17 декабря

Один день в истории 17 Декабрь 2015, 09:59

День сотрудников Государственной фельдъегерской службы
17 декабря в России отмечается День сотрудников Государственной фельдъегерской службы. 
Одним из первых Указов императора Павла I после восхождения его на российский престол в ноябре 1796 года был Указ об учреждении в России Фельдъегерского корпуса, изданный 17 декабря 1796 года. Создание фельдъегерского корпуса было одним из этапов реформы Павла I, проводимой императором в армии, аппарате государственного управления, а также и в военно-курьерской связи. Это была специальная воинская часть, в задачи которой входило выполнение поручений по связи, а также специальных поручений императора. Штат первой части состоял из 1 офицера и 13 фельдъегерей.
В советский период на базе Фельдъегерского корпуса была образована Служба внешней связи при Управлении по командному составу Всероссийского Главного штаба. После Октябрьской революции 1917 года преемником императорского Фельдъегерского корпуса стала Служба внешней связи Всероссийского главного штаба, затем несколько раз преобразовывалась, и переходившая в подчинение различным ведомствам (ВЧК — ГПУ — ОГПУ — НКВД, Министерство внутренних дел СССР, Министерство связи СССР).
Основными задачами ГФС России являются обеспечение оперативной доставки и гарантированной сохранности отправлений особой важности, совершенно секретных, секретных и иных служебных отправлений.

Подразделения фельдъегерской связи расположены во всех областных, краевых и республиканских центрах России, а также ряде крупных городов, имеющих важное экономическое значение. Органами федеральной фельдъегерской связи осуществляется доставка корреспонденции по 112 постоянно действующим маршрутам: 60 авиационным, 36 железнодорожным и 16 автомобильным. Ежесуточно в самолетах и поездах находится около 300 сотрудников федеральной фельдъегерской связи. Подразделения ГФС России регулярно принимают участие в доставке избирательных документов и протоколов об итогах голосования в период проведения выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации. 

Родился Степан Сергеевич Вострецов

Степан Сергеевич Вострецов, будущая легенда Красной армии, родился 17 декабря 1883 года в небольшом селе Казанцево в Башкирии. Степан родился в семье крестьянина, но с младых ногтей решил связать свою судьбу с военным делом. Кроме того, он был ярым приверженцем социалистической идеологии. Пробыв всего три года на военной службе, в 1909 году он попал на каторгу за революционную пропаганду среди солдат. Отбыв каторжный срок, он воевал на фронтах Первой мировой войны. За храбрость бывший каторжанин Вострецов был произведен в прапорщики.
Свой первый орден Красного Знамени Степан Вострецов получил в марте 1919 года за мужество в боях у деревни Верхней-Киги. Отрядам под командованием Вострецова удалось остановить наступление противника, а затем перейти в контрнаступление, разбить врага и захватить много пленных. Стоит отметить, что сам Вострецов в это время находился на «острие» боевых действий, воодушевляя бойцов личным примером.
За время Гражданской войны Вострецов был четыре раза награжден орденами Красного Знамени: в 1919 году, 1920, 1922 и 1923-м. С 1924 по 1927 год он командовал 27-й Омской стрелковой дивизией, а затем 51-й Перекопской стрелковой дивизией. С 1929-го по 1930 год Вострецов командовал 18-м стрелковым корпусом на Дальнем Востоке. Степан Сергеевич принял участие в советско-китайском конфликте на Китайско-Восточной железной дороге. В 1929 году Вострецов возглавил Забайкальскую группу войск, нанесшую решающий удар по противнику.
Солдаты и офицеры армии и флота по сей день свято чтут память Степана Вострецова. В Москве в Центральном доме Советской армии ежегодно проводятся те или иные мероприятия в его честь. Именем Вострецова названы улицы в Магадане, Владивостоке, Новосибирске, Омске, Уфе, Челябинске, Витебске, Бирске. Имя легендарного военного носят колхозы в Башкирии и Приморском крае, а также оленеводческие и рыболовецкие хозяйства на Охотском побережье. Для военных Степан Вострецов — образец мудрого и смелого командира, готового пожертвовать собой ради защиты рубежей своего Отечества.

Первый полёт самолёта братьев Райт

В августе 1896 года американские велосипедные механики и пионеры авиации братья Уилбер и Орвилл Райт узнали о гибели немецкого изобретателя Отто Лилиенталя, который разбился во время полета на своем планере. Как ни странно, но именно это известие укрепило их в мысли создать летательный аппарат тяжелее воздуха, снабженный двигателем и системой управления. 
Слева — О́рвил Райт, справа — Уи́лбур Райт
Братья Райт разработали систему горизонтального управления полетом с помощью хвоста из вертикальных планок. Затем они сосредоточили усилия на поиске двигателя. Много трудов пришлось положить на создание воздушного винта.
17 декабря 1903 года промозглым пасмурным утром на песчаной косе Китти-Хок у атлантического побережья США, близ местечка Килл-Девил-Хилл (штат Северная Каролина), братья Райт впервые успешно испытали свой летательный аппарат (до этого попытки были неудачными).
Флайер, 1903 год
Аэроплан «Флайер» поднял в воздух Орвилл. Машина с 12-сильным бензиновым «движком» продержалась в воздухе 12 секунд, в течение которых на высоте 2,5–3,5 м преодолела расстояние 39 м. В тот же день было совершено еще три полета. В последнем Уилбер пролетел свыше 250 м за 59 секунд. 
Уилбур Райт за штурвалом поврежденного Флайер
После того, как братья отбуксировали «Флайер» обратно после его четвёртого рейса, мощный порыв ветра перевернул его несколько раз, несмотря на попытки предотвратить это. Сильно повреждённый самолёт больше не поднимался в воздух. Братья отправили его домой, но годы спустя Орвилл восстановил самолет, передавая его для показа в США, а затем и Британскому музею, пока он не был установлен в Смитсоновском институте в Вашингтоне (округ Колумбия) в 1948 году.
Первый полет человека на самолете. Это первый полёт Флайера 17 декабря 1903 года, пилотирует Орвилл, Уилбер — на земле. Фотография Джона Т. Дэниелса со спасательной станции Килл Дэвил Хиллс, использован фотоаппарат Орвилла на треножнике.
Несмотря на то, что братьев Райт считают первыми и называют «отцами авиации», за полвека до них, в 1853 году, их предшественник, Джордж Кэйли, смог несколько метров пролететь на махолете собственной конструкции.

Родился Гарнаев Юрий Александрович

Гарнаев Юрий Александрович – лётчик-испытатель Лётно-исследовательского института.  Родился 17 декабря 1917 года в городе Балашов Саратовской губернии (ныне Саратовской области). Русский. С 1934 года жил в посёлке Лопасня (ныне город Чехов Московской области). В 1936 году окончил 3 курса Подольского индустриального техникума. В 1936-1938 годах работал токарем на Лианозовском вагоноремонтном заводе. В 1938 году окончил Мытищинский аэроклуб.
В армии с 1938 года. В 1939 году окончил Энгельсскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в ВВС лётчиком истребительного авиаполка (в Забайкальском военном округе). В 1940-1942 – лётчик-инструктор Забайкальской военной авиационной школы лётчиков (город Улан-Удэ). С 1942 года вновь служил в строевых частях ВВС (на Забайкальском фронте).

После войны продолжал службу в ВВС штурманом истребительного авиаполка (на Дальнем Востоке). С октября 1945 года старший лейтенант Ю.А.Гарнаев – в отставке. В 1949-1950 годах работал техником в Лётно-исследовательском институте (город Жуковский Московской области). Принимал участие в отработке системы дозаправки самолётов в воздухе. В 1950 году отстранён от работы в ЛИИ как судимый, назначен заведующим клубом «Стрела» в городе Жуковский. 
В январе-декабре 1951 – парашютист-испытатель Лётно-исследовательского института, выполнил 7 испытательных катапультирований и несколько десятков парашютных прыжков. 14 мая 1951 года выполнил первое в стране катапультирование в скафандре.
С 1952 – лётчик-испытатель Лётно-исследовательского института. В 1953 году окончил курсы при Школе лётчиков-испытателей. В 1957 году выполнил первый полёт и провёл испытания уникального летательного аппарата «Турболёт». Провёл ряд сложнейших испытательных работ на самолётах и вертолётах самых различных классов и назначений. Дважды покидал летательные аппараты с парашютом в аварийных ситуациях: в 1962 году – вертолёт Ми-6 и в 1964 году – винтокрыл Ка-22.
За мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 августа 1964 года лётчику-испытателю Гарнаеву Юрию Александровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Погиб 6 августа 1967 года на вертолёте Ми-6ПЖ при тушении лесного пожара в районе города Марсель (Франция). Его именем названы улицы в городах Жуковский, Чехов, Улан-Удэ и Феодосия (Крым). В Жуковском на доме, в котором он жил, установлена мемориальная доска. Его имя присвоено гимназии в Балашове и школе в Жуковском. В городе Ле-Ров (Франция), на месте гибели, установлен памятник.

Создана Экспедиция подводных работ особого назначения (ЭПРОН)

Создание ЭПРОН связано с проводившимися на Черном море поисками золота на затонувшем во время Крымской войны 1853—1855 гг. английском пароходе «Принц». Пароход прибыл к берегам Крыма с зимним обмундированием, медикаментами и другим имуществом для английской армии, осаждавшей Севастополь. 27.11.1854 г. у южных берегов Крыма разыгрался необычной силы шторм. Из 27 стоявших на якорях на внешнем Балаклавском рейде английских судов 21 разбилось о прибрежные скалы и затонуло. В числе погибших судов оказался и пароход «Принц». Его гибель многие годы приковывала внимание общественности в различных странах, так как, по распространившимся слухам, на нем кроме зимнего обмундирования и медикаментов находилось несколько миллионов фунтов стерлингов в золотых монетах, предназначенных для выплаты жалованья английским войскам. 
Перед спуском на снаряде Даниленко. 1923 год.
По заказу технической секции ГПУ на одном из заводов Москвы была построена глубоко-водная камера Е.Г. Даниленко. С помощью камеры, в которой размещались трое наблюдателей, обследование и работы могли проводиться на глубине до 72 м. Камера имела иллюминаторы, была оборудована телефоном для связи с поверхностью, по шлангам в нее подавался воздух для вентиляции и по проводам — электроэнергия для освещения. Для выполнения несложных подводных работ на ней были выдвигающиеся «руки» — манипуляторы.
Обломки английских кораблей, обнаруженных на дне.
ЭПРОН создана приказом ОГПУ № 528 17 декабря 1923 года. Хотя ЭПРОН формально создавался для поиска золота с «Принца», его деятельность с самого начала была направлена на более широкий круг подводных работ. В будущем на базе ЭПРОН предполагалось расширение экспериментов с подводными взрывами, а также глубоководные обследования с целью обнаружения археологических памятников, создание постоянной плавучей базы и второго снаряда и др.
До 1931 года ЭПРОН находилась в ведении ОГПУ, в 1931 году передана Наркомату путей сообщения, в 1936 году — Наркомату водного транспорта, в 1939 году — Наркомату морского флота. В 1941 году ЭПРОН был передан ВМФ СССР и в 1942 году преобразован в Аварийно-спасательную службу ВМФ.

В СССР введена статья за мужеложство

17 декабря 1933 года было опубликовано Постановление ВЦИК, ставшее 7 марта 1934 года законом (статья 154а Уголовного кодекса РСФСР, в позднейшей нумерации — статья 121), в соответствии с которыми введена уголовная ответственность за добровольные половые сношения мужчины с мужчиной. Вскоре эта норма вошла в уголовные кодексы всех советских республик.
В советском уголовном праве мужеложство относилось к преступлениям против личности и наказывалось лишением свободы сроком до пяти лет, а при отягчающих вину обстоятельствах (например, при совершении мужеложства с несовершеннолетними) — на срок до 8 лет

Решением правительства СССР были созданы ракетные войска стратегического назначения (РВСН)

17 декабря 1959 года решением правительства СССР были созданы ракетные войска стратегического назначения (РВСН) как вид Вооруженных Сил. В 2006 году на основании Указа президента России был установлен праздник стратегических ракетчиков – День РВСН, который отмечается 17 декабря. 
Вообще история РВСН неразрывно связана с развитием ракетного и ракетно-ядерного оружия. Материальной основой создания этих войск стало появление новой в СССР отрасли оборонной промышленности – ракетостроения – в середине 1940-х годов. Первая ракетная часть в ВС СССР – бригада особого назначения резерва Верховного главного командования (РВГК) – была сформирована в июле 1946 года. В последующие годы было создано первое ядерное оружие и первые образцы управляемых баллистических ракет, развертывались ракетные соединения, способные решать многие военные задачи. 
Тополь-М
К концу 1959 года в состав ВС СССР входило одно соединение межконтинентальных ракет, несколько инженерных бригад и более 20 инженерных полков, вооруженных ракетами средней дальности. А 17 декабря 1959 года постановлением Правительства СССР был создан новый вид вооруженных сил – Ракетные войска стратегического назначения, на которые были возложены задачи по повседневной эксплуатации ракетных комплексов с баллистическими ракетами в мирное время, подготовки и проведению пусков ракет в случае развязывания войны.
В последующие десятилетия наращивание количественных и качественных характеристик ракетных комплексов, состоящих на вооружении, способных решать стратегические задачи в военно-географических районах и на любых театрах военных действий, шло непрерывно, как и подготовка кадров. 
1 декабря 1998 года на вооружение Ракетных войск стратегического назначения была принята Межконтинентальная стратегическая ракета РФ «Тополь-М». Первый ракетный полк с новейшим ракетным комплексом заступил на боевое дежурство 30 декабря 1998 года. А 10 декабря следующего года в Татищеве заступил на боевое дежурство второй ракетный полк, вооруженный МБР «Тополь-М». 
Один из экспонатов Музея РВСН в Первомайске
За период до ноября 2002 года с космодрома Плесецк было проведено около 20 испытательных запусков межконтинентальной баллистической ракеты.
В 1997 году произошло объединение РВСН, Военно-космических сил, войск ракетно-космической обороны Войск Противовоздушной обороны ВС РФ в единый вид ВС РФ — Ракетные войска стратегического назначения. С июня 2001 года РВСН были преобразованы в два рода войск — Ракетные войска стратегического назначения и Космические войска.

Впервые в истории проведена операция по одновременной пересадке сердца, печени и лёгкого

В декабре 1986 года в больнице «Папуорт» неподалеку от Кембриджа группой британских медиков под руководством известного хирурга-трансплантолога Джона Уолпорка была произведена операция: Давине Томпсон 32 лет одновременно были трансплантированы сердце, легкие и печень. Донором послужила девочка 14 лет, погибшая в автомобильной катастрофе. Операция выполнялась в одной операционной тремя бригадами в составе 15 человек и длилась семь часов. Чтобы избежать возможности заражения инфекцией, больная находилась в стеклянном колпаке.
На третий день больная пришла в сознание, стала разговаривать и отвечать на вопросы. Вскоре ее перевели из палаты интенсивной терапии в обычную и разрешили вставать с постели и совершать небольшие прогулки.
После операции Давина прожила еще 12 лет.