Канада может выйти из программы F-35

Лидер Либеральной партии Джастин Трюдо заявил, что в случае своего избрания 19 октября, его правительство выйдет из программы F-35 и выберет более дешёвый самолёт для замены F-18. Высвободившиеся средства пойдут на развитие флота. 14 Октябрь 2015, 14:22
В то время как Консервативная партия Стивена Харпера обещает сохранить Канаду в этой программе, даже несмотря на то, что пока решение о покупке самолётов ещё не принято, либералы активно используют эти разногласия для предвыборной гонки, особенно в самом её конце. Выпущенная ими 5 октября 88-страничная предвыборная платформа раскрывает некоторые детали их плана.

"Главная задача нашего истребителя - это защита Северной Америки, а не способность наносить стелс-удары" - говорится в этом документе. "Мы считаем нашим приоритетом инвестирование в канадский Королевский флот. Через снижение расходов на истребители мы высвобождаем средства для инвестирования во флот."

На что Харпер резонно отвечает, что такое решение нанесёт серьёзный удар по аэрокосмической промышленности Канады. "Либеральная партия живет в иллюзиях, если они думают, что выйдя из программы F-35 мы сохраним занятость нашей промышленности в ней" - заявил Харпер в беседе с журналистами 21 сентября. 

Трюдо считает, что канадская промышленность получит даже больше заказов на производстве другого нового самолёта. Ими могут быть Eurofighter Typhoon, Dassault Rafale, Boeing’s Super Hornet и Saab’s Gripen.

На данный момент 33 канадские фирмы имеют активные контракты по программе F-35 с общим оборотом 637 млн USD.


В это же время Франк Кендалл, один из ответственных Пентагона за продажи истребителей, отверг вопросы по поводу участия канадских фирм. "Я думаю, что эти компании - часть команды, и я не вижу смысла их менять вне зависимости, будет ли Канада покупать эти истребители" - сказал он на торжествах, посвящённых первому норвежскому F-35. "Мы принимаем решение об участии, основываясь на лучших коммерческих предложениях, и если канадские компании их предложат, то продолжат участие в программе" - заключил он.

Алам Вильямс, подписавший в 1997 году договор на участие Канады в программе, также рассказал, что "канадские компании были выбраны, поскольку они предлагали лучшее качество при лучшей цене. Они были выбраны не потому что они именно канадские." - подвёл итог Вильямс, бывший заместителем по матчасти министра обороны Канады. Он также добавил, что вопрос замены канадских F-18 до сих пор открыт и для канадских производителей.

Локхид Мартин воздержалось от комментарий планов Трюдо. Но в прошлом оттуда были намёки, что отсутствие Канады в покупателях самолёта ставит вопрос о продолжении сотрудничества с канадскими компаниями.

25 сентября канадские фирмы-участники проекта выступили с заявлением в котором указывали, что участие в программе уже создало долговременные высокотехнологичные рабочие места. Они сообщили, что программа может привести к созданию канадскими участниками добавочной стоимости в сумме 11 млрд CAD (8 млрд USD). "Если канада не будет покупать F-35, эти возможности и будущие технологические достижения будут под угрозой срыва в пользу других участников проекта," заявил официальный представитель канадской группы JSF, "они будут потеряны в пользу других участников этой программы." 

Хотя Харпер и сохранил участие Канады в программе, он прекратил говорить о том, что самолёты будут куплены. Напомним, что речь изначально шла о 65 самолётах, но в декабре 2012 года, находясь под давлением в связи с возросшей стоимостью покупки самолётов, консерваторы заморозили проект, мотивируя это тем, что нужно пересматривать его количественные характеристики. "Пока решение о замене F-18 не принято", заявил спикер консерваторов Стивен Лессе.

Харпер также отверг план Трюдо по переброске средств в расширение флота, поскольку правительсво уже начало самую масштабную послевоенную кампанию по его перевооружению. Хотя справедливости ради нужно отметить, что почти все проекты, анонсированные в 2006-2007 годах были отложены, и не было построено ни одного корабля.

Тем временем, Королевский флот вышел из боеспособного состояния, поскольку в строю остались лишь суда поддержки и танкеры, и всего один из трёх боевых кораблей. Остальные корабли были списаны по причине их старости и механических проблем.

Трюдо обещает повысить финансирование кораблестроения, что ускорит процесс строительства новых боевых единиц. "Мы хотим строить новые корабли и исключить всякие задержки инвестиций в инфраструктуру и обучение, чтобы построить корабли вовремя и в рамках бюджета" - объяснил он журналистам.

Демократы, находясь меж этих двух огней, обещает после избрания организовать свой конкурс на замену F-18.