10 новинок российского ОПК — 2015

Новые образцы техники, представленные в 2015 году 31 Декабрь 2015, 07:01

1. Платформа «Армата»

Широкой публике Т-14 был представлен на параде Победы в 2015 году вместе с другими изделиями на базе платформы «Армата». А самые нетерпеливые и любознательные смогли посмотреть на нее во время нескольких репетиций парада прямо на улицах Москвы. Рассказывать о ней, наверное, не нужно: за год эти российские бронемашины стали мировой сенсацией, а их общие характеристики знают наизусть и неспециалисты. Необитаемая башня, комплекс активной защиты всем видам противотанковых снарядов, экипаж, находящийся рядом в сверхзащищенном пространстве — отличительные особенности нового танка.
Танк "Армата" Т-14
Основной боевой танк Т-14 «Армата» заменит российские Т-72 и Т-90, являющиеся многократно модернизированными ОБТ третьего поколения, и активно применяемые армиями различных стран мира.
Тяжелая БМП Т-15 «Армата»
Платформа подразумевает создание необходимых конфигураций бронемашин и позволит гибко подстраивать их под требуемые условия. На «Армате» могут строиться современные командно-штабные машины, бронированные средства ПВО и так далее.

2. САУ «Коалиция-СВ»

2С35 «Коалиция-СВ» — российская 152-мм самоходная гаубица бригадного звена. Разработана в нижегородском ЦНИИ «Буревестник». САУ 2С35 предназначена для уничтожения тактических ядерных средств, артиллерийских и миномётных батарей, танков и другой бронированной техники, противотанковых средств, живой силы, средств ПВО и ПРО, пунктов управления, а также для разрушения полевых фортификационных сооружений и препятствования манёврам резервов противника в глубине его обороны. 9 мая 2015 года новая самоходная гаубица 2С35 «Коалиция-СВ» была впервые официально представлена на Параде в честь 70-й годовщины Победы в Великой отечественной войне.
САУ 2С35 «Коалиция-СВ»
Термин «самая точная в мире» в случае с «Коалицией-СВ» справедлив на сто процентов.

3. БМП «Курганец-25» 

«Курганец-25» — перспективная средняя гусеничная платформа, разрабатываемая концерном «Тракторные заводы». В разработке платформы принимает участие множество других предприятий. Платформа сконструирована по модульному принципу, что позволяет облегчить и ускорить производство и ремонт бронетехники на её базе. Предполагается начало серийного производства с 2016 года.
Боевая машина пехоты «Курганец-25» 
«Курганец-25» является универсальной гусеничной платформой, на базе которой планируется создать боевую машину пехоты (индекс ГБТУ — «Объект 695»), боевую машину десанта, гусеничный бронетранспортер (индекс ГБТУ — «Объект 693») и противотанковую самоходную установку с 125-мм танковым орудием. Предназначен для замены существующих БМП, стоящих на вооружении российской армии.  

Моторно-трансмиссионное отделение платформы расположено в передней части корпуса и сдвинуто вправо для улучшения компоновки машины. Для выгрузки десанта используется аппарель с дополнительной дверью в ней. Масса машины будет составлять примерно 25 тонн. Пассивную броню будет дополнять комплекс активной защиты на башне. Боекомплект и вооружение изолированы от десанта и экипажа.  

Экипаж состоит из трёх человек. Десантное отделение рассчитано на восемь человек. Максимальная скорость составляет 80 км/ч по шоссе и 10 км/ч на воде. 

Мощность двигателя 800 л. с. БМД и БМП платформы оснащены дистанционно-управляемым универсальным боевым модулем «Эпоха» вооружённым 30-мм автоматической пушкой 2А42 с селективным боепитанием (боезапас 500 снарядов), 7,62-мм пулемётом ПКТМ (боезапас 2000 патронов), двумя сдвоенными пусковыми установками ПТРК «Корнет». Движение боевого модуля осуществляют управляемые компьютером электродвигатели. Боевой модуль может управляться наводчиком и командиром машины. Модуль за счёт роботизации способен следить за целью и самостоятельно вести обстрел объекта до его уничтожения, оператору необходимо лишь указать цель, после чего компьютер станет сам вести слежение.

4. Унифицированная боевая платформа  «Бумеранг»

Унифицированная боевая платформа шифра «Бумеранг» — перспективная колёсная платформа средней весовой категории, разрабатываемая ООО «Военно-промышленная компания». Впервые машина была представлена на закрытом показе на выставке Russia Arms EXPO в 2013 году. А открыто широкая публика увидела ее на репетиции парада Победы в 2015 году, как и многие российские новинки уходящего года. Первые поставки серийных образцов должны начаться в 2016 году.
На основе унифицированной средней платформы шифра «Бумеранг» планируется создать бронетранспортёр, колёсную боевую машину пехоты, боевую машину с тяжёлым вооружением и другие. Машины на основе платформы поступят на вооружение средних бригад Сухопутных войск.
Платформа ВПК-7829 "Бумеранг"
Бронетранспортёр на основе УБП «Бумеранг» предназначен для транспортировки и поддержки огнём мотострелкового отделения, может самостоятельно преодолевать водные преграды. 
Двигатель будет расположен в передней части машины, что позволит осуществлять посадку и высадку десанта с кормы. Платформа можеть быть оснащена дистанционно-управляемым боевым модулем в зависимости от типа машины.

5. Автоматы  АК-12, АЕК-971 и пистолет ПЛ-14

Министерство обороны РФ собирается выбрать автомат для российской боевой экипировки «Ратник». Военные будут выбирать между АК-12 и АЕК-971 по итогам их эксплуатации в следующем году.
Всего в конкурсе на выбор перспективного стрелкового комплекса для экипировки «Ратник» участвовало два автомата: АК-12 и АЕК-971.
Напомним, АК-12 концерна «Калашников» (входящего в госкорпорацию Ростех) наряду с автоматом АЕК-971 Ковровского завода имени Дегтярева участвует в конкурсе на выбор перспективного стрелкового комплекса для экипировки «Ратник».
АЕК-971. Особенность оружия — так называемая сбалансированная автоматика. При выстреле ствол автоматического оружия уводит вверх и в сторону от линии прицеливания, что плохо сказывается на точности и кучности стрельбы короткими очередями. Поэтому в АЕК-971 была предложена схема, уравновешивающая импульс отдачи за счет встречного движения балансира и затворника рамы
АК-12
Отдельного внимания заслуживают некоторые конструктивные новшества в обоих автоматах. В АК-12 наконец-то реализована идея затворной задержки, когда после смены магазина не обязательно осуществлять перезарядку оружия, а достаточно лишь нажать пальцем на специальный флажок, чтобы дослать патрон из магазина в патронник и продолжить вести огонь. Однако А-545 (модификация АЕК-971, созданная для участия в конкурсе на новый общевойсковой автомат) тоже имеет на руках козырь. Ковровские специалисты-оружейники построили оружие таким образом, что во время стрельбы из четырех импульсов, действующих на оружие во время стрельбы, специальной автоматикой гасится три. Такая конструкция обеспечивает пока что непревзойденную кучность стрельбы очередями, что может быть чрезвычайно полезно в бою.

Пистолет Лебедева: ПЛ-14


Концерн «Калашников», входящий в Госкорпорацию Ростех, в рамках Международного военно-технического форума «Армия-2015» впервые представил прототип нового пистолета калибра 9х19 мм ПЛ-14 (пистолет Лебедева). Концепция пистолета разработана совместно со специалистами силовых структур России и ведущими стрелками – спортсменами нашей страны. Создатели ПЛ-14 особое внимание уделили эргономике, эстетике и безопасности оружия.
Пистолет ПЛ-14 (Пистолет Лебедева)
Ключевыми отличиями ПЛ-14 от других современных аналогов являются его эргономика и баланс, наиболее полно соответствующие современным представлениям о биомеханике человека и производстве меткого выстрела. Особое внимание следует обратить на уникальную эстетику пистолета.

«Универсальность пистолета позволит использовать его не только как боевое оружие для армии и полиции, но и в качестве спортивного пистолета для состязаний различного класса, – отметил генеральный директор концерна «Калашников» Алексей Криворучко. – Для вариативности использования пистолета стрелками спецподразделений мы намерены выпускать различные варианты с измененными характеристиками ударно-спускового механизма, а также произвести модификации, которые позволят использовать его в спортивных состязаниях».

В конструкции пистолета учтены важные параметры массо-габаритных характеристик. Пистолет имеет уникально малую толщину в сравнении с аналогами этого класса: 28 мм в районе рукоятки и 21 мм в передней части пистолета. Кроме того, двустороннее расположение и конфигурация органов управления «ПЛ-14» позволяют управлять оружием как правой, так и левой рукой, и делают его удобным в ношении, извлечении и применении. В конструкцию пистолета интегрирована планка Пикатинни.
+

Комментарий...
Концепция нового пистолета была создана совместно ведущими стрелками-спортсменами и специалистами силовых структур нашей страны

6. МБР «Сармат»

Межконтинентальная баллистическая ракета «Сармат» — российский стратегический ракетный комплекс пятого поколения шахтного базирования с тяжёлой двухступенчатой жидкостной ракетой, отличающийся от комплексов четвертого поколения (таких как Р-36) массированными средствами защиты от ПРО за счет КАЗ шахты, суборбитальной траектории, а также высокоточных гиперзвуковых маневрирующих боеголовок. Боеголовки Ю-71 также позволяют впервые применять российские и советские МБР в локальных войнах по стратегии «глобального удара» с поражением стратегических объектов кинетической энергией боеголовки без использования ядерного взрыва.
Концепцией комплекса «Сармат» является не просто вес забрасываемых боеголовок, которые могут быть уничтожены средствами ПРО, а доставка пусть меньшего числа боеголовок, но по траекториям и способами, существенно затрудняющими их уничтожения даже перспективными комплексами ПРО. Академик Соломонов подвергал серьезной критике тяжелые ракеты на жидкостном топливе типа Р-36М ввиду того, что большая забрасываемая масса жидкостных МБР скрывала за собой то, что Р-36М является довольно легкой жертвой для ПРО по сравнению с твердотопливными ракетами, которые более мобильны, имеют более короткий разгонный участок, что может обмануть спутники инфракрасной разведки, а также более живучи при повреждениях ракеты. Хотя академик Соломонов добивался такими аргументами закрытия проекта Р-36М и его продолжений, но в результате проект МБР «Сармат» был утвержден с сильным акцентом на функции противодействия ПРО с помощью ряда инновационных технологий, которые, впрочем, являются продолжением советских концепций и систем борьбы с противоракетной обороной.
Ракета предназначена для доставки 10 боеголовок мощностью 750 Кт каждая. Вес ракеты — 210 тонн.
Ракета двухступенчатая, с блоком разведения боевых блоков. Жидкостные ракетные двигатели обеих ступеней «утоплены» в бак с горючим, топливные баки — несущие с совмещенными разделительными днищами.
Летно-конструкторские испытания новой российской межконтинентальной баллистической ракеты "Сармат" начнутся в третьем квартале 2016 года

Преодоление ПРО через «орбитальную атаку» и возможность легкой конверсии в запуск спутников

Ракета разработана для преодоления ПРО путем придания двигателям мощности лишь немного меньшей, чем необходимо для вывода боеголовок на круговую орбиту. Поэтому ракета может атаковать территорию США не по кратчайшему, а по любому направлению, в том числе через Южный и Северный полюс в обход развернутых средств ПРО США, рассчитанных на траектории обычных МБР, запускаемых из Евразии, и требует от США дорогостоящего развертывания не фрагментальной, а круговой ПРО. Фактически в этом плане МБР «Сармат» повторяет идею «орбитальной бомбардировки», реализованную в советской ракете Р-36орб в 1962 году.

Также вместо части боеголовок, возможно, будет установлен дополнительный разгонный блок. В текущих источниках фигурирует третья ступень как блок развода боеголовок (БРПЛ), но традиционное исполнение БРПЛ не подразумевает функции разгонной ступени. В любом случае, точные характеристики и конструкция ракеты, разумеется, засекречены и наверняка станут неприятным сюрпризом для любого агрессора.
Интересным моментом также является по сути возрождение концепции универсальной ракеты, как, к примеру, изначально военная, но широко работающая и на «гражданку» ракета-носитель «Протон». Иными словами, любая МБР «орбитальной бомбардировки» может выводить на орбиту не только боеголовки, но и спутники, поэтому, скорее всего, снятие с вооружения МБР «Сармат» в конце срока службы произойдет через запуски гражданских космических аппаратов. Обычные МБР для запуска спутников на конце срока службы требуют дорогостоящих переделок с установкой орбитальных разгонных ступеней (как было с проектом «Рокот» по переделке РС-18). Возможность вернуть большие инвестиции в шахтные МБР и еще с извлечением прибыли через коммерческие пуски спутников средствами МБР с заканчивающимся сроком эксплуатации является очень важной с экономической точки зрения и рассматривается Правительством РФ самым серьезным образом. На месте бывшей дислокации 27-й Краснознаменной дальневосточной дивизии Ракетных войск стратегического назначения был создан космодром «Свободный», использующий шахты МБР как пусковые установки. Развитием данного проекта стало строительство и космодрома «Восточный» непосредственно у пусковых шахт российских МБР, что связано с созданием инфраструктуры для пусков гражданских космических аппаратов средствами шахтных МБР.
На сегодняшний день можно говорить о полном завершении опытно-кострукторской работы по разработке комплекса "Сармат", отметил командующий РВСН России генерал-полковник Сергей Каракаев

7. Вертолеты КА-52К «Катран»,
КА-32, МИ-8 АМТША-ВА 

Ка-52К «Катран»

Весной этого года впервые совершил первый полет Ка-52К «Катран» — российский боевой разведывательно-ударный вертолет палубного базирования, а осенью машина уже успешно приземлилась на палубе большого десантного корабля. «Катран» предназначен для уничтожения танков, бронированной и небронированной боевой техники, живой силы и вертолетов противника на переднем крае и в тактической глубине, в любых погодных условиях и в любое время суток. Оснащается различными типами ракетно-пушечного вооружения. Является палубной модификацией вертолета Ка-52 «Аллигатор».
Разведывательно-ударный вертолет палубного базирования Ка-52К «Катран»
Ка-52К создавался в качестве основной ударной силы вертолетоносцев типа «Мистраль». После того, как Франция отказалась передавать России корабли, в СМИ появилась информация, что «Катраны» приобретет Египет, который купил и вертолетоносцы. Вместе с сухопутными Ка-52 страна может приобрести до 80 вертолетов.
Соосная схема Ка-52К обеспечивает высокую маневренность вертолету и дает ему возможность перемещаться в боковом направлении со скоростью до 80 км/час и двигаться назад со скоростью до 90 км/час. Изменение движения на противоположное осуществляется за несколько секунд. Эти свойства дают вертолету возможность совершать непредсказуемые для противника маневры. Машина является многоцелевым всепогодным двухместным вертолетом. Этот вертолет предназначен для использования в том числе и в ночных условиях, когда без второго члена экипажа, выполняющего функции оператора, уже не обойтись. Ка-52К, как и его сухопутный собрат Ка-52 «Аллигатор», был создан на базе серийного боевого вертолета Ка-50 и унаследовал около 85% примененных на Ка-50 технических решений. Вертолет имеет двухместную кабину и может пилотироваться любым из пилотов.

КА-62

Ка-62 – транспортно-пассажирский вертолет

В 2016 году на производство будет поставлен вертолет «Камов-62», который способен перевозить до 15 пассажиров и может работать в арктической зоне.
Транспортно-пассажирский вертолет "Ка-62"
Ка-62, несмотря на некоторую похожесть в обозначении на Ка-52 – сугубо мирный транспортно-пассажирский вертолет, предназначен для транспортировки грузов, оказания экстренной медицинской помощи, воздушных работ и наблюдения. Он может использоваться в нефтегазовой области, для спасательных работ и корпоративных нужд.
К особенностям Ка-62 можно отнести пятилопастной несущий винт, наличие второго контура гидросистемы, колесное шасси повышенной энергоемкости, усиленную конструкцию фюзеляжа и узлов крепления основных агрегатов и амортизационные кресла для экипажа и пассажиров.

МИ-8 АМТШ-ВА

В 2015 году закончил цикл испытаний вертолет Ми-8АМТШ-ВА. Литера «А» в названии означает «арктический». Машина создана специально для эксплуатации в северных регионах страны при температурах ниже минус 40 градусов по Цельсию. Дальность полета вертолета с установленными дополнительными топливными баками превышает 1300 километров.

Для разработки Ми-8АМТШ-ВА за основу был взят вертолет Ми-8АМТШ-В, уже поставляемый в ВС РФ. На вертолете установлено оборудование, позволяющее эксплуатировать машину в условиях низких температур, малоориентирной местности, полярной ночи, пропадания спутниковых сигналов, неустойчивой радиосвязи, обширной водной поверхности, а также больших расстояний между точками базирования.
Ми-8АМТШ-ВА оснащен мощными двигателями отечественного производства ВК-2500-03 и усиленной трансмиссией. Увеличенная энергомощность вспомогательной силовой установки ТА-14 обеспечивает автономное питание энергоемких изделий-потребителей на борту вертолета.
Военно-транспортный вертолет Ми-8АМТШ-ВА
На этом доработки не заканчиваются. Система обогрева кабины экипажа и грузовой кабины, улучшенная теплоизоляция, теплоизоляционные шторы, встроенная система подогрева силовой установки и трансмиссии, тефлоновые шланги в гидравлической, масляной и топливной системах — все это позволяет эксплуатировать машину в условиях крайне низких температур. Ми-8АМТШ-ВА также оснащается специальными чехлами, которые повышают эффективность системы подогрева основных агрегатов силовой системы при температурах ниже минус 40.

Как отмечают "Вертолеты России", повысить эффективность пилотирования и точность навигации в условиях Арктики машине позволяет цифровой автопилот и несколько систем навигации, способные определить координаты местоположения вертолета при пропадании спутниковых сигналов.

Метеолокатор определяет опасные метеообразования в горизонтальном и вертикальном профилях, сканирует наземный профиль, эффективно определяя объекты и береговую линию. Для эксплуатации в условиях полярной ночи и темного времени суток вертолет адаптирован под применение очков ночного видения. Для повышения жизнеобеспечения личного состава и членов экипажа в условиях длительного автономного базирования вертолет имеет специальное оборудование, в том числе для разогрева воды и пищи.

8. ЗРК «Сосна»

«Сосна» — российский зенитный ракетный комплекс ближнего радиуса действия для защиты войсковых подразделений от нападений с воздуха в любых видах боя, в том числе во время марша, разработанный в АО «КБ точного машиностроения им. А. Э. Нудельмана». В 2015 году Сергей Игнатов, заместитель директора КБ, заявил, что в следующем году ЗРК начнет госиспытания.
Автоматизированный зенитный ракетный комплекс "Сосна"
«Сосна» является комплексом ближнего радиуса действия и создан в ходе глубокой модернизации разработанного ранее ЗРК «Стрела-10М3».

Установка предназначена для защиты войсковых подразделений от воздушного нападения в любых формах боя, а также во время марша. Боевой модуль может быть размещен на любом носителей грузоподъемностью более 3,5 тонн. Комплекс полностью автоматизирован и эффективен в любое время суток, при ограниченной видимости и в условиях естественных или искусственных помех. В боекомплекте «Сосны» 12 управляемых ракет. Обнаружение целей осуществляется как автономно с помощью высокоточной оптико-электронной системы, так и в режиме внешнего целеуказания.
Система ПВО «Сосна» по сравнению с устаревшим аналогом «Стрела» имеет вдвое увеличенную дальность поражения цели. Новая установка способна поражать воздушные цели на дальности до десяти километров и на высоте до пяти тысяч метров.
После этого комплекс планируется представить Министерству обороны РФ

9. ПАК ФА Т-50: испытания продолжаются


В 2015 году продолжила развитие программа создания перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации — российского многоцелевого истребителя пятого поколения, разрабатываемого подразделением Объединённой авиастроительной корпорации — «ОКБ Сухого», где он проходит под условным обозначением Т-50. 
ПАК ФА Т-50 - Российский многоцелевой истребитель пятого поколения
Определен облик двигателя для ПАК ФА. В июле 2015 года в Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) рассказали, что уже начато изготовление узлов двигателя-демонстратора и газогенератора. В октябре к пяти летным экземплярам Т-50, проходящим сейчас испытания, присоединился шестой. Ожидается, что до конца года будут поставлены еще два самолета этого типа.
Первый полет самолет совершил 29 января 2010 года. Серийные машины данного типа будут собираться на КнААЗе, где на данный момент происходит сборка опытных образцов. Серийное производство самолёта должно начаться в 2016 году. В 2013 году началось мелкосерийное производство самолётов этого типа для испытания вооружений.

Самолет разрабатывается для замены Су-27 в российских ВВС. Для экспортных поставок на базе ПАК ФА совместно с Индией создается экспортная модификация самолета, получившая обозначение FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft — истребитель пятого поколения).
Испытания, подтверждающие летные характеристики российского истребителя пятого поколения ПАК ФА, практически завершены, сообщил замглавы Минобороны России Юрий Борисов

10. ГосСОПКА: кибербоец

В январе 2013 г. президент Владимир Путин поручил ФСБ России создать систему обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на ИТ-ресурсы, расположенные на территории России, а также в дипломатических представительствах и консульских учреждениях России за рубежом. 

В декабре 2014 года была утверждена концепция государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы РФ. И наконец, в марте 2015 года появилась первая конкретика: ФСБ опубликовало выписку из этого документа (скачать PDF), содержащую данные о том, как будет устроена эта система.
Согласно документу, система представляет собой единый централизованный территориально-распределенный комплекс, включающий силы и средства обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак, федеральный орган власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности критической инфраструктуры РФ и орган власти, уполномоченный в области создания и обеспечения функционирования системы.
Территориальная структура ГосСОПКА в соответствии с концепцией
Под «средствами» в концепции подразумеваются главным образом технологические решения, а под «силами» — специальные подразделения и сотрудники со стороны федерального органа власти, ответственного за систему, а также операторы связи и других организации, осуществляющие лицензируемую деятельность в сфере защиты информации.
Основной организационно-технической составляющей системы являются центры обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак, которые будут подразделяться по территориальному и ведомственному признакам. В частности, будет организован главный центр, региональные, территориальные центры системы, а также центры госорганов и корпоративные центры. 
Область ответственности центров ГосСОПКА отображена на следующей схеме
В составе системы также функционирует созданный в ФСБ Национальный координационный центр по компьютерным инцидентам, который организует и осуществляет обмен информацией о них с юрлицами, владеющими объектами критической ИТ-инфраструктуры РФ, операторами связи, обеспечивающими взаимодействие объектов критической ИТ-инфраструктуры, а также с иностранными госорганами и другими организациями, работающими в области реагирования на киберинциденты. 
Иными словами, система является комплексной и централизованно защищает все ведомства, каналы связи и дата-центры, работа которых необходима для функционирования государства и системы его обороны. У системы будет несколько основных задач. Например, она поможет прогнозировать угрозы, обеспечивать оперативное взаимодействие информресурсов с провайдерами с операторами связи, проводить мониторинг ресурсов, оценивать степень их защиты в реальном времени и латать дыры в системах безопасности. ГосСОПКА также сможет в автоматическом режиме выяснять причины случившихся атак и компьютерных инцидентов. По мнению экспертов, система особенно актуальна в условиях угроз со стороны хакеров ИГИЛ.
Для функционирования системы планируется создать соответствующую законодательную базу, определить порядок фиксации и обмена информацией о компьютерных атаках, деятельности субъектов системы в области обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий атак. По словам специалистов, именно отсутствие такой правовой базы сдерживает сейчас развитие системы ГосСОПКА.
Схема взаимодествия