The National Interest: китайские авианосцы – кошмар для ВМС США?

Развитие вооруженных сил ведущих стран мира является традиционной темой для вежливых обсуждений, ожесточенных споров и сомнительных спекуляций 25 Сентябрь 2015, 13:23
Каждое новое сообщение о том или ином проекте привлекает внимание специалистов и широкой общественности, из-за чего становится очередным поводом для споров. В последние годы одной из основных тем обсуждений стало грядущее изменение ситуации в Азиатско-Тихоокеанском регионе, связанное с развитием китайских военно-морских сил и строительством авианосцев. Уже сейчас перспективные боевые корабли Китая смогли стать поводом для некоторого беспокойства.

Зарубежные аналитики и журналисты склонны по-разному относиться к сложившейся ситуации и текущей программе развития ВМС Народно-освободительной армии Китая. Высказываются самые разные прогнозы, как нейтральные, так и обнадеживающие или пугающие. Кроме того, предпринимаются попытки разобраться в ситуации. Неплохим примером такой попытки является одна из последних статей американского издания The National Interest, известного своими смелыми и интересными публикациями на актуальные темы. 18 сентября издание опубликовало статью Дэйва Маджумдара Chinese Aircraft Carriers: A Nightmare for the U.S. Navy? («Китайские авианосцы: кошмар для ВМС США?»), в которой предпринимается попытка определить реальные перспективы китайского авианосного флота и связанные с ними риски для Соединенных Штатов.
While China might want more carriers, they will likely take decades to be any real threat. 

Свой материал Д. Маджумдар начинает с напоминания о ключевых особенностях текущей ситуации. С конца Второй мировой войны авианосные ударные группы военно-морских сил США доминировали в Мировом океане. Даже Советский Союз на пике своего могущества не смог построить похожий авианосный флот и сравниться в этом со своим главным соперником. Тем не менее, в последние годы ситуация начала меняться. Американские специалисты обеспокоены тем, что Китай активно занялся развитием своих ВМС. В будущем это может привести к серьезному изменению ситуации на морях.
Журналист The National Interest напоминает, что советское командование воплощало в жизнь т.н. стратегию Sea denial. Для защиты от боевых кораблей вероятного противника строились дальние бомбардировщики, подводные лодки и надводные корабли, вооруженные противокорабельными ракетами большой дальности. КНР до определенного времени тоже реализовывал подобные планы, сосредоточившись на защите от потенциальных атак с моря. Тем не менее, сейчас китайское командование, как и советские военачальники на заключающем этапе Холодной войны, похоже, намерены построить мощный военно-морской флот. Возможно, в будущем новые ВМС Китая даже смогут бросить вызов флоту Соединенных Штатов.

Китайские специалисты учли советский опыт и продолжили использование идей командования СССР. Результатом этого стала покупка недостроенного авианесущего крейсера «Варяг» с последующей достройкой и введением в строй. Благодаря этому в составе ВМС НОАК появился первый авианосец, получивший имя «Ляонин». Тем не менее, считает Д. Маджумдар, этот корабль является началом крупной и амбициозной программы. Похоже, что «Ляонин» используется только в качестве учебного корабля для подготовки личного состава и отработки основных особенностей работы палубной авиации. Отмечается, что на освоение всех подобных «навыков» у американских ВМС ушло несколько десятилетий.

Авиационный компонент новой авианосной программы основывается на одном из ранних прототипов советского истребителя Су-33, приобретенного Китаем. Этот самолет в свое время был разработан на базе истребителя Flanker (Су-27 по классификации НАТО). Изучение русской техники позволило китайским специалистам создать собственный проект J-15. Кроме того, параллельно с разработкой первого палубного истребителя китайская промышленность занималась созданием иной авиационной техники. В результате всех этих работ авиационная группа корабля «Ляонин» в настоящее время выглядит следующим образом: 24 истребителя J-15, 6 противолодочных вертолетов Z-18F, 4 вертолета дальнего радиолокационного обнаружения Z-15J и 2 поисково-спасательных вертолета Z-9C.
Автор статьи Chinese Aircraft Carriers: A Nightmare for the U.S. Navy? отмечает, что Пентагон пока не склонен считать китайский авианосный флот серьезной угрозой. В своем недавнем отчете 2015 China Military Power Report аналитики американского военного ведомства пишут, что авианосец «Ляонин» и его авиагруппа в своем текущем состоянии не могут использоваться для проецирования силы на большом удалении от баз. Такое же мнение высказывается и об авианосце в полностью боеспособном состоянии, подразумеваемом проектом.

Специалисты полагают, что перестроенный «Варяг» слишком мал для решения ряда задач. Из-за этого достаточная эффективность может быть достигнута только в обеспечении противовоздушной обороны флота, в том числе на удалении от берега. «Ляонин», в отличие от американских кораблей типа Nimitz, не может использоваться для дальнего проецированная силы

Д. Маджумдар отмечает некоторые основные проблемы китайской авианосной программы в ее текущем состоянии. В первую очередь, это особенности имеющихся самолетов. От американских самолетов F/A-18E/F Super Hornet китайский J-15, являющийся развитием советского Су-33, отличается более совершенной аэродинамикой, однако эта положительная черта нивелируется некоторыми особенностями авианесущего корабля. «Ляонин» оснащен взлетным трамплином, что накладывает жесткие ограничения на вес полезной нагрузки и сказывается на реальной боевой эффективности самолетов.

Помимо проблем с максимальным весом вооружения и топлива аналитики Пентагона обращают внимание на негативные последствия сравнительно малых размеров авианосца. Габариты «Ляонина» сказываются на максимальной численности самолетов на борту. Примечательно, что эти проблемы признают и китайские специалисты. Д. Маджумдар полагает, что в контексте подобных проблем следует вспомнить недостроенный советский авианосец «Ульяновск». От своих предшественников он должен был отличаться наличием паровых катапульт.

Ожидается, что в будущем Китай будет строить новые авианосцы. Кроме того, высказываются предположения, согласно которым такое строительство уже началось. Американские аналитики полагают, что новые корабли будут строиться с учетом минусов существующего, а это позволит полностью раскрыть потенциал имеющихся истребителей J-15. Вне зависимости от планов командования НОАК, строительство новых кораблей займет определенное время. В результате в течение нескольких следующих лет в Мировом океане не будет ни одной корабельной группировки, способной бросить вызов американскому авансовому флоту..

На сроках строительства новых китайских кораблей также может сказаться отсутствие необходимого опыта. К примеру, американский судостроительный завод Newport News, со стапелей которого уже сошли несколько авианосцев, тратит на строительство одного корабля типа Nimitz или Ford больше половины десятилетия. Китайская промышленность пока не имеет опыта строительства столь крупных кораблей. Более того, даже средний по размерам авианосец «Ляонин»/«Варяг» строился в Крыму, где была выполнена сборка всех основных конструкций. Необходимо отметить, здесь Д. Маджумдар допустил ошибку – «Варяг» построил Черноморский судостроительный завод (г. Николаев).

Если Китай все же сможет построить новый авианосец, который позволит использовать весь потенциал существующих палубных самолетов, летчикам и морякам все равно предстоит столкнуться с серьезными трудностями. Отмечается, что американский истребитель F/A-18E/F, не будучи самым быстрым или маневренным в мире, оснащен современным радиоэлектронным оборудованием, повышающим его боевой потенциал. Что еще важнее, американские палубные самолеты не воюют в одиночку. Современный авианосец США представляет собой комплекс различных средств, в той или иной мере облегчающих боевую работу самолетов.

Используя имеющуюся систему боевого управления NIFC-CA, авианесущий корабль способен эффективно взаимодействовать с собственной авиационной группой и другими кораблями. Истребители Super Hornet, самолеты радиоэлектронной борьбы EA-18G Growler, самолеты дальнего радиолокационного обнаружения E-2D Advanced Hawkeye и т.д. могут взаимодействовать не только со своим авианосцем, но и с другими кораблями ударной группы.

Благодаря этому, к примеру, обеспечивается возможность пуска ракеты с крейсера или эсминца по цели, находящейся за радиогоризонтом собственных средств обнаружения корабля. Целеуказание в таком случае осуществляется самолетами дальнего радиолокационного обнаружения. Кроме того, возможно определение координат корабля-цели при помощи бортового оборудования самолета EA-18G. В таком случае обеспечивается выявление местоположения корабля, использующего системы РЭБ, с последующей атакой ударных самолетов.

Статья Chinese Aircraft Carriers: A Nightmare for the U.S. Navy? завершается вполне логичными выводами о перспективах китайского авианосного флота. Д. Маджумдар полагает, что Китай действительно способен строить и совершенствовать авианосцы. Кроме того, китайский флот сможет сформировать полноценные авианосные ударные группы. Однако на реализацию всех подобных планов понадобится время. Строительство новых кораблей и получение необходимого опыта будет крайне сложным и длительным процессом. Действительно, Китай может догнать США по уровню развития военно-морских сил. Тем не менее, на это уйдет несколько десятилетий.

Как видим, журналист издания The National Interest не склонен преуменьшать успехи китайского судостроения. Одновременно с этим он не преувеличивает их. Оценив существующую ситуацию, Д. Маджумдар отмечает достижения ВМС Китая, однако затрагивает ряд вопросов, с которыми китайские специалисты столкнутся в будущем. Для создания полноценного авианосного флота, способного сравниться с американским, Китаю придется создать, построить и освоить не только новые корабли. Также понадобится широкая номенклатура различной авиационной техники и специального оборудования. Как следствие, программа строительства новых авианесущий кораблей, пригодных для проецированная силы в удаленных районах Мирового океана, может затянуться на несколько десятилетий.

А это значит, что в ближайшем будущем на вопрос, вынесенный в заголовок статьи, можно будет отвечать отрицательно: нет, китайские авианосцы не являются кошмаром для ВМС США.