В ЮУрГУ изобрели способ безопасной посадки самолета в плохую погоду

Целью проекта является разработка конструкции антенны курсового радиомаяка, которая обеспечит точное определение плоскости курса при любом воздействии на нее метеорологических факторов: ветра, снега, дождя 1 Декабрь 2015, 08:17
На факультете компьютерных технологий, управления и радиоэлектроники знают, как безопасно посадить самолет, удаленно управлять промышленным оборудованием и улучшить результаты спортсменов. Трое представителей КТУР стали победителями конкурса «У.М.Н.И.К.».
Выпускник магистратуры кафедры «Конструирование и производство радиоаппаратуры» факультета КТУР, ныне - сотрудник Управления научной и инновационной деятельности ЮУрГУ Михаил Митькин изобрел прибор, который обеспечит безопасную посадку самолетов.
Проект «Разработка антенны курсового радиомаяка системы инструментального обеспечения захода самолетов на посадку формата ILS» позволил Михаилу стать одним из победителей конкурса по направлению «Новые приборы и аппаратные комплексы» (научный руководитель – д.т.н., профессор, зав. кафедрой «Конструирование и производство радиоаппаратуры» Николай Войтович)
Подробнее о проекте рассказал сам автор.
- Михаил, какую цель преследует данный проект?

- Целью является разработка конструкции антенны курсового радиомаяка, которая обеспечит точное определение плоскости курса при любом воздействии на нее метеорологических факторов: ветра, снега, дождя.

При этом в нештатных ситуациях она должна легко разрушаться от удара самолётом, не нанося ему вреда. В процессе разработки будут проведены: численное моделирование и экспериментальное исследование влияния метеорологических факторов на характеристики антенны.
- Что послужило причиной взяться за этот проект?

- Заход самолёта на посадку является одним из наиболее сложных и ответственных этапов полёта. Этот процесс обеспечивает радиомаячная система посадки формата ILS (Instrument Landing System), которая включает в себя курсовой (КРМ) и глиссадный (ГРМ) радиомаяки, бортовые курсовой и глиссадный приёмники и устройства индикации.
Для управления самолетом во время захода на посадку, наземное оборудование ILS задает в пространстве линию планирования – глиссаду. Она образуется в результате пересечения плоскости курса и плоскости глиссады.
Плоскость курса – это вертикальная равносигнальная плоскость, проходящая через ось взлетно-посадочной полосы. Плоскость глиссады – наклонная равносигнальная плоскость, образующая с горизонтальной плоскостью угол глиссады, установленный для данного направления посадки.

Плоскость курса задается антенной системой КРМ, плоскость глиссады – антенной системой ГРМ. Для обеспечения гарантированного положения плоскости курса конструкция КРМ должна обеспечивать постоянство амплитудно-фазового распределения поля в раскрыве антенны при воздействии на нее метеорологических факторов. А это сложная проблема.
- Как будет использован результат Вашего проекта на практике?

- Данная разработка имеет важное практическое значение для применения в системе посадки, что позволит системе ILS выйти на качественно новый уровень эксплуатации, повышающий безопасность и регулярность полётов.

Станет возможным осуществить безопасную посадку самолета при неблагоприятных погодных условиях (ливень, сильный снегопад). Повысится степень достоверности информации о положении воздушного судна в пространстве во время посадки, сведутся к минимуму ошибки в определении координат.