Обзор военно-воздушных сил Турции. Шаг назад

Самые многочисленные и агрессивные ВВС в регионе. Сбитый российский бомбардировщик и 1 тыс. 306 нарушений воздушного пространства Греции за восемь месяцев текущего года. 1 Декабрь 2015, 13:39
Вечное противостояние турок и греков не отменяет факта членства обоих в Североатлантическом Альянсе. Турция — один из старейших участников блока НАТО (старше, чем Германия и Испания), активно поддерживающий любые директивы и программы Альянса. Туркам предоставляется приоритет в приобретении новейших вооружений. Американцы поставили их в очередь на приобретение истребителей F-35, вооружили турок беспилотниками, подвесными прицельными контейнерами и планирующими бомбами JSOW.

На территории Турции расположен опорный пункт ВВС США в регионе — легендарная авиабаза Инжирлик с хранилищем ядерных боеприпасов.

Что представляют собой военно-воздушные силы Турции?

Рекордные 9-часовые боевые вылеты турецких F-16 в ходе операции НАТО против Югославии. Ночные удары по Ираку с применением высокоточных ракет “Мэврик” и израильских “Попай”. Выполнение полетов по программе Воздушная полиция Балтии (2006 г.). И вот теперь — инцидент с российским Су-24.

У турецких летчиков серьёзная подготовка и серьёзные намерения.
Боинг-737 “Мирный Орел” (в строю — 3, заказан — 1).
Просто "голубь мира". Самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления (АВАКС), глаза и уши авиационной группировки. Создан на базе пассажирского “Боинга”. В гребне над фюзеляжем находится радар MESA с активной АФАР, способный контролировать воздушное пространство в радиусе 600 км, в т.ч. обнаружить цель типа “истребитель” на расстоянии 370 км, а корабль, размером с фрегат — до 240 км. Размещенная на борту аппаратура радиоперехвата позволяет засекать излучение РЛС противника на дальности 850 км. “Мирный Орел” способен одновременно сопровождать до 180 целей, наводя на них 24 истребителя.

Имеется система дозаправки в полете.
Макс. взлетная масса — 77 тонн. Экипаж — два пилота и до 8 операторов. Время непрерывного патрулирования — до 15 часов в воздухе.

KC-135R-CRAG “Стратотанкер” (7 единиц)
Летающий заправщик на базе пассажирского “Боинга-707”. Макс. запас топлива — 92 тонны при взлетной массе 146 тонн. Заправка производится с помощью управляемой телескопической штанги. Применение жесткой штанги позволяет вдвое повысить давление и производительность системы (по сравнению со отечественной схемой “шланг-конус”), сокращая время дозаправки и облегчая её процесс. Пилоту остается следовать за танкером, все остальное сделает оператор на борту “Стратотанкера”.
F-16C и F-16D “Файтинг Фэлкэн” (175 и 57 единиц каждой модификации)
Многофункциональные истребители-бомбардировщики F-16, собранные по лицензии компанией Turkish Aerospace Industries. Турция обладает третьим по численности флотом “Фэлкэнов”, после США и Израиля. К настоящему времени все самолеты модернизированы до уровня “Блок 50+”, получив всепогодное прицельное оборудование, нашлемные прицелы и конформные топливные баки. Помимо обычных бомб с лазерным и GPS-наведением, турецкие F-16 способны нести и применять тяжелые планирующие бомбы AGM-154 JSOW, ракеты “воздух-воздух” средней и большой дальности AIM-120С-7, а также противокорабельные ракеты SOM, выполненные по технологии “стелс”.
Двухместная модификация F-16D, помимо решения истребительных и ударных задач, может использоваться в качестве учебно-тренировочного самолета.
“Терминатор 2020” (47 единиц)
Вперед в прошлое или назад в будущее. Истребитель-бомбардировщик “Фантом”, доведенный израильскими специалистами до современного уровня. От старого F-4E осталось лишь название и фюзеляж, а также характерные, загнутые вверх, части крыла. Заменена вся гидравлика и 20 км электропроводки. Установлены современные системы навигации, связи и обмена данными. Вместо стрелочных указателей в кабине пилота — многофункциональные дисплеи. Для решения ударных задач в любое время суток, турецкий “Терминатор” оснащен израильским радаром Elta EL/M-2032 и подвесным прицельным контейнером “Лайтнинг” с ИК-камерами, лазерными дальномерами и датчиками сопровождения целей. Для радиоэлектронного подавления головок зенитных ракет в состав БРЭО включена система постановки активных помех Elta EL/L-8222.

С учетом ураганной тяги и при наличии в составе экипажа оператора вооружений, 20-тонный “Терминатор”, при действии на региональном ТВД, составит уверенную конкуренцию любому из современных тактических бомбардировщиков (F-15E, Су-34 и тп.). 

С его устаревшей аэродинамической схемой, “Фантому” бессмысленно ввязываться в ближний бой с истребителями поколения “4”. Но, при наличии современной авионики и ракет “воздух-воздух”, F-4E Terminator 2020 все еще представляет угрозу на больших дистанциях.

Прочее

Для “продвинутой” подготовки пилотов в составе турецких ВВС имеется 23 сверхзвуковых учебно-тренировочных самолетов F-5F/E “Тайгер” и 67 Т-38 “Тэлон”. По своим характеристикам и назначению соответствуют отечественным Як-130. При необходимости, все они (в первую очередь — многоцелевой истребитель “Тайгер” с авионикой боевого самолета) могут привлекаться для решения ударных задач в светлое время суток.
Два воздушных командных пункта и ретранслятора на базе пассажирских бизнес-джетов “Голфстрим”.

Специализированный постановщик помех (самолет РЭБ) на базе военно-транспортного CASA CN-235.

80 военно-транспортных бортов (“Геркулесы”, С-160, CASA, Эйрбас A400 Атлас).

Беспилотная авиация:

4 беспилотных разведчика RQ-1 “Предейтор” (переданы в лизинг из США). Взлетная масса БПЛА около одной тонны. Продолжительность патрулирования 24 часа.

10 израильских IAI Heron.

Также сообщается о наличии в составе ВВС некоторого количества (в переделах пары десятков) беспилотников турецкого производства (“Анка”, “Байрактар”) с макс. взлетной массой 650 — 1600 кг.

В связи с отказом США от передачи ударных дронов (MQ-9 “Рипер”), усилиями турецкого ВПК ведется разработка собственного ударного беспилотника на базе крупного TAI Anka.

Космическая группировка

Спутник видовой разведки “Гёктюрк-2”, запущенный с китайского космодрома в декабре 2012 года. Спутник находится на низкой околоземной орбите на высоте 680 км. Макс. разрешение снимков поверхности Земли составляет 2 метра.

К настоящему времени к запуску готовится второй аналогичный спутник. Запуск третьего (“Гёктюрк-1”), чья аппаратура позволила бы вести разведку с разрешением 0,8 метра, на время отложен, в связи с задержками с поставкой импортного оборудования.

В 2013 году турецкая компания “Рокетсан” начала создание собственного ракетно-космического центра. В 2015 году было объявлено о сотрудничестве “Рокетсана” с Государственным космическим агентством Украины с целью приобретения технологий для создания ракетно-космического комплекса Турции.

Итоги

Почти 300 боевых самолетов с грамотной поддержкой по всем информационным и техническим вопросам (авиабазы, АВАКСы, разведка, воздушные танкеры). Но, несмотря на свою кажущуюся многочисленность и ряд образцов современных вооружений, группировка турецких ВВС по-прежнему остается второстепенным формированием с ограниченными возможностями. Отбросы высшего общества. Объедки с американского и израильского стола.

Во-первых, туркам не хватило денег на приобретение полноценных истребителей для завоевания господства в воздухе — уровня F-15. Попытки вести воздушную войну силами одних “Соколов” заведомо обречены: маленький F-16 не выдержит схватки с профессионалами. Несмотря на заметный, “от блока к блоку”, прогресс в аэродинамике, однокилевой истребитель по прежнему плохо управляем на больших углах атаки. А его радар слишком примитивен и слаб для соперничества с “Ирбисом” отечественной “Сушки”.

Удел F-16 как истребителя — гадить из-за угла и стрелять по безоружным/одиночным целям в заведомо выгодных условиях (наличие АВАКС — при его отсутствии у противника).

В то же время стоит отдать ему должное — как “ударник” он великолепен. В целом, неплохой истребитель-бомбардировщик легкого класса, теряющий изрядную часть своего потенциала при отсутствии поблизости “старших братьев” (F-15 и “Рэптора”).

Техника будущего? О тяжелых ударных беспилотниках не идет речи даже в отдаленной перспективе.

Наконец, наличие на вооружении 40-летних “Фантомов”. И пусть их прицельные средства доведены до уровня современных самолетов, зачастую превосходя последних. Сам факт наличия такого “ретро” не делает чести стране, заявляющей о своих далеко идущих амбициях. 

В то же время нельзя не отметить непрерывный процесс совершенствования османских ВВС. Приобретение оружия и авионики у ведущих мировых производителей. Создание собственных высококлассных образцов высокоточных боеприпасов. Сообщается, что уже в начале следующего десятилетия “Фантомы” будут заменены новейшими F-35. У Турции появится свой космодром и ракета-носитель легкого класса для вывода спутников на низкие околоземные орбиты.

Наконец, давнее членство в блоке НАТО, дающее Анкаре определенные военно-политические гарантии.