Главные секреты «Арматы» – танка, созданного побеждать

Завесу тайны приоткроет телеканал «Звезда». Очередной выпуск программы Алексея Егорова «Военная приемка» посвящен как раз танку «Армата» – одной из самых совершенных и, пожалуй, самых секретных разработок отечественной «оборонки» последних лет 21 Сентябрь 2015, 12:16
Эта машина с самого момента своего появления вызвала оживленный интерес, как у экспертов, так и у тех, кто просто интересуется военной техникой. На что способен российский танк нового поколения? Как защищен? Какими возможностями боевого применения обладает? Перед широкой публикой танк Т-14 «Армата» впервые предстал на Красной площади во время Парада в честь 70-летия Победы. Но... О новом танке и по сию пору известно немногое, и это только добавляет интриги.

Трое в бронекапсуле

Все секреты «Арматы» в России знают, пожалуй, лишь несколько человек. Даже на сборочном конвейере «Уралвагонзавода» эта машина скрыта от посторонних глаз. Работать с танком могут только те, кто имеет соответствующий допуск. В числе сотрудников, допущенных к данному «изделию», – военный представитель на предприятии Олег Зозуля. Естественно, что раскрывать секреты Т-14 – не в его компетенции, однако он подтверждает: на «Армате» применены самые свежие технические новинки, современные решения.
 
Например, на машину устанавливается самый мощный двигатель из тех, что ставятся на выпускаемых в России танках. По словам военного представителя, увеличение мощности силовой установки Т-14 позволяет машине сохранять удельную мощность, а также дает возможность обеспечить подвижность во время боевых действий и преодоления препятствий.
Новацией силовой установки «Арматы» стало и соединение двигателя с коробкой передач в единую конструкцию. По словам специалистов, это позволяет сократить время замены агрегата в особой обстановке. Например, в случае ремонта прямо на поле боя. Модульная конструкция дает возможность ускорить демонтаж, монтаж и замену в боевых условиях. Как отмечают на «Уралвагонзавод», в реальном бою этот принцип модальности сэкономит время на ремонт, а значит, сохранит жизни личному составу.
 
Но самое главное отличие Арматы от обычных танков – в размещении экипажа. В «Армате» личный состав располагается в передней части машины, в отдельном замкнутом объеме, в так называемой бронекапсуле. Командира танка, наводчик-оператор, механик-водитель находятся далеко от боекомплекта, что существенно повышает их перспективы уцелеть в случае попадания в танк снаряда.

В основе – принцип модульности

Еще одна особенность «Арматы» заключается в том, что это, по сути, не танк. Это – платформа, на которую может монтироваться необходимый вид боевого модуля. В зависимости от потребности это может быть либо, собственно, танк, либо БМП, либо бронированная ремонтно-эвакуационная машина типа БРЭМ. Причем, по информации разработчиков, «линейка» машин, трансформируемых на единой базе, может быть расширена. Это могут быть, в частности, самоходные артиллерийские установки, мостоукладчики, штабные машины. На едином шасси возможно разместить все, что заинтересует заказчика, утверждают на «Уралвагонзавод».
Т-14 «Армата» на международной выставке вооружений RAE 2015 (фото: Defence.ru)
Модульность «Арматы» прослеживается и в унификации других ее частей, не только боевого блока. Скажем, унифицирована ходовая часть, что позволяет при поломке, допустим, гусеницы заменить ее гусеницей с другой машины.
 
«Можно даже из двух машин собрать одну», – подтверждает инженер-конструктор «Уралвагонзавода» Николай Дербышев.
 
При разработке новой боевой платформы широко применялись системы виртуального моделирования. К примеру, при помощи компьютера оценивались возможности движения боевой машины на различных скоростях по типовой трассе и участках с неровностями. Кстати, скорость машина держит отлично – и на гладкой дороге, и на неровностях она идет одинаково плавно. По словам заместителя главного конструктора Ильи Демченко, на «Армате» установлена электромеханическая трансмиссия с роботизированным управлением. Такие агрегаты обычно ставят лишь на легковые автомобили

С комфортом легковушки

В программе «Военная приемка» зрители благодаря журналистам «Звезды» побывают внутри танка. Кресла для членов экипажа здесь – весьма комфортные, а педали, ручка управления коробкой передач и приборы – похожи на автомобильные. По требованиям, заданным тактико-техническим заданием Минобороны России, экипаж должен находиться в танке в течение суток. Именно поэтому была выбрана такая удобная посадка, исключающая «затекание» конечностей. Вместо привычных танковых рычагов на «Армате» – штурвал управления.
 
Многих и сегодня интересует – чем была вызвана та неожиданная остановка машины во время репетиции Парада Победы на Красной площади? Как подтвердил заместитель генерального директора «Уралвагонзавода» по спецтехники Вячеслав Халитов, танк не заглох (первоначально у публики были именно такие версии).
 
«Машина остановилась, потому что механик-водитель пытался выровнять ее по линии возле Мавзолея и абсолютно случайно нажал на педаль тормоза, тем самым просто остановив танк, – рассказал представитель предприятия. Механик просто не смог сориентироваться... Все-таки парад, Красная площадь – это большая моральная нагрузка. А за штурвалом – солдат-срочник...»

За радиоэлектронным щитом

К слову, с целью максимального устранения «человеческого фактора», многие элементы «Арматы» работают в автоматическом режиме. Например, системы активной защиты включаются автономно, без участия экипажа. Задачей людей, находящихся в боевой машине, остается поиск и обнаружение целей на поле боя, их опознавание и уничтожение.
 
Всего Т-14 оснащен четырьмя системами защиты. Это новейшие технологии «Стелс» – материалы и краска, которые делают танк невидимым для радаров, это активная система защиты (средства радиоэлектронный борьбы, которые создают непробиваемый электронный щит для всех типов самонаводящихся ракет и противотанковых мин с магнитными датчиками). Ключевыми элементами обороны являются броня и динамическая защита. Как заверяют разработчики, броня «Арматы» способна выдержать попадание любого существующего ныне в мире противотанкового средства. На машине также имеется система противодействия высокогорному оружию и система защиты от мин с электромагнитными взрывателями.
 

Вижу цель

Но «Армату», как и любой танк, создавали не для того, чтобы выступать в качестве мишени. На танке применены современные системы вооружения. Кстати, свое имя танк получил от древней русской пушки. А само слово «аромата» в переводе с латинского означает «оружие».
Т-14 «Армата» на международной выставке вооружений RAE 2015 (фото: Defence.ru)
 
Новый российский танк оснащается двумя пушками – 125 и 30-мм, а также пулеметом и пусковыми установками противотанковых управляемых ракет «Корнет», предназначенными для поражения как бронированных объектов, так и воздушных целей – самолетов и вертолетов.
Новый танк насыщен и современной электроникой. Бортовая информационно-управляющая система отвечает за каждую функцию «Арматы»: управление, наблюдение, движение, стрельбу. Цифровые высокоскоростные каналы взаимодействия систем, многократное дублирование функций. По сути, танк представляет собой полностью компьютеризованную машину. При этом и здесь применен тот самый принцип модульности. В любой момент любой элемент электронной начинки можно обновить..
«Процесс управления огнем напоминает компьютерную игру, – говорит Илья Демченко. – Интерфейс максимально приближен к современным средствам мультимедиа, сенсорный экран, многофункциональные органы управления – все доступно, понятно. Информация выводится на дисплеи наводчика-оператора и командира, и по изображению каналов технического зрения происходит наведение оружия на цель».
 
Идеально точно ведет заданную цель «Армата» и в ночных условиях. Режим автоматического сопровождения работает безупречно. Оптико-электронные приборы наблюдения, прицеливания и обнаружения угроз установлены здесь по периметру башни и корпуса.

Революция в танкостроении

По сути, новый российский танк – это эволюционный путь к созданию дистанционно управляемых, роботизированных изделий, отмечают эксперты. В том числе – боевых машин, функционирующих автономно. Кстати, само появление «Арматы» на Параде Победы западная пресса назвала «главным оружейным событием XXI века». И не только для России.

Т-14 «Армата» (фото: Defence.ru)

Британская The Telegraph отметила, что новые российские танки получили пушку, способную пробить метровый кусок стали. Немецкий Spiegel признал, что у России появился новый супертанк. Высокотехнологичным назвал новое российское оружие и канал CNN. Уже одним своим появлением «Армата» настолько напугала Запад, что впервые в истории немецкие и французские танкостроители объединились в один концерн. Смогут ли конкуренты догнать наши разработки?

 
Как считает замгендиректора «Уралвагонзавода» Вячеслав Халитов, это будет возможно через 10-15 лет, а за это время «мы, безусловно, шагнем вперед».
 

«Нас не догонят»

«Целью выполнения опытно-конструкторских работ по проекту «Армата» является создание унифицированной межвидовой тяжелой гусеничной платформы с задним и передним расположением моторно-трансмиссионного отделения для семейства боевых машин и машин обеспечения, а также разработка на базе платформы нового танка высокозащищенной БМП и бронированной ремонтное-эвакуационной машины, – подчеркивает начальник Главного автобронетанкового управления Минобороны России генерал-лейтенант Александр Шевченко. – Новый танк должен надежно сохранять жизнь экипажу и обеспечивать выполнение задач во всех вновь обозначившихся условиях боевого применения»
 
Начальник ГАБТУ не скрывает: компоновка новой машины революционно отличается от зарубежных танков.
 
«Впервые в отечественной практике танкостроения создан так называемый электронный борт, когда все системы танка связаны и управляются в автоматизированном режиме с помощью бортовой информационно-управляющей системы, – отмечает генерал Шевченко. – Машина комплексно защищена от воздействия современных средств поражения. Кроме того, с нашей стороны, как и со стороны заказчика, предъявлены самые высокие требования к обеспечению эффективности поиска и распознавания целей, стрельбы и автоматизации боевой работы экипажа.

Автор: Дмитрий Сергеев