищенных машин, закупленных для операций в Ираке и Афганистане, будет оставлено 169 машин Ridgback, 430 машин Mastiff и 125 машин Wolfhounds.

После конкурса в апреле 2014 года было объявлено о том, что консорциуму, возглавляемому Morgan Advanced Materials-Composites and Defence Systems (бывшая NP Aerospace), Управлением оборонного обеспечения был выдан контракт для выполнения сервисного обслуживания 20 с лишним вариантов, которые составляют парк британских машин на базе Cougar. Сделка рассчитана на два года, но не может быть продлена еще на семь лет. Первоначальная стоимость контракта составляет 20 миллионов фунтов стерлингов.

После задержек в связи с протестами проигравшего конкурента контракт на модернизацию парка британских Cougar в сентябре 2014 года был подтвержден для компании General Dynamics Land Systems - Force Protection Europe (GDLS-FPE).

Подробностей об этом контракте довольно мало, известно лишь, что количество обслуживаемых машин составляет 240 штук. Ограниченное финансирование работ позволяет на сегодняшний день выполнить лишь частичную модернизацию парка, как то: установка современных средств связи в некоторых машинах, частичная доработка под другие задачи и модернизация ранних моделей Mastiff 1 и Mastiff 2. По данным одного из высокопоставленных военных некоторые департаменты министерства обороны настаивают на реализации стратегии повышения возможностей, которая выходит за рамки нынешнего контракта на доработку. Подобное решение позволило бы полностью оптимизировать британский парк защищенных машин, которые отлично зарекомендовали себя в Афганистане, под наиболее вероятные будущие оперативные сценарии. Понятно, что самым уязвимым местом (и хорошо известным) всего парка машин является его общая мобильность. Например, все пять моделей MRAP, закупленных американским корпусом морской пехоты (Caiman, Cougar, RG-31, RG-33 и MaxxPro), были поставлены с неразрезными мостами и листовыми рессорами. Преимущество подобной базовой конфигурации заключается в хорошей ремонтопригодности машины, получившей повреждения после взрыва. Впрочем, с другой стороны эта конфигурация серьезно ухудшает мобильность защищенных машин.

Американские военные быстро поняли недостатки мобильности своего парка, когда оперативные акценты были перенесены с Ирака на более сложную и труднопроходимую местность Афганистана. На выполнение этой задачи было брошены все силы и она была реализована в кратчайшие сроки.

С самого начала проект M-ATV был сосредоточен на разработке машины с защитой сравнимой с защитой оригинальных машин категории MRAP, но со значительно улучшенной внедорожной проходимостью. Автомобиль M-ATV оборудован независимой подвеской Oshkosh TAK-4. Параллельно с разработкой и закупкой M-ATV была начата программа по модернизации всего парка машин категории MRAP за счет установки независимой подвески. Например, независимая подвеска TAK-4 была установлена почти на 3000 машин Cougar.

По сравнению с подвеской, состоящей из неразрезного моста и листовых пружин, независимая подвеска на одних и тех же машинах помимо общих преимуществ касательно движения, управления и даже торможения позволяет также повысить скорость на труднопроходимой местности в два-три раза. Еще одним преимуществом системы TAK-4 является то, что она проверена с системой централизованного регулирования давления в шинах. Четко понимая ограничения подвижности, накладываемые устаревшей подвеской Cougar, в 2010 году министерство обороны оценило два возможных пути модернизации подвески британских машин. Одни машины Ridgback были оборудованы подвеской TAK-4 от Oshkosh, а другие доработанными параболическими листовыми рессорами от компании Ricardo. По неизвестным причинам ни одна из систем не была принята, но это могло быть связано с уже закупленными большими складскими запасами запчастей для оригинальной подвески.

Исходя из того, что будущие эксплуатационные условия (касательно мобильности), несомненно, будут более сложными, чем условия Афганистана, а также в связи с хорошо известными нынешними ограничениями парка министерство обороны недавно начало новую серию испытаний машины Ridgback, оборудованной подвеской TAK-4.

Других подробностей не представлено, но известно, что модернизация подвески в настоящее время не финансируется, хотя некоторые источники отмечают, что проблемы с подвижностью машин являются причиной жарких дебатов между планирующими органами.

Улучшить развертываемость и общую боевую эффективность британского парка Cougar позволили бы и другие модернизации (в настоящее время не финансируются). К ним можно отнести установку системы избыточного давления от химических, биологических, радиационных факторов поражения и установку гидравлического привода передних дверей, который уже имеется на машинах Mastiff 3/Wolfhound, Ridgback и Mastiff 2; корпус Mastiff 1 не имеет такого дверного проема.
Зная об ограничениях в подвижности, министерство обороны в 2010 году провело оценку двух возможных путей модернизации подвески британских машин MRAP и Ridgback. Они были оборудованы подвеской Oshkosh TAK-4 и разработанными компанией Ricardo параболическими листовыми рессорами

Защита защитников


Работы по консервации нескольких тысяч восстановленных машин MRAP требуют тщательно продуманного подхода; он не должен сводиться к тому, чтобы просто припарковать их в больших ангарах. Все те, кто оставлял свой автомобиль на продолжительный период знает, что зачастую это не просто закрыть дверь и уйти. По меньшей мере, необходимы еще какие-то процедуры, если вы хотите, чтобы по возвращении автомобиль завелся с первого поворота ключа. Всё достаточно просто, несмотря на очевидно сложные условия эксплуатации, войсковые машины ничем не отличаются и без очень тщательной подготовки и организации процесса хранения они начнут терять свои эксплуатационные качества с того момента, как только встанут на свое место.

Для решения этой проблемы хранения корпус морской пехоты в октябре 2012 года выдал контракт компании Transhield стоимостью 4,5 миллионов долларов на 3700 чехлов для защиты своих машин MRAP.

В ноябре 2013 года было объявлено о том, что компания Transhield получила контракт стоимостью 8,3 миллиона долларов на поставку чехлов для более чем 4500 машин MRAP американской армии. В октябре 2014 года компания Transhield еще раз объявила о том, что она завершила поставку 350 защитных чехлов MRAP для ВВС США, заказ включал изготовление чехлов для 163 машин MaxxPro, 91 машины Oshkosh M-ATV и 96 машин CAT II Cougar 6x6.
Без тщательной подготовки и организации машины начнут стареть с того момента, как только их припаркуют и оставят
Защитные чехлы Transhield это совершенно самодостаточное решение, поскольку им не нужно внешнего источника питания или воздухоосушителя и при необходимости они могут использоваться вне помещений. Чехлы изготовлены с применением технологии патентованного парообразного ингибитора коррозии (VCI), который работает внутри самого чехла. Ткань чехла выделяет «в виде пара» молекулы VCI; это химически связывает металлическую поверхность и препятствует электрохимической реакции, которая вызывает коррозию. Влага «выводится» наружу, снижая относительную влажность. Коррозия может быть снижена на 90%.

Послесловие


Глядя на многие тысячи машин категории MRAP в состоянии «один аккуратный владелец/небольшой пробег», доступных из излишков американских вооруженных сил, и стоимость, почти равную расходам на перевозку до покупателя, многие могли бы подумать, что рынок новых MRAP почти истощился. В этой связи можно отметить, что это не тот случай и в то время как излишки оказывают, несомненно, значительное влияние на рынок, относительно высокий уровень разработок и продаж машин категории MRAP сохраняется.

Пакистан и Венгрия являются примерами тех стран, которые остановили разработку местных машин и предпочли машины из излишков американской армии. Противоположной точки зрения придерживается Чешская республика, начавшая в настоящее время конкурс на 62 новые машины MRAP. Конкурентами здесь выступили машина TITUS от Nexter на базе шасси TATRA и VEGA от SVОS также на базе шасси TATRA. Южная Корея недавно также разработала MRAP на базе шасси хреновой рамы TATRA.

Также компании из Намибии Windhoeker Maschmen-fabrik (WMF) и BAE Systems из ЮАР показали на выставке African Aerospace & Defence (AAD) в 2014 году новые недорогие решения в классе MRAP на базе IVECO. Немецкая компания RMMV (в сотрудничестве с австрийской Achleitner) активно продвигает машину на базе грузовика MAN TGM.

Турецкая компания BMC недавно вновь начала производство Kirpi MRAP, Сингапур заказал (уже имеет на вооружении MaxxPro от Navistar) партию машин Renault Higuard MRAP, тогда как саудовская компания Armoured Vehicles & Heavy Equipment Factor предлагает машину Tuwaiq MRAP, это один из нескольких проектов MRAP, базирующийся на шасси FGA 14,5 от Mercedes-Benz.

При упоминании машин категории MRAP нельзя обойти стороной компанию Streit. Компания фактически на каждой оборонной выставке представляет новое изделие. Кроме того, помимо признанных машин Shrek и Typhoon (последняя быстро стала предпочтительной машиной MRAP для Африки) компания Streit недавно представила машины категории MRAP Fiona 6x6 и Hurricane 8x8 на базе КРАЗ.

За исключением тех машин, которые Соединенные Штаты не утвердят для поставки, причины, кроющиеся за этим продолжающимся широким и разносторонним развитием MRAP, сами по себе широкие и разносторонние. В некоторых случаях они будут основываться на желании иметь продукт для поддержки местной производственной базы. Кроме того, унифицированность парка, обучение и уже сложившаяся квалификация местного персонала также играют здесь свою роль.

Есть и еще одна причина не такой уж длинной очереди за бесплатным сыром. Без обучения и без гарантии какой-либо пожизненной поддержки, особенно для тех машин категории MRAP, которые не оставлены на вооружении американцами, подарки могут фактически очень быстро стать помехой.