Смс от МЧС

Россиян оповещают о ЧС с помощью смс уже не первый год. Ведущие российские мобильные операторы рассказали, кому и когда они рассылают предупреждения.
16 Декабрь 2015, 09:49
Около трех лет назад спасатели сообщали, что в Москве система оповещения граждан о чрезвычайных ситуациях работает эффективно и в случае необходимости может охватить всех жителей города. Тогда заместитель начальника Главного управления МЧС России по Москве Юрий Беседин рассказал журналистам, что смс-рассылки являются только частью этой системы.
По его словам, все оповещение в городе можно разделить на две составляющие: оповещение населения и руководства города, органов власти.
Оповещение населения Москвы состоит из пяти основных элементов. Во-первых, в столице установлена система элетросирен, которая охватывает 75% территории.

При возникновении чрезвычайной ситуации оперативный дежурный может задействовать установку, и она подает завывающий звук - сигнал гражданской обороны, который означает: "Внимание всем!".

Услышав этот сигнал, подчеркнул Беседин, человек должен включить телевизор или радио, где будут даны объяснения, что произошло, и рекомендации, каким образом себя вести.
Второй элемент централизованной системы - радиоточки, процент охвата которых составляет порядка 83%.

Третий элемент - уличные громкоговорители, размещенные на площадях и улицах, которые в случае тревоги охватят около 30% населения.

Четвертый элемент - это московская часть Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения (ОКСИОН). На улицах и в местах массового скопления людей установлены большие терминальные комплексы, где в круглосуточном режиме транслируется информация о правилах поведения в ЧС.
"Непосредственно при чрезвычайной ситуации система задействуется. На экраны выдается информация о затруднениях движения, правилах поведения и так далее", - отметил замначальника московского главка МЧС.

Пятый элемент оповещения и представляет собой смс-рассылку.
"Сейчас есть соглашение с компанией "Мегафон", которая предоставляет услугу по информированию абонентов.

Причем это можно сделать по зоне, например, по округу или району (город поделен на 56 зон)", - подчеркивал тогда Беседин, отметив, что с другими сотовыми операторами работа также ведется.
Определенно, именно смс-рассылка является одной из самых востребованных в современном городе систем, потому что радиоточки, которые номинально охватывают порядка 80% населения, на практике функционируют у гораздо меньшей доли жителей.

Исходя из этого требования времени, правительство в феврале 2015 года решило, что лицензию операторам мобильной связи нужно выдавать, только если они обязуются взаимодействовать с МЧС.

Согласно постановлению, оператор обязан оповестить своих абонентов о возникновении или угрозе чрезвычайных ситуаций, а также о правилах поведения населения в случае военных действий.

Согласно ноябрьскому опросу, проведенному Interfax-Russia.ru, практически половина читателей сайта когда-либо получали смс с предупреждениями спасателей.

При этом они пригодились 26% опрошенных, а 21% готовился к ЧС, но так его и не дождался. Еще 33% признали, что не получали подобных сообщений, но хотели бы их получить в случае необходимости, а 19% считают, что они бесполезны и никогда их не получали.

Interfax-Russia.ru выяснил, как операторы работают министерством и через сколько минут после начала чрезвычайной ситуации жителям придет смс с рекомендациями спасателей.
Мобильное сотрудничество
Пионером в сотрудничестве мобильных операторов России с МЧС стала компания "Мегафон". По состоянию на осень 2014 года, этот оператор был единственным, имеющим техническую возможность осуществлять точечную рассылку по областям, сообщал начальник отдела информационного обеспечения деятельности МЧС России Вадим Гребенников.

"МегаФон" - единственный из "большой тройки", кто может производить точечную рассылку. Например, по Свердловской области. Остальные могут только по всему УрФО. Зачем предупреждать жителей Челябинской области, если циклон пришел в Тюменскую?
Плюс ко всему у "МегаФона" есть возможность рассылать сообщения круглосуточно, в ручном режиме через дежурного оператора в Москве", - говорил Гребенников в интервью, размещенном на сайте Уральского регионального центра МЧС РФ.

Другие крупные операторы в то время делали автоматизированную рассылку в дневное время.

"Но, тем не менее, сейчас мы готовим договоры с МТС и "Билайном", своего рода соглашения о намерениях, и как только появится техническая возможность, будем через них оповещать население", - заключал он.

Руководитель пресс-службы компании "Мегафон" Юлия Дорохина рассказала Interfax-Russia.ru, что компания до сих пор выполняет оповещения по запросу МЧС, причем особенностью является именно выборочная рассылка.

"Мы проводим оповещение именно тех абонентов, которые в момент проведения рассылки находятся в месте возможной ЧС (точку и радиус оповещения нам сообщает МЧС). Такая выборочная рассылка необходима для более оперативного распространения информации.

По нашему мнению, важно использовать канал информации от МЧС только для экстренных ситуаций. Если эта рассылка станет регулярной, она перестанет привлекать к себе повышенное внимание", - уверена Дорохина.

Такой подход объясняет то, что иногда "смски от МЧС" приходят неравномерно: даже в пределах семьи или коллектива на работе, пользующихся услугами одного оператора, кто-то получает сообщение, а кто-то нет.

При этом компания оповещает абонентов не только с помощью "точечного" смс-оповещения, но и используя широковещательную технологию Cell Broadcast, благодаря которой сообщения получают все абоненты без разбора.

Происходит оповещение так: в "Мегафон" приходит e-mail заявка от министерства, а затем дублирующий звонок от сотрудников национального центра управления в кризисных ситуациях или от восьми региональных центров МЧС.
"В заявке указан способ информирования (Cell Broadcast или смс), зона вещания и текст (либо дополнительный аудиофайл для способа Cell Broadcast) – все согласно регламенту взаимодействия", - рассказала Дорохина.

После подтверждения получения заявки сотрудники "Мегафон" загружают текст или аудиофайл на специализированных аппаратно-программных комплексах. Далее есть два варианта.

"В случае способа смс – идет смс абонентам Мегафон в заданной зоне. В случае Cell Broadcast – идет широковещательное сообщение "МЧС инфо: тел 0030" при звонке на который абоненты слышат тот звуковой файл с информацией от МЧС", - пояснила Дорохина.

Министерство сейчас сотрудничает и с другими крупнейшими операторами мобильной связи в России, в том числе ПАО "ВымпелКом", предоставляющим услуги под брендом "Билайн".
"У "ВымпелКома" с МЧС действует соглашение о сотрудничестве в организации оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. По обращению МЧС мы информируем население по технологии Cell Broadcast.

Также по отдельным запросам МЧС, включая когда вводится режим ЧС, мы также рассылаем смс, исходя из технических возможностей в каждом конкретном случае", - сообщила Interfax-Russia.ru пресс-секретарь"ВымпелКом" Анна Айбашева.

Собеседница агентства подчеркнула, что компания не разглашает частоту таких рассылок. Города для рассылки смс-обращений зависят от обращения министерства.

"Технически оповещение возможно по всей территории покрытия сети "Билайн", - добавила она.

Сообщения доставляются абонентам достаточно быстро, что, впрочем, неудивительно – ведь скорость и является одним из главных преимуществ "мобильного" оповещения.

"После получения всех необходимых подтверждений от МЧС оповещение населения организуется в течение 20 минут. Доставка сообщений абонентам в требуемый (установленный) срок будет зависеть от величины зоны оповещения, количества абонентов, находящихся в этой зоне, и загруженности сети", - рассказала она.

При крупном происшествии сообщения получат все абоненты.
"Так как информирование осуществляется по технологии Cell Broadcast, то информационное сообщение получают все абоненты находящиеся в зоне вещания. Технология Cell Broadcast не требует привязки к конкретным телефонным номерам абонентов", - сказала она.

Кроме того, Айбашева, отвечая на вопрос о готовности к дальнейшему сотрудничеству с МЧС, сообщила, что "ВымпелКом" открыт к сотрудничеству со всеми структурами.

Сотрудничает с МЧС и Tele2. Компания не только предупреждает абонентов о возникновении или угрозе чрезвычайных ситуаций, но и, например, напоминает людям телефоны региональных служб спасения, рассказала Interfax-Russia.ru пресс-секретарь компании Ольга Галушина.
"Подобное информирование абонентов возможно на всей территории страны, где Tele2 оказывает услуги связи. Выборка номеров мобильных телефонов для рассылки сообщений формируется исходя из масштабов чрезвычайной ситуации.

Также учитывается местонахождение зарегистрированного в сети абонента - он получает смс в случае, если находится на территории чрезвычайной ситуации или в зоне ее вероятного возникновения", - заключила она. 

Источник