Самоходные минометные установки

В то время как почти все вооруженные силы широко используют минометы в качестве систем ведения огня непрямой наводкой, самоходные минометы остаются нишевым продуктом. 10 Ноябрь 2015, 14:00
В статье дана информация по основным программам по самоходным минометам, ведущимся в настоящее время, наряду с последними крупными закупками.
Одна из причин касательно ограниченного применения самоходных минометов заключается в том, что обслуживаемые расчетами минометы долгое время перевозились бронетранспортерами и просто стреляли через открытые люки в корпусе. К недостаткам подобных платформ относятся ограниченный сектор огня, уязвимость расчета перед огнем противника, как и перед ядерным, биологическим и химическим оружием, а также отсутствие системы управления огнем.
Patria AMV стала популярной платформой, которая может принимать, в том числе и минометные комплексы. Польша заказала 690 таких машин в 2007году, значительное количество их было поставлено в конфигурации Rosomak (на фото вариант Rosomak польской армии)
Напротив, специально спроектированный самоходный миномет представляет собой систему вооружения, установленную на поворотной платформе или в башне, которая может поворачиваться на все 360 градусов, и которая предлагает превосходные уровни защиты для экипажа и вооружения и полностью интегрированную систему управления огнем (СУО). Установка миномета на бронированную машину позволяет также повысить калибр вооружения, как правило, до 120 мм. Как результат, почти все самоходные минометы предлагаются именного этого калибра. Это позволяет значительно повысить огневое могущество по сравнению с 81-мм или 82-мм минометами, которые ранее стандартно применялись для поддержки пехоты.

Китай

Китайское развитие 120-мм самоходных минометов началось с разработки PLL-05 компании North Industries Corporation (NORINCO) на базе шасси шестиколесного БТР NORINCO WMZ551, представляющего собой дальнейшее развитие модели NORINCO WZ551. PLL-05 был показан широкой публике в октябре 2009 года; не менее 50 этих машин поставлено китайской армии. Еще одна 120-мм система NORINCO CS/SM2, показанная в конце 2014 года, базируется на восьмиколесном шасси и может быть идентична системе Type 07PA, которая была предложена компанией Poly Technologies в 2012 году и которая базируется на БТР Type 07P 8х8. В 2013 году Танзания стала первым зарубежным заказчиком Type 07PA, десять машин было поставлено к 2014 году. Китайская гусеничная машина PLZ-05A базируется на БМП ZBD-08. PLZ-05A, скорее всего, предназначена на экспорт, где она будет конкурировать с российской минометным комплексом 2С31 Вена производства компании «Мотовилихинские заводы» (см. ниже).
Двухствольная минометная установка казенного заряжания AMOS 120 мм установлена на шасси Patria AMV (Armoured Maodular Vehicle – модульная бронированная машина). Этот минометный комплекс обеспечивает высокое огневое могущество при относительно небольшом шасси высоком уровне развертываемости

Финляндия

Финская компания Patria является ведущим разработчиком 120-мм самоходных минометных комплексов для колесных и гусеничных шасси, а также для корабельных приложений. Разработка AMOS (Advanced Mortar System – продвинутый минометный комплекс) началась в 1996 году как совместное финно-шведское совместное предприятие между компаниями Patria и Hägglunds (в настоящее время BAE Systems). По соглашению Hägglunds предоставила башню, в которую установили сдвоенный 120-мм миномет от Patria. Первоначально система разрабатывалась с целью удовлетворения потребностей обеих стран, но впоследствии Швеция вышла из этой программы. В 2002 году компания Patria получила контракт стоимостью 5 миллионов долларов на разработку и поставку системы заряжания и других технологий, включая одиночный миномет AMOS установленный на БТР Patria XA-203 6х6.

В 2010 году Финляндия выдала заказ на 18 комплексов AMOS, поставленных в 2013 году финским вооруженным силам, который предусматривал опцион еще на несколько систем. Кроме шасси AMV, миномет AMOS может устанавливаться на БМП серии BAE Systems CV90, гусеничные МТ-ЛБ советского производства, гусеничные БТР M113 и на БТР MOWAG Piranha 8х8. Поскольку всё-таки шведское участие в этом процессе присутствует, нужно сказать, что подразделение BAE Systems в Швеции, компания Hägglunds, продолжает поставлять башню AMOS. По словам представителя BAE Systems: «CV90 готова принять башню AMOS и мы ведем обсуждения с потенциальными заказчиками».

Patria разработала 120-мм самоходный миномет NEMO в качестве более легкой и более компактной альтернативы AMOS. Как и миномет AMOS, эта система была установлена на шасси AMV. Миномет NEMO впервые был показан в 2005 году, а в 2011 году национальная гвардия Саудовской Аравии заказала 724 легких бронетранспортера Light Armoured Vehicles (LAV) у компании General Dynamics (по некоторым данным на сумму 110 миллионов долларов). В это количество вошли 36 машин с установленным минометным комплексом NEMO Turreted Mortar System (TMS). Поставки начались в 2012 году и производитель подтвердил, что 34 подобных системы были поставлены в 2015 году, а последние две машины будут поставлены до конца 2015 года. В середине 2012 года башня NEMO TMS была доработана, на нее установили дистанционно управляемый боевой модуль Kongsberg Protector Super Lite.

Нынешняя стратегия продаж компании Patria в отношении системы NEMO заключается в том, чтобы предлагать минометную башню, которую можно устанавливать на платформу, определенной заказчиком, включая гусеничные и колесные платформы. По словам представителя компании «Patria не имеет каких-либо предпочтений по платформе, но естественно мы предлагаем свое собственное шасси AMV 8х8, если ранее заказчик не эксплуатировал эту машину».
Многоцелевая бронированная машина AMPV (Armoured Multi-Purpose Vehicle) компании BAE Systems была выбрана в качестве замены БТР М113 американской армии; в это семейство войдет и вариант миномета. Количество AMPV, которое, как ожидается, закажет американское министерство обороны, может вызвать значительный интерес за рубежом

Франция

Подразделение компании Thales фирма TDA имеет большой опыт в области 120-мм минометов, который она приобрела с момента поглощения Thomson Brandt Armaments. Компания Thomson Brandt Armaments в 1992 году разработала 120-мм миномет 2R2M, и первый законченный прототип был показан в 1994 году. Эта система вооружения предлагается для установки на БТР Piranha и БМП AIFV турецкой компании FNSS; установленный на БМП AIFV миномет 2R2M прошел испытания в Турции. Для испытаний в качестве прототипов Италия выбрала 2R2M для установки на восьмиколесную БТР Freccia и гусеничную БМП Dardo консорциума Iveco/OTO Melara.

В 2008 году Оман размесил заказ на шесть минометов 2R2M для установки на уже состоящие на вооружении этой страны бронетранспортеры Renault VAB 4х4 (Véhicule de l'Avant Blindé – бронированная машина авангарда). В этом же году в рамках контракта стоимостью 19 миллионов долларов Малайзия заказала у компании FNSS восемь боевых бронированных машин ACV-S с целью установки на них минометов 2R2M. Отдельный малазийским контрактом предусматривалась поставка 257 БТР Pars 8х8 местной компанией DEFTECH, на восемь из которых были установлены минометы 2R2M. Поставки были завешены в 2011 году. В 2009-2010 годы Саудовская Аравия получила 25 минометов 2R2M для установки на модернизированные БТР М113 саудовской национальной гвардии.

Япония

В начале 90-х годов Япония разработала самоходный миномет Komatsu Type 96. Хотя по данным Стокгольмского международного института по исследованию проблем мира SIPRI, отмечается, что к 2014 году японским силам самообороны было поставлено 448 минометов, но предположительно только 40 систем Type 96 поступили на вооружение как самоходные установки, остальные минометы эксплуатируются как буксируемые. Установка Type 96 вооружена 120-мм минометом TDA, произведенным по лицензии в Японии. Дальнейшее развитие 120-мм миномета TDA было реализовано в гладкоствольном варианте RS2M и дистанционно управляемом варианте Dragon Fire для американского корпуса морской пехоты. По программе экспедиционной системы огневой поддержки EFSS (Expeditionary Fire Support System) корпус морской пехоты получил от компании TDA 66 минометов калибра 120 мм в 2008-2013 годы для установки на буксируемую минометную систему M327, и, кроме того, вооружение было доработано для установки на шасси Light Armoured Vehicle (LAV-EFSS) компании General Dynamics.
Самоходный миномет Patria AMOS (Advanced Mortar System); на фото зимние стрельбовые испытания в Финляндии. Всего было поставлено финским вооруженным силам18 таких систем

Германия

Нынешний 120-мм самоходный миномет немецкой армии был первоначально разработан компанией MaK System GmbH (в настоящее время Rheinmetall). В качестве шасси была выбрана гусеничная машина Wiesel-2, сам миномет устанавливается компанией Rheinmetall. Первый экспериментальный образец был изготовлен в 1992 году, после чего немецкие вооруженные силы заказали две системы, поставленные для испытаний в 2004 году. В 2009 году был выдан контракт на производство восьми машин стоимостью 60 миллионов долларов.

Израиль

В Израиле 120-мм минометы находятся в «зоне ответственности» компании Elbit Systems, после того, как та приобрела в 2010 году фирму Soltam. В состав самоходной установки входит современный развертываемый автономный минометный комплекс ADAMS (Advanced Deployable Autonomous Mortar System). В 2005 году в инициативном порядке 120-мм миномет Soltam был установлен на шасси бронеавтомобиля Humvee (или High Mobility Multi-Purpose Wheeled Vehicle) производства AM General. Установленный на Humvee получил обозначение CARDOM (Computerised Autonomous Recoil Rapid Deployed Outrange Mortar - компьютеризированный автономный откатной дальнобойный миномёт быстрого развёртывания). CARDOM был разработан для израильских вооруженных сил для установки на M113, кроме того, он также устанавливался на американские БТР Stryker 8х8 компании General Dynamics, получившие обозначение M1129. В общей сложности с 2002 по 2010 год для боевых бригад Stryker американской армии было поставлено 453 системы CARDOM. В израильской армии 120-мм миномет на базе БТР M113 известен под обозначением Keshet (радуга). Предыдущий вариант 120-мм миномета Soltam устанавливался на БТР M1064A3 американской армии (см. ниже).

Последним зарубежным покупателем минометного комплекса CARDOM стал Камерун, который купил восемь систем, установленных на шасси внедорожного грузового автомобиля Mercedes-Benz. Также, CARDOM был установлен на гусеничную БМП-1 советского производства для неназванного заказчика и по сообщениям поставки для него уже начались. Возможно, речь идет об Азербайджане, который купил в 2008 году десять систем CARDOM для установки на самоходное шасси. В 2007 году Казахстан подписал контракт стоимостью 120 миллионов долларов, согласно которому 28 ранее поставленных минометов 2B11 были переделаны до стандарта CARDOM с целью установки на гусеничные шасси МТ-ЛБ. Эти системы под местным обозначением Айбат были поставлены в 2008-2009 годы. Португалия имеет на вооружении 33 120-мм миномета CARDOM, поставленных в 2008-2011 годы. Наконец, Уганда купила 18 систем CARDOM для установки на самоходные шасси, поставленные в 2009 году.
Минометная мина выстреливается из 120-мм миномета Patria NEMO. Эта система установлена на шасси AMV этой же компании. Шасси AMV может принять либо башню NEMO 120 мм, либо AMOS 120 мм

Польша

В Польше компания Huta Stalowa Wola разработала семейство колесных и гусеничных 120-мм самоходных минометов Rak с целью удовлетворения потребностей польской армии. Контракт на разработку был выдан в 2007 году; тогда было изготовлено две башни, одна для гусеничной и одна для колесной машины. Первоначальный колесный вариант представляет собой шасси Patria AMV. Польша заказала 690 этих шасси, которые были поставлены с 2007 года под именем Rosomak.

Польша определила свои начальные потребности в количестве от 12 до 16 систем; в конечном счете, она может закупить 64 системы на шасси Rosomak и 32 машины на гусеничном шасси, естественно при наличии финансирования. На сегодня 120-мм самоходная система компании Huta Stalowa Wola всё-таки финансируется польским министерством обороны. Представитель компании сказал, что «имеется более чем значительный экспортный интерес», но признает, что компания «прежде всего, должна обращать внимание на местный рынок».

Россия

Россия уже несколько десятилетий является «адвокатом» самоходных минометов, начав их разработку в советскую эпоху. Что касается 120-мм вооружения, то миномет эпохи холодной войны 2С9 Нона-С на гусеничном шасси БТР-Д был впервые представлен в далеком 1985 году. Хотя эта система не предлагалась на зарубежные рынки, но подтверждена ее поставка в Китай Украиной. Вероятно, что, оказавшись в Китае, три этих системы были использованы для так называемого обратного инжиниринга местных самоходных минометов (см. раздел о Китае). Линейка минометов Нона была расширена в 90-е годы за счет установки 2С23 Нона-СВК на шасси бронетранспортера БТР-80. В России Нона-СВК эксплуатируется в ограниченных количествах, примерно 50 экземпляров состоит на вооружении российских армии и морской пехоты. Единственным подтвержденным зарубежным покупателем стала Венесуэла, получившая 13 систем Нона-СВК в 2011 году.
120-мм самоходное орудие 2С23 «Нона-СВК»
Последующим вариантом Ноны стала система 2С31 Вена, которая была показана на модернизированном шасси БМП-3. Шасси производит Курганмашзавод, а миномет - ПАО «Мотовилихинские заводы». Первым зарубежным покупателем стал Азербайджан, купивший 18 систем с поставками в 2012-2014 годы. Ожидается, что 2С31 Вена будет устанавливаться на гусеничную БМП Курганец-25 производства Курганмашзавода, серийное производство которой начнется в 2017 году.
В качестве дополнения к 120-мм миномету Rak на колесном шасси польская компания Huta Stalowa Wola разработала вариант на гусеничном шасси 2С1 еще советской разработки. Контракт на разработку польского министерства обороны гусеничного варианта 120-мм миномета Rak был выдан в 2007 году

Сингапур

Сингапурская компания ST Kinetics (STK) разработала в инициативном порядке современную скорострельную минометную систему SRAMS (Super Rapid Advanced Mortar System). SRAMS впервые была показана в 2001 году, а ее разработка была завершена в 2006 году. По сравнению с другими 120-мм самоходными системами SRAMS оптимизирована для установки на более легкие платформы, например бронеавтомобили HMMWV и сочлененный вездеходный бронетранспортер ATTC (All Terrain Tracked Carrier) от STK Bronco. Для сингапурской армии минометный комплекс SRAMS и был установлен на шасси ATTC.

Тем временем, в 2006 году компанией International Golden Group (IGG) из ОАЭ была начата разработка самоходного комплекса Agrab, за основу которого был взят миномет SRAMS. После испытаний Agrab Mk.1 в 2011 году компания IGG получила контракт стоимостью 320 миллионов долларов на 72 комплекса Agrab Mk.2 для поставки армии ОАЭ. В то время как минометный комплекс Agrab Mk.1 устанавливается на четырехколесное шасси BAE Systems RG31 Mk.5, миномет Agrab Mk.2 устанавливается на модернизированное шасси RG31 Mk.6E и включает систему управления огнем от компании Thales. По данным SIPRI еще один неназванный заказчик купил 25 комплексов SRAMS на сумму 46 миллионов долларов с поставками, запланированными на 2013-2014 годы.

Швейцария

Швейцарская компания RUAG в настоящее время предлагает свой 120-мм миномет Cobra, который бы впервые был представлен на выставке IDEX в феврале 2015 года. Модульная система Cobra предназначена для установки на различные платформы и в компании надеются, что она будет выбрана для удовлетворения потребностей швейцарской армии в самоходном 120-мм миномете. После первоначальной установки на бронемашину Piranha II, компания RUAG работает над установкой своей новой системы на машины Piranha III и M113.
120-мм миномет Rak, устанавливаемый на шасси БТР Rosomak 8х8, совместим с другими типами 120-мм гладкоствольных боеприпасов. В конечном счете, Польша намеревается закупить до 64 таких платформ

Соединенные Штаты

Компания BAE Systems занимает лидирующие позиции в сфере интеграции самоходных минометов нового поколения для американской армии. В декабре 2014 года армия выдала компании BAE Systems контракт EMD (разработка и подготовка производства) на многоцелевую бронированную машину Armoured Multi-Purpose Vehicle (AMPV) с опционом на начальное производство. Итоговая стоимость контракта составила 1,2 миллиарда долларов. AMPV предназначается для замены семейства машин M113, и на один из вариантов AMPV будет установлен 120-мм миномет, который, таким образом, заменит собой самоходный миномет M1064. Компания BAE Systems отвечает за машины, которые примут минометные системы. Сразу после выбора минометного комплекса она интегрирует 120-мм миномет и систему управления огнем.

Последней модификацией минометного комплекса предыдущего поколения M1064 американской армии является вариант M1064A3, который базируется на шасси нового варианта M113A3. На эту машину устанавливается 120-мм миномет Soltam. Минометные комплексы M1064 были поставлены в Израиль тремя партиями, в 2007, 2008 и 2009 годах. Было поставлены, по меньшей мере, 120 машин и, скорее всего, они были поставлены без минометов, поскольку комплексы Soltam были установлены уже в Израиле. Новые системы также были заказаны Таиландом в 2005 году, который заказал 82 машины M113, включая 12 минометных комплексов M1064A3.

Как видно на примере CARDOM и SRAMS, усовершенствованные противооткатные устройства позволяют в настоящее время устанавливать 120-мм системы на существенно более легкие шасси, чем это было прежде. Поэтому они предлагаются для установки на шасси грузовых автомобилей или даже бронеавтомобилей типа Humvee. Они, а также сами самоходные минометы, позволяют обеспечить потребности современных сил быстрого реагирования, поскольку те задействуют более легкие и более транспортабельные машины и платформы вооружения. Как долго военные будут придерживаться этих концепций, столько же долго будет проявляться интерес к 120-мм самоходным системам как средству обеспечения высокомобильного огня непрямой наводки. Другой заметной тенденцией, возникшей в недавнее время, является переделка устаревших машин, например M113, 2С1 и МТ-ЛБ, под установку минометов. Кроме того, при нынешней моде на минометы, устанавливаемые в башни, имеется большой потенциал, заключающийся в том, что существующие боевые машины «быстро» переделывают в артиллерийские установки. Наконец, американская армия начинает гигантскую работу по замене своих машин M113, и вполне вероятно, проект AMPV получит значительные заказы от Пентагона, что, скорее всего, приведет к значительному увеличению экспортных продаж.