22 декабря

Один день в истории 22 Декабрь 2015, 10:28

Вильгельм Рентген сделал первый рентгеновский снимок

Вильгельм Конрад Рентген (1845—1923) — крупнейший немецкий физик-экспериментатор. Открыл (1895) рентгеновские лучи, исследовал их свойства. Труды по пьезо- и пироэлектрическим свойствам кристаллов, магнетизму. Член Берлинской академии наук, первый лауреат Нобелевской премии по физике. Крупнейший немецкий физик-экспериментатор, член Берлинской академии наук, первый лауреат Нобелевской премии по физике.
Вильгельм Конрад Рентген
В 1894 году, когда Вильгельм Рентген был избран ректором Вюрцбургского университета, он приступил к экспериментальным исследованиям электрического разряда в стеклянных вакуумных трубках. Вечером 8 ноября 1895 года Рентген, как обычно, работал в своей лаборатории, занимаясь изучением катодных лучей. Около полуночи, почувствовав усталость, он собрался уходить. Окинув взглядом лабораторию, погасил свет и хотел было закрыть дверь, как вдруг заметил в темноте какое-то светящееся пятно. Оказывается, светился экран из синеродистого бария. Почему он светится? Солнце давно зашло, электрический свет не мог вызвать свечения, катодная трубка выключена, да и, вдобавок, закрыта черным чехлом из картона. Рентген еще раз посмотрел на катодную трубку и упрекнул себя, ведь он забыл ее выключить. Нащупав рубильник, ученый выключил трубку. Исчезло и свечение экрана; включал трубку, вновь и вновь появлялось свечение. Значит, свечение вызывает катодная трубка! Но каким образом? Ведь катодные лучи задерживаются чехлом, да и воздушный метровый промежуток между трубкой и экраном для них является броней. Так началось рождение открытия.
Оправившись от минутного изумления, Рентген начал изучать обнаруженное явление и новые лучи, названные им икс-лучами. Оставив футляр на трубке, чтобы катодные лучи были закрыты, он с экраном в руках начал двигаться по лаборатории. Оказалось, что полтора-два метра для этих неизвестных лучей не преграда. Они легко проникают через книгу, стекло, станиоль... А когда рука ученого оказалась на пути неизвестных лучей, он увидел на экране силуэт ее костей! Фантастично и жутковато! Но это только минута, ибо следующим шагом Рентгена был шаг к шкафу, где лежали фотопластинки, т.к. надо было увиденное закрепить на снимке. Так начался новый ночной эксперимент. Ученый обнаруживает, что лучи засвечивают пластинку, что они не расходятся сферически вокруг трубки, а имеют определенное направление...
Лаборатория Вильгельма Рентгена
Утром обессиленный Вильгельм Рентген ушел домой, чтобы немного передохнуть, а потом вновь начать работать с неизвестными лучами. Пятьдесят суток (дней и ночей) были принесены на алтарь небывалого по темпам и глубине исследования. Были забыты на это время семья, здоровье, ученики и студенты. Он никого не посвящал в свою работу до тех пор, пока не разобрался во всем сам. Первым человеком, кому Рентген продемонстрировал свое открытие, была его жена Берта и 22 декабря 1895 года Вильгельм сделал первый в истории ренгеновский снимок — снимок ее кисти, с обручальным кольцом на пальце. Именно он был приложен к статье Рентгена "О новом роде лучей", которую он 28 декабря 1895 года направил председателю Физико-медицинского общества университета. Статья была быстро выпущена в виде отдельной брошюры, и Вильгельм Рентген разослал ее ведущим физикам Европы

На VIII съезде Советов был принят Государственный план электрификации России (ГОЭЛРО)

22 декабря 1920 года состоялся VIII Всероссийский съезд Советов, на котором был принят Государственный план электрификации России (ГОЭЛРО). 
Принятие плана ГОЭЛРО, который разрабатывала Государственная комиссия по электрификации страны, созданная за год до этого, и стало началом электрификации России. План ГОЭЛРО был рассчитан на 10-15 лет и предусматривал коренную реконструкцию народного хозяйства на базе электрификации. Были построены крупные предприятия, сооружены 30 районных электростанций, в том числе десять ГЭС, общей мощностью 1,75 миллиона киловатт и годовой выработкой 8,8 млрд. киловатт. К 1931 году план в основном был выполнен. 
В.И. Ленин у карты ГОЭЛРО на VIII съезде Советов
После распада СССР ЕЭС России осталась крупнейшим в мире объединением и занимает второе место после США. Она включает 72 региональные системы, в составе которых работают свыше 700 станций мощностью 205 млн. киловатт. 
В 1992 году было создано Российское акционерное общество «Единая энергетическая система России» — РАО «ЕЭС России». Компании холдинга обеспечивали до 70 процентов выработки электроэнергии и около трети отпуска тепла в России, а также контролировали 72 процента генерирующих мощностей и 96 процентов общей протяженности магистральных линий электропередачи страны. 
После реформирования электроэнергетики (2002—2008 годы) РАО «ЕЭС» было ликвидировано. На её месте возникли государственные естественно-монопольные компании, а также приватизированные генерирующие и сбытовые компании. 
А в честь исторического события 1920 года в России установлен профессиональный праздник работников этой отрасли - День энергетика.

Состоялся первый полёт советского бомбардировщика ТБ-3 (АНТ-6)

22 декабря 1930 года состоялся первый полёт советского бомбардировщика ТБ-3 (АНТ-6) конструкции Андрея Николаевича Туполева. Хотя прототип АНТ-6, за штурвалом которого сидел лётчик-испытатель Михаил Громов, имел лыжное шасси, серийные машины оснащались шасси как лыжными, так и тележечными колёсными. С четырьмя двигателями М-17 (лицензионные BMW-VI) самолёт был способен развивать скорость в 185 км/ч у земли и 208 км/ч на высоте 3000 метров. М-17 стояли примерно на половине из 819 серийных ТБ-3; остальные машины выпускалась с моторами АМ-34 и АМ-34Р.
Высадка парашютного десанта с ТБ-3
Для начала 1930-х годов цельнометаллический ТБ-3 являлся весьма прогрессивной машиной: к примеру, он был способен поднимать от 2000 до 5000 килограммов бомб. В 1936 году ТБ-3 совершил несколько рекордных полётов, в частности, с 10 000 килограммов — на высоту в 6605 метров и с 12 000 килограммов — на высоту в 2700 метров. Дальность полёта бомбардировщика составляла 3120 километров. В 1937 году четыре ТБ-3 модификации АНТ-6-4М-34Р участвовали в советской экспедиции на Северный полюс. С 1934 года переоборудованные ТБ-3 транспортной модификации Г-2 занимались вывозом золота с магаданских рудников, а также серы со среднеазиатских месторождений, параллельно с этим снабжая рабочих питьевой водой.
Производство ТБ-3 прекратилось в 1938 году, однако использование этого самолёта продолжалось вплоть до 1945 года. В качестве тяжёлого ночного бомбардировщика АНТ-6 участвовал в боях с японцами на озере Хасан в 1938 году, на реке Халхин-Гол в 1939 году, в советско-финской войне 1939—1940 годов, а также во время Великой Отечественной войны. ТБ-3 также активно применялся как десантный и грузовой самолёт: он мог поднимать на борт до 40 (штатно — 20) десантников с полным вооружением, танкетку Т-27 или плавающий танк Т-37 или Т-38.
Плавающий танк Т-37 на парашютной подвеске под самолетом ТБ-3
Ещё до начала Второй мировой войны ТБ-3 участвовал в проекте под названием «Звено», предложенном конструктором Владимиром Сергеевичем Вахмистровым. Суть проекта заключалась в том, что тяжёлый бомбардировщик ТБ-3 выступал в роли носителя нескольких истребителей, тем самым увеличивая дальность их полёта и боевую нагрузку. По сути, бомбардировщик сам нёс свое истребительное прикрытие на расстояние, превышающее дальность полёта истребителей, которые могли не только взлетать с ТБ-3, но и садиться на него.
Первое практическое применение схемы «Звено» состоялось 1 августа 1941 года, когда два ТБ-3 с подвешенными под крыльями истребителями И-16 совершили несколько налётов на румынский порт Констанца, нефтепромыслы в Плоешти, а затем уничтожили стратегически важный Чернаводский мост через Дунай. При подлёте к цели И-16, вооружённые 250-килограммовыми бомбами (сами они не могли вылетать на задания с такой нагрузкой), отделялись от самолёта-носителя и атаковали цели как пикирующие бомбардировщики, после чего возвращались на аэродром.
+

Комментарий...
Несмотря на то, что к началу Великой Отечественной войны ТБ-3 уже устарел, он обладал рядом уникальных качеств, которые позволили ему внести важный вклад в общую победу. Именно поэтому тройка машин этого типа была включена в группу самолётов, которые должны были принять участие в Параде Победы 1945 года. И, хотя из-за плохой погоды авиация не участвовала в параде, это никоим образом не умаляет заслуг и уникальности ТБ-3. 

Совершил первый полет советский аэробус ИЛ-86

Кабина пилотов Ил-86
Самолет ИЛ-86 – является первым отечественным широкофюзеляжным самолетом. После появления на трансконтинентальных трассах в 1970 году американского самолета-гиганта Боинг-747 и на фоне завершения строительства первого европейского аэробуса А300 Совет Министров СССР в марте 1972 года принял постановление о начале работ над первым советским “аэробусом” Ил-86.

На основе комплексных исследований В ОКБ С.В. Ильюшина для самолета ИЛ-86 был выбран фюзеляж, позволивший установить в одном ряду девять кресел с двумя проходами, причем ширина проходов была сделана больше, чем на широкофюзеляжных самолетах зарубежных фирм. Шасси с тремя основными опорами позволяет эксплуатировать самолет с ВПП, расчитанной на прием более легких самолетов.  
Самолет должен был перевозить 350 пассажиров на дальность до 3500 км. Начало летных испытаний нового лайнера было назначено на 1976 год. В полном соответствии с правительственным заданием Ил-86 (СССР-86000) впервые взлетел с Центрального аэродрома им. Фрунзе 22 декабря 1976 года. В апреле 1978 года состоялся первый технический рейс на Ил-86 по маршруту Москва-Сочи. В этом же были совершены демонстрационные полеты в Ленинград, Симферополь, Ростов-на-Дону, Минеральные Воды. По данным КБ им. Ильюшина, вконце 1970-х годов Ил-86 впервые побывал и в Новосибирске, однако официальной датой первой посадки Ил-86 в “Толмачево” считается февраль 1980 года. В сентябре 1979 года начались эксплуатационные испытания нового лайнера (самолеты СССР-86003 и СССР-86004) во Внуковском производственном объединении гражданской авиации. В декабре 1980 года самолет получил Сертификат летной годности и 26 декабря выполнил первый регулярный рейс Москва-Ташкент. В следующем году коллективу создателей Ил-86 была вручена Ленинская премия, а генеральный конструктор Генрих Новожилов “за выдающиеся заслуги в создании новой авиационной техники” был награжден второй Золотой медалью героя Социалистического труда.
Ил-86 (СССР-86000) в Киеве Государственный музей авиации
Самолет Ил-86 предназначен для эксплуатации на авиалиниях средней протяженности. Установка на самолете современного оборудования в сочетании с многократным резервированием основных систем обеспечивает высокую надежность и безопасность полета. Три встроенных трапа обеспечивают быструю посадку и выход пассажиров независимо от наземной службы аэропорта.
В сентябре 1981 года на Ил-86 было установлено в общей сложности 17 официальных мировых рекордов скорости полета по замкнутому маршруту длиной 1000 и 2000 км с разным количеством груза в классе самолетов без ограничения взлетной массы. В ходе рекордных полетов была достигнута скорость, соответствено, 962,0 км/ч и 975,3 км/ч. Эти показатели Ил-86 не превзойдены уже в течение 20 лет.
Спустя 25 лет после первого полета Ил-86 остается самым надежным самолетом в отечественной гражданской авиации.

Впервые после возведения Берлинской стены открылись для свободного прохода жителей ФРГ и ГДР Брандербургские ворота

Когда в мае 1989 под влиянием перестройки в Советском Союзе партнёр ГДР по Варшавскому договору — Венгрия — уничтожила укрепления на границе со своим западным соседом Австрией, руководство ГДР не собиралось следовать её примеру. Но вскоре оно потеряло контроль над стремительно разворачивавшимися событиями. Тысячи граждан ГДР потянулись в другие восточноевропейские страны в надежде попасть оттуда в Западную Германию. Уже в августе 1989 дипломатические представительства ФРГ в Берлине, Будапеште и Праге вынуждены были прекратить приём посетителей из-за наплыва жителей ГДР, добивавшихся въезда в западногерманское государство. Сотни восточных немцев бежали на Запад через Венгрию. Когда 11 сентября 1989 венгерское правительство объявило о полном открытии границ, Берлинская стена потеряла свой смысл: в течение трёх дней ГДР покинули через территорию Венгрии 15 тысяч граждан. В стране начались массовые демонстрации с требованием гражданских прав и свобод.
Стена с взобравшимися на неё немцами на фоне Бранденбургских ворот.
9 ноября 1989 в 19 часов 34 минуты, выступая на пресс-конференции, которая транслировалась по телевидению, представитель правительства ГДР Гюнтер Шабовски огласил новые правила выезда и въезда из страны. Согласно принятым решениям, граждане ГДР могли получить визы для немедленного посещения Западного Берлина и ФРГ. Сотни тысяч восточных немцев, не дожидаясь назначенного срока, устремились вечером 9 ноября к границе. Пограничники, не получившие приказов, пытались сперва оттеснить толпу, использовали водомёты, но затем, уступая массовому напору, вынуждены были открыть границу. Встречать гостей с Востока вышли тысячи жителей Западного Берлина. Происходящее напоминало народный праздник. Ощущение счастья и братства смыло все государственные барьеры и преграды. Западноберлинцы, в свою очередь, стали переходить границу, прорываясь в восточную часть города.
Демонтаж секции Стены возле Бранденбургских ворот, 21 декабря 1989 года.
А 22 декабря 1989 года открылись для прохода Бранденбургские ворота, через которые была проведена граница между Восточным и Западным Берлином. Берлинская стена ещё стояла, но всего лишь как символ недавнего прошлого. Она была разбита, расписана многочисленными граффити, рисунками и надписями, берлинцы и посетители города старались унести на память кусочки, отбитые от некогда могущественного сооружения. В октябре 1990 последовало вступление земель бывшей ГДР в ФРГ, и Берлинская стена была за несколько месяцев снесена. Лишь малые части её решено сохранить как памятник для последующих поколений.

Указом Президента РФ установлен Памятный День российской гвардии

В 1687 году Петр I создал из потешных войск в составе Преображенского и Семеновского полков Российскую императорскую гвардию. Свое боевое крещение русская гвардия получила в Северной войне 1700-1721 годов. Перед отправкой под Нарву Преображенский и Семеновский полки были переименованы в лейб-гвардию. 
Российская императорская гвардия сыграла значительную роль в сражениях русско-турецкой войны 1735-1739 годов, русско-шведской войны 1788-1790 годов, Аустерлицком сражении в 1805 году, во время Отечественной войны 1812 года.
В конце 18 и в 19 веках русская гвардия включала в себя части всех родов войск и флота и считалась элитой российской армии. С приходом Советской власти, в 1918 году, Российская императорская гвардия перестала существовать. 
Нагрудный знак "Гвардия"
18 сентября 1941 года была создана советская гвардия. В соответствии с решением Ставки верховного главнокомандования за массовый героизм, мужество личного состава приказом наркома обороны СССР в гвардейские были переименованы несколько дивизий, а затем и кавалерийские корпуса, артиллерийские, авиационные и танковые полки, боевые корабли, крейсеры и миноносцы.

Сегодня в российской армии сохранено высокое и почетное гвардейское звание. Это гвардейская мотострелковая Таманская, гвардейская танковая Кантемировская, гвардейская мотострелковая Прикарпатско-Берлинская дивизии; гвардейская отдельная мотострелковая бригада; гвардейские соединения воздушно-десантных войск; гвардейский мотострелковый Пиотракувский полк, гвардейский мотострелковый Тацинский полк.  
22 декабря 2000 года «в целях возрождения и развития отечественных воинских традиций, повышения престижа военной службы и в связи с 300-летием российской гвардии» указом Президента РФ Владимира Путина установлен Памятный День российской гвардии. Президент постановил отмечать этот праздник 2 сентября.