Cу-30СМ против F-16

Кто победит в воздушном бою на сирийско-турецкой границе 28 Ноябрь 2015, 17:59
«Удар в спину» – пожалуй, мягко сказано президентом России Владимиром Путиным в ответ на коварный удар турецкого истребителя F-16 по российскому фронтовому бомбардировщику Су-24 в сирийском небе. Наш самолет по определению не мог противостоять атаке легкого истребителя, превосходящего бомбардировщик по скорости, ракетному вооружению, радиоэлектронному оснащению.
Российские пилоты даже не заметили атаки, а еще они ее просто не ждали со стороны Турции – страны, которая по идее является союзником по антиигиловской коалиции и должна помогать в координации ударов по джихадистам, а уж точно не стрелять ракетой класса «воздух-воздух» в спину.

Даже если посмотреть на соотношение самолетов в российской группировке ВКС в Сирии, то там сейчас дислоцируются 18 наших бомбардировщиков Су-24М и Су-34, 12 штурмовиков Су-25СМ. И всего четыре многоцелевых истребителя Су-30СМ. Их применение до недавнего времени было связано лишь с сопровождением российских стратегических бомбардировщиков, которые наносят удары по позициям боевиков «Исламского государства», прилетая с военных аэродромов, находящихся на территории России. И роль истребителей здесь была, скорее, в качестве корректировщиков бомбометания – угрозы воздушного нападения не существовало.
Теперь после атаки турецкого самолета стало понятно, что союзника в лице этой страны у России нет и необходимо принимать все меры защиты нашей авиации, выполняющей боевые задачи по борьбе с ИГ на территории Сирии. Министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу уже перенацелил ракетный крейсер «Москва» на обеспечение «чистого неба» в районе Латакии, где находится российская авиационная база.
Он же заявил о переброске зенитно-ракетного комплекса С-400 на территорию Сирии для прикрытия действий российской авиации. Но прямо в эти дни наиболее действенным средством обеспечения безопасности российской авиации в Сирии станут истребители Су-30СМ. Это те самые хозяева неба, которые способны порвать любые самолеты иностранного производства в клочья, в том числе и турецкие истребители американского производства F-16.
 
Су-30СМ, который начал поступать на вооружение российских авиационных частей в 2012 году, – машина поистине уникальная. Она может выступать и в роли бомбардировщика, и перехватчика, и самолета сопровождения, и истребителя с уникальными пилотажными характеристиками. Основная задача Су-30СМ – завоевывание господства в воздухе. И эта «сушка» ее с успехом решает.
Благодаря применению двигателя с отклоняемым вектором тяги, универсальной РЛС с фазированной антенной решеткой, уменьшенной видимости самолета, Су-30СМ можно смело отнести к самолету четвертого поколения с двумя плюсами. Он бьет по всем показателям не только F-16 и F-35, но и способен на равных тягаться с американской «пятеркой» F-22 Raptor.
У Су-30СМ много достоинств. Этот истребитель способен одинаково эффективно наносить удары как по воздушным, так и по наземным, и надводным целям – во многом благодаря использованию РЛС Н011 «Барс». Эта радиолокационная станция построена на пассивной фазированной антенной решетке, сканирование происходит не при помощи механического перемещения антенны, а за счет отклонения электронного луча – быстродействие у нее мгновенное.

Напомним, что на этом самолете применен самый широкий спектр не только авиационного вооружения, но и средств радиолокации, радиосвязи, государственного опознавания (легко отличит, например, турецкий самолет от сирийского или французского). Любая цель вскрывается с помощью бортовых радиолокационных средств заранее, то есть используется тактика «дальнего боя».
По четкому алгоритму выполняются все действия по опознаванию объекта и выбору оружия, после чего осуществляется запуск ракет средней либо большой дальности. Ракета ближнего маневренного воздушного боя, комплектом которых оснащен этот самолет, может поражать цели на расстоянии 10 километров, а ракета средней дальности – от 10 до 20 километров.

Способен Су-30СМ нести и другое ракетное вооружение с различными управляемыми и неуправляемыми комбинациями. При этом одновременно сопровождаются до 15 воздушных целей, и имеется возможность поражения четырех из них.
Высокоманевренный многоцелевой истребитель Су-30СМ называют одним из самых успешных проектов отечественного авиастроения последних лет. Предназначенный для широкого спектра боевых задач, в основе которых – уничтожение воздушных и наземных целей, он способен еще и управлять групповыми действиями авиации, вести разведку, действовать над морем.

Прямого противостояния с авиацией НАТО наша «сушка» еще не имела, но вот ее «брат» Су-30МКИ, производимый для ВВС Индии, схлестнулся в учебном бою с американскими F-16C еще в 2005 году, когда Россия еще не имела финансовой возможности производить самолеты подобного уровня для себя.
Индийский истребитель Су-30МКИ российского производства (по классификации НАТО – Flanker) показал лучшую маневренность по сравнению с британским Typhoon на совместных учениях ВВС двух стран
Американцы придавали этим маневрам важнейшее значение. Поскольку речь шла о серьезных контрактах на продажу своих истребителей. Но победу тогда праздновали индийские пилоты – благодаря бортовой РЛС «Барс».

Бывший командир Липецкого центра боевого применения и повышения летной квалификации пилотов ВВС генерал-майор авиации Александр Харчевский, выиграл более 50 учебных воздушных боев. В том числе и на Су-27 (предшественник Су-30СМ) с американскими пилотами на F-16.
Он утверждает: «Наш самолет позволяет создать в воздушном бою эффект неожиданности за счет маневренности и скрытности. Если сравнивать летные характеристики этих двух самолетов, то наш Су существенно превосходит "американца". Благодаря использованию двигателей с отклоняемым вектором тяги он способен исполнять уникальные маневры. Наиболее эффектный из них – так называемая "кобра Пугачева", выполняемая за счет динамического торможения».
Высокоманевренный многоцелевой истребитель поколения 4++ Су-30СМ называют одним из самых успешных проектов отечественного авиастроения последних лет
 
«Впрочем, – говорит генерал Харчевский, – в любом применении самолета нужно использовать тезис: "Учить летать самолеты, пилотов – учить побеждать". Эти слова и являются девизом Липецкого авиационного центра, чьи пилоты сейчас выполняют боевые задачи в Сирии».

                                                                                                             Автор: Виктор Сокирко