Ученые нашли потенциально болезнетворных бактерий на борту МКС

Ученые НАСА выяснили, что бактерии переносят жизнь на МКС разным образом, благодаря чему на станцию проникли потенциально опасные бактерии, способные вызвать тяжелые болезни в условиях невесомости. 27 Октябрь 2015, 13:06
Биологи проанализировали пробы пыли, собранные на борту МКС, и пришли к выводу, что на станцию проникли потенциально опасные бактерии, способные вызвать тяжелые болезни в условиях невесомости, говорится в статье, опубликованной в журнале Microbiome.
Перед отправкой на МКС или просто на орбиту все космонавты и астронавты проходят жесткий медицинский контроль, в рамках которого их тело очищается от всех опасных и безобидных микробов и прочих жителей микромира. Подобная осторожность отчасти объясняется тем, что биологи пока не знают, как микробы будут вести бактерии в условиях невесомости, избытка углекислоты и космических лучей, и как на них будет реагировать ослабленная иммунная система.

Кастури Венкатесваран (Kasthuri Venkateswaran) из Лаборатории реактивного движения НАСА в Пасадене (США) и его коллеги попытались найти ответ на этот вопрос, сравнив то, какие микробы собираются в пылесборниках на стенах МКС, с тем, какие бактерии живут в аналогичных местах в имитаторах жизни на космической станции на Земле.
Международная космическая станция
Получив образцы пыли и материи фильтров с борта МКС, авторы статьи проанализировали их при помощи новейших систем извлечения и расшифровки ДНК, которые позволяют найти следы микробов и установить их родовую и семейную принадлежность даже по самым небольшим обрывкам ДНК и так называемой рибосомной РНК.

Как оказалось, на борту МКС действительно живет много бактерий, причем их видовой состав заметно отличается от того, какие микроорганизмы присутствуют в моделях МКС на Земле. К примеру, на станции присутствует большое количество так называемых актинобактерий, к числу которых относятся возбудители дифтерии и чесотки, что делает их потенциально опасными для обитателей МКС.

С другой стороны, на борту станции, в отличии от ее имитатора на Земле, почти нет так называемых фирмикут, к которым относятся стафилококк, возбудители ящура, ботулизма, столбняка и ряда других болезней. Все это говорит о том, что разные бактерии переносят невесомость и жизнь в космосе не одинаковым образом. Это должно побудить НАСА выработать новые стандарты по очистке тела астронавтов и защите грузов, отправляемых на МКС, заключают ученые.