Тест-драйв КамАЗ-6560 с ЗРПК "Панцирь-С": бронированный офис

В военной технике все не так, как с обычными автомобилями. Там боевая единица начинается с вооружения, и под него уже строится автомобиль-носитель. Поэтому начнем с главного – с зенитно-ракетного комплекса «Панцирь-С», а потом уже изучим восьмиколесный КамАЗ, который тащит его на своей «спине». 13 Ноябрь 2015, 12:48
Как вы уже могли догадаться, он создан для поражения воздушных целей. Причем практически любых. 12 зенитных управляемых ракет могут уничтожить объекты на расстоянии до 20 км и на высоте до 15 км, а на близкой дистанции подключаются два двуствольных 30-миллиметровых зенитных автомата 2А38М с суммарной скорострельностью 5 000 выстрелов минуту. Управляются орудия с обычного, на первый взгляд, компьютера – он скрыт в рубке боевого отделения, бронированного по 5 классу безопасности. Посмотрим же, как выглядит рабочее место зенитчика.
 
По выдвижной лестнице забираемся в отделение и попадаем в настоящий "офис": просторная комната со стенами белого цвета, 3 мягких кресла, 3 монитора с клавиатурами... Кондиционер, кстати, тоже есть.
 
Управлять вооружением можно как в автоматическом, так и в ручном режиме с помощью джойстика. Впрочем, нет, джойстик – слово неподходящее, к тому же еще и англоязычное. Для этой штуки у военных есть свое, более строгое слово – кнюппель. С немецкого переводится как «палка».
Но мы отвлеклись. Любители военных компьютерных игр с удивлением обнаружат для себя немало общего с интерфейсом настоящего ЗРПК. Все как в игровой реальности: захватываешь цель, по монитору сопровождаешь ее ракетой или же наводишь автоматы… Вот и вражеский летательный аппарат уничтожен. Стрелять, конечно, никто не разрешает, поэтому не будем терять времени и отправимся в кабину. Это, кстати, не так уж просто – вход в нее расположен на двухметровой высоте, так что с непривычки можно и назад свалиться.
 
Внутри – снова три мягких кресла и даже целое спальное место за ними (правда, одно). Старая добрая камазовская приборная панель и вполне гражданский набор «опций комфорта»: регулировка по высоте, электрорегулировка и подогрев зеркал… В целом похоже на Тайфун-К, только ЖК-дисплеев нет и в ногах больше места.
 
Даже "пустой" КамАЗ-6560 – гигант длиной 11 метров и высотой 3 с половиной метра – весит 23 тонны. Зенитно-ракетный пушечный комплекс «Панцирь-С» добавляет к техническим характеристикам 13 тонн веса и еще полметра высоты. Для того чтобы перемещать все это в пространстве, под кабиной трудится камазовский V8 740.35 с отдачей 400 л.с. и 1 539 Нм и АКПП ZF 16 S1822. Только не спешите со скептическими комментариями на тему импортных комплектующих. Уже десять лет ООО «ЦФ Кама» в Татарстане собирает 16-ступенчатые АКПП ZF в Набережных Челнах. Конечно, степень локализации отнюдь не стопроцентная, но ее постепенно наращивают.
 
В движении непривычная высота кабины над землей снова доставляет неудобства: слепая зона под три метра перед лобовым стеклом – хоть прилипай к нему, все равно ничего не видно. Поэтому выезжаем со стоянки с помощью ассистентов на улице.
 
Бесконечное количество раз крутишь руль – и где-то с пятого захода наконец получается вывести машину на прямой участок дороги. Кстати, поворотными на КамАЗ-6560 являются четыре передних колеса, а радиус разворота составляет немалые 16 метров.
36 тонн набирают скорость, как паровоз: мощно и уверенно, по крайней мере до
80 км/ч. А вот ходовой явно тяжело: подвеску пробивает и трясет даже на относительно ровном покрытии. Двух 350-литровых баков по паспорту хватает как минимум на 600 км пробега, хотя офицер уверял, что даже на одном из них удавалось проехать почти 500 км. Что ж, одно можно сказать с уверенностью: это была непростая для водителя поездка.
Заправить КамАЗ-6560 с центром тяжести в полутора метрах над землей в вираж – задача непростая. Даже на довольно пологом повороте все внутри сжимается от непривычно глубоких кренов. Могу себе представить, как машина кренится, если выпустить ракету в поперечном направлении на ходу. А ведь пуск предусмотрен техническими характеристиками на скорости до 30 км/ч.
В общем, камазовское восьмиколесное шасси с задачей транспортировки «Панцирь-С» справляется, но с определенным трудом. Дополнительная сложность – негабаритная высота, которая не позволяет проходить под некоторыми железнодорожными мостами. Ну и перед погрузкой в самолет машину приходится разбирать.
В будущем военные собираются ставить «Панцирь» на гусеничный ход, что к тому же обещает повысить и проходимость, которая с 400 мм клиренса и привода 8х8 и так является выдающейся, но когда речь идет о боевых задачах, выдающихся характеристик мало. Нужны исключительные!