23 декабря

Один день в истории 23 Декабрь 2015, 14:12

День дальней авиации ВВС России

День дальней авиации ВВС России был учрежден в 1999 году по приказу главнокомандующего ВВС России. Днем, положившим начало развитию дальней авиации (ДА) в России, можно назвать 23 декабря 1913 года, когда совершил первый полет тяжелый четырехмоторный бомбардировщик «Илья Муромец» — легендарное детище авиаконструктора Игоря Сикорского. 
Тяжелый четырехмоторный бомбардировщик «Илья Муромец»
Спустя ровно год, 23 декабря 1914 года, по Указу императора Николая II была сформирована первая в мире эскадра таких самолетов. Эту дату и принято считать днем создания российской дальней (стратегической) авиации.
Дальнейшая судьба эскадры «Муромцев» не проста. Несмотря на то, что в годы Первой мировой войны бомбардировщики выполнили несколько сотен полетов при потере только одного «Ильи Муромца», а в 1917 году эскадра включала уже двадцать бомбардировщиков, в сентябре 1917 года все самолеты были сожжены, чтобы не стать добычей германских войск, вплотную подошедших к месту дислокации эскадры. 
ТБ-3
Декрет Совета Народных Комиссаров, принятый 22 марта 1918 года, утверждал формирование Северной группы воздушных кораблей «Илья Муромец» — так начался новый этап в развитии дальней авиации. Позднее на вооружение дальней авиации был принят бомбардировщик ТБ-3, спроектированный под руководством А.Н. Туполева, а затем и самолеты ДБ-3 (после модернизации – ДБ-3Ф, Ил-4), сконструированные в КБ С.В. Ильюшина. 
В годы Великой Отечественной войны дальнебомбардировочная авиация Красной Армии, состоящая из пяти авиакорпусов, трех авиадивизий и отдельного авиаполка (это около 1500 самолетов и почти 1000 экипажей), вступила в бой с врагом с первых дней войны и участвовала во всех крупных операциях советских войск, выполняя специальные задания. За годы войны экипажи ДА выполнили более 220 тысяч боевых вылетов, и около 25 тысяч солдат и офицеров ДА были удостоены государственных наград, 269 стали Героями Советского Союза.
ДБ-3
В настоящее время на вооружении дальней авиации, входящей в стратегическую ядерную триаду наравне с подводными лодками и ракетами, состоят стратегические бомбардировщики Ту-160 (15 бомбардировщиков), Ту-95МС и Ту-22М3. Ракетоносец Ту-95МС был разработан более 50 лет назад и является единственным в мире стратегическим бомбардировщиком, на котором установлены турбовинтовые двигатели. Самолеты Ту-22М3 входят в состав морской дальней авиации. 
Ту-160
Дальняя авиация (ДА) является оперативно-стратегическим объединением Вооруженных сил РФ, стратегическим резервом Верховного главнокомандования (ВГК) и компонентом стратегических ядерных сил России. Одной из основных задач дальней авиации России является поражение военных объектов противника на расстоянии многих тысяч километров от мест базирования, а также ведение оперативной и стратегической воздушной разведки. И личный состав всегда выполняет поставленные перед ним задачи по поддержанию боевой готовности на высоком уровне.

Родился Александр I Романов

Александр I Павлович Романов родился 23 декабря 1777 года в Санкт-Петербурге. Старший сын императора Павла I, он воспитывался под попечительством Н.И. Салтыкова. В детстве мальчик находился под большим влиянием своей бабки – императрицы Екатерины II. 
 Ф. Крюгер. Александр I в 1814 году под Парижем.
В 1793 году Александр женился на дочери маркграфа Баденского Луизе Марии Августе, принявшей имя Елизаветы Алексеевны. На престол он вступил в результате дворцового переворота, когда был убит Павел I, в 1801 году. 
По мнению историков, Александр I отличался двуличностью, нерешительностью, подозрительностью и болезненным самолюбием; вместе с тем, обладая хорошим умом и образованием, он был незаурядным дипломатом.
Автограф Александра Первого на рескрипте от 27 декабря 1811 года.
В первой половине своего царствования Александр I провел ряд умеренно-либеральных реформ: издал указ о «вольных хлебопашцах», дал право землевладения купцам, мещанам и казенным поселянам, упразднил Тайную экспедицию, отменил пытки, разрешил ввоз иностранных книг и деятельность частных типографий и т.д. Большая часть реформ была разработана Негласным комитетом, который в 1810 году был преобразован в Государственный совет. Целью их являлось сохранение самодержавия и предотвращение революционных волнений.
Одним из главных достижений Александра как реформатора было создание в 1802 году Кабинета министров и восьми министерств, которые способствовали централизации управления государством, давали возможность установить не коллегиальную, а персональную ответственность высокопоставленных чинов за их обязанности. 
Многое было сделано и для развития просвещения в России. В 1803 году принято новое положение об устройстве учебных заведений. По указу царя был учрежден ряд университетов – Харьковский, Казанский и др. Были открыты три лицея, один из которых – Царскосельский – находился под покровительством самого императора. 
Один из залов Александровского дворца, построенного Екатериной для внука
Во внешней политике Александр I вначале лавировал между Англией и Францией, заключив одновременно мирные договоры с обеими державами (1801). Позднее он участвовал в двух антинаполеоновских коалициях. В 1812 году Наполеон вторгся в Россию, но был разгромлен в ходе Отечественной войны. Объединенные силы новой коалиции одержали победу. Александр во главе русских войск вместе с союзниками весной 1814 года вступил в Париж. 
В царствование Александра I к России были присоединены Восточная Грузия, Финляндия, Бессарабия, Азербайджан, бывшее Великое герцогство Варшавское. Успешно завершившиеся войны с Турцией и Швецией укрепили международное положение России. 
Также Александр был одним из руководителей Венского конгресса
1814-1815 годов. Стремясь основать новую европейскую общность на базе религиозно-политических принципов, участвовал в создании «Священного союза» и был неизменным участником всех его
конгрессов. 
Смерть императора Александра I в Таганроге.
Согласно официальным данным, Александр I Павлович Романов скоропостижно умер (19 ноября) 1 декабря 1825 года в Таганроге. Существовала легенда, что Александр распространил ложное сообщение о своей смерти, а на самом деле жил в Сибири отшельником под именем Федора Кузьмича.

Основан Центральный музей Вооруженных Сил

После Октябрьской революции для руководства военными музеями в Наркомпросе были созданы Петроградская и Московская военные секции. Сотрудники музеев старой армии пытались поднять вопрос о создании единого военного музея, доказывая, что “покойная армия заслужила достойный мавзолей”. Дело, однако, упиралось в крайне бедственное финансовое положение Наркомпроса, а попытки привлечь более состоятельное военное ведомство не увенчались успехом. Руководители Красной Армии считали, что бойцу не нужны, и более того, вредны музеи, в которых прославлялись подвиги героев “империалистической, захватнической войны, защитников старого режима, а также царей, князей, дворян и прочих буржуев, сметенных революцией на свалку истории”.
 
Выставка «Жизнь Красных Армии и Флота». 1920 г.
До создания музея руки у военного ведомства дошли после разгрома войск А.И.Деникина в конце 1919 г., когда миновал наиболее острый кризис в гражданской войне. Идея создания музея возникла в ноябре 1919 г, и его открытие предполагалось приурочить ко второй годовщине РККА. 23 декабря 1919 г. заместитель председателя РВСР и наркомвоенмора Э.М.Склянский подписал приказ об учреждении постоянной выставки-музея “Жизнь Красных Армии и Флота”. Директором был назначен известный специалист в области военно-музейного дела М.К.Соколовский. В апреле 1920 г. жилотдел Моссовета передал под музей первые этажи здания Верхних торговых рядов (ныне ГУМ), занимаемых Наркомпродом. 
Летом 1921 г. было принято решение подчинить музей Полевому штабу. Об этом был издан соответствующий приказ главкома С.С.Каменева от 14.7.1921 г., где говорилось и о переименовании выставки-музея в “Музей Красных Армии и Флота”.
Воздвиженка, 6. Центральный музей Красной Армии и Флота в здании Военной академии РККА. 1926 г.
Вскоре, в марте 1922 г. Комиссия по разгрузке Москвы постановила освободить помещение в Верхних торговых рядах, а музей перевести в старинный особняк на ул. Кропоткина (Пречистенка 12/2, ныне там находится Государственный литературный музей А.С.Пушкина). Но старинный особняк абсолютно не отвечал предъявляемым требованиям, здание не могло вместить подобную выставку. Впоследствии было решено расположить музей в одном из зданий Военной академии, в бывшем Охотничьем клубе на Воздвиженке, 6 (1924 г.).
 
Перед открытием нового здания музея. Май. 1965 г.

8 мая 1965 г. – памятная дата в культурной жизни Вооруженных Сил всей страны. В канун 20-летия Победы над фашистской Германией Центральный музей Вооруженных Сил СССР был представлен в новом здании (на территории парка ЦДСА им. М.В.Фрунзе), где и находится поныне.

В ходе Великой Отечественной войны завершилась Битва за Днепр

Битва за Днепр – комплекс операций советской армии по освобождению Левобережной Украины от фашистских захватчиков, проводимых с 26 августа по 23 декабря 1943 года. Форсирование Днепра является одним из крупнейших сражений времен Великой Отечественной войны. 
К середине войны советским войскам удалось усилить свою военную мощь и посредством контрнаступлений возвратить ряд захваченных противником территорий. Но фюрер до последнего не оставлял надежды на успех наступательных операций. Однако, после поражения в Курской битве, когда было уничтожено несколько немецких дивизий, подкрепления ждать было не откуда, а техническое состояние германской армии стало уступать советской, немецкое командование приняло решение укрепить оборону Днепра и дать своей армии время на отдых перед новым массовым ударом зимой 1943 года. Гитлер дал приказ – ни при каких условиях не сдавать Днепр. 
В свою очередь Сталин был решительно настроен форсировать возвращение захваченных территорий. Для государства большую ценность представляли угольные месторождения украинских промышленных районов. Так началась Битва за Днепр. Против советских войск численностью более 2,5 млн. человек и около 55 тысяч единиц боевой техники выступала 2-ая немецкая армия из группы армий «Центр», численностью 1,5 млн. солдат и офицеров, в распоряжении которых было около 20 тысяч единиц вооружения.
Битва за Днепр
Операция по форсированию Днепра проходила в два этапа:
  • Черниговско-Полтавская операция (26 августа по 30 сентября 1943).
  • Нижнеднепровская операция (с 26 сентября по 20 декабря 1943).
Важнейшей частью битвы за Днепр считают и другие операции:
  • Днепровская воздушно-десантная операция (сентябрь 1943).
  • Киевская наступательная операция (3 ноября – 13 ноября 1943).
  • Киевская оборонительная операция (13 ноября – 23 декабря 1943).
Сражение началось с освобождения Донбасса. Советским войскам удалось форсировать Днепр, заняв часть плацдармов на правом берегу реки. Центральный фронт прорвал немецкую оборону на южной границе Днепра и уже через 5 дней продвинулся на 100 км в ширину и 60 км в глубину. В сентябре наступление продолжалось уже на всей территории Левобережной Украины. Советскими войсками были захвачены 20 плацдармов, что окончательно сломило все планы немецкого командования на протяженную оборонительную операцию.
Для Красной Армии цель дальнейших действий была в удержании захваченных территорий и расширении линии влияния. Основными операциями этого периода можно назвать Нижнеднепровскую и Киевскую. Нижнеднепровская операция завершилась освобождением Северной Таврии, блокированием Крыма для немецких войск и захватом плацдармов на территории от Черкасс до Запорожья. Во время Киевской операции советские войска атаковали с севера, и уже к 6 ноября Киев и прилегающие к нему территории были полностью освобождены от фашистской армии. 
К окончанию Днепровской операции были захвачены все оборонительные точки немецких войск. Советская армия получила возможность контролировать практически всю территорию Днепра. Были созданы плацдармы для освобождения Правобережной Украины и дальнейшего наступления на немцев в Белоруссии. За 4 месяца советские войска освободили 160 городов и 38 тысяч населенных пунктов. 
Переправа
Битва за Днепр вошла в историю, как одна из самых крупных и удачно проведенных операций по форсированию захваченной территории. В этом сражении приняло участие порядка 4 млн. человек, а линия фронта была растянута на 750 километров. Для Советского Союза освобождение Украины дало возможность вновь контролировать необходимые стране ресурсы, а также открывало путь к Румынии и Польше.
За мужество и героизм, проявленные в этой операции, порядка 2,5 тысячи советских солдат и офицеров получили звание Героя Советского Союза. А это больше, чем количество награжденных за всю предыдущую историю. Такое массовое награждение за одну операцию было единственным за всю историю Великой Отечественной войны.

Американские физики продемонстрировали первый в мире транзистор

Транзистор — это электронный прибор из полупроводникового материала, обычно с тремя выводами, позволяющий входным сигналом управлять током в электрической цепи. Обычно используется для усиления, генерирования и преобразования электрических колебаний.

Первый действующий транзистор создали американские физики Уильям Шокли, Джон Бардин и Уолтер Браттейн в лабораториях Bell Labs 16 декабря 1947 года, а спустя неделю – 23 декабря 1947 года – состоялось официальное представление изобретения, и именно эта дата считается днём изобретения транзистора.  
В 1956 году ученые были награждены Нобелевской премией по физике «за исследования полупроводников и открытие транзисторного эффекта». Джон Бардин вскоре был удостоен Нобелевской премии во второй раз за создание теории сверхпроводимости.
Копия первого в мире работающего транзистора
Позднее транзисторы заменили вакуумные лампы в большинстве электронных устройств, свершив революцию в создании интегральных схем и компьютеров.  
Название для нового устройства придумал Джон Пирс. Первоначально название «транзистор» относилось к резисторам, управляемым напряжением. В самом деле, транзистор можно представить как некое сопротивление, регулируемое напряжением на одном электроде (в полевых транзисторах, для которых эта аналогия более точна – напряжением на затворе, в биполярных транзисторах — напряжением на базе или током базы).

В Москву из семилетней горьковской ссылки вернулся академик Сахаров

В 1979 году, когда советские войска вошли в Афганистан, академик и лауреат Нобелевской премии Андрей Сахаров трижды выступил с заявлениями, осуждавшими эту акцию, и призвал советские власти вернуть войска на родину. 
22 января 1980 года он был задержан и без следствия и суда вместе с женой Еленой Боннэр выслан в город Горький (ныне — Нижний Новгород), где в его доме был установлен круглосуточный милицейский пост, не допускающий к Сахарову никого без разрешения властей.

В Горьком Сахаров провел три самые длительные голодовки. В 1981 году он выдерживал семнадцатидневную вместе с Еленой Боннэр – за право выезда к мужу за рубеж невестки Сахаровых, которую КГБ держал в Москве в качестве заложницы. В мае 1984 года — 26 дней — в знак протеста против уголовного преследования Елены Боннэр. В апреле-октябре 1985 года — суммарно 178 дней за право супруги выехать за рубеж для операции на сердце. Сахарова госпитализировали и насильно кормили.  
В декабре 1986 года, после почти семилетнего заключения, академик был освобожден из горьковской ссылки. 23 декабря вместе с женой Сахаров вернулся в Москву. После возвращения продолжил работать в физическом институте им. Лебедева.

Впервые вокруг света на самолете без посадки и дозаправки

14 декабря 1986 года самолет странной конструкции двинулся, набирая скорость, по взлетно-посадочной полосе аэродрома военно-воздушной базы США Эдвардс, расположенной в калифорнийской пустыне Мохаве. Среди сотен провожавших его людей скептиков было намного больше, чем тех, кто верил в успех предприятия. И ничего удивительного. Самолету предстояло в течение десяти суток (и это в лучшем случае) облететь земной шар без посадки и дозаправки горючим и приземлиться на этом же аэродроме. До сего дня подобный перелет никто даже и не пытался осуществить. Идея полета пришла братьям Берту и Дику Рутанам, жившим в провинциальном городке Мохаве. Свой самолет они назвали «Вояджер», в переводе — «Путешественник».
Через пять лет напряженной работы и родился необычный, весьма хрупкий на вид и вызывающий улыбку летательный аппарат: своеобразное длинное и узкое крыло-рама размахом в 33 метра, называемое «утиным носом», как бы протыкает веретенообразный фюзеляж, на котором расположены — спереди и сзади — два двигателя. На передней части фюзеляжа крепится еще одно небольшое крыло — для стабилизации. При постройке самолета была применена специальная бумага, пропитанная эпоксидной смолой, и композитные графитоволокнистые материалы. Такой «гибрид» намного легче алюминия, зато в семь раз его прочнее. Но главная особенность «Вояджера» — в его 17 топливных баков можно залить почти 3200 килограммов горючего, когда сам он весит всего лишь 907 килограммов. По признанию Берта Рутана, сконструированный ими самолет — это «летающая бочка с горючим». Но топлива для запланированного полета должно было хватить лишь при условии, что большую часть пути будет работать только один двигатель.
Вести «Вояджер» предстояло экипажу из двух человек: одному из братьев Рутанов — Дику и женщине-пилоту Джине Йигер. К моменту старта экипаж совершил 65 испытательных полетов, во время которых самолет налетал десятки тысяч миль. Уже тогда летчики поняли, что полет значительно затруднит крайне неудобная кабина с одним сиденьем, весьма напоминающая «телефонную будку, лежащую на боку».
Репродукция фотографии Ли Хирона (Lee Herron) с автографами пилотов
И все же воскресным декабрьским днем, после нескольких отсрочек, вызванных неблагоприятной погодой, «Вояджер» взмыл в воздух. При взлете его переполненные топливом крылья несколько раз прогнулись, задев при этом бетонную поверхность взлетно-посадочной полосы и слегка повредив края плоскостей. Описав круг над аэродромом, самолет взял курс к Гавайским островам. 
Через 10 суток, ранним утром 23 декабря, описав круг над взлетно-посадочной полосой, «Вояджер» благополучно совершил посадку. Открылась кабина самолета, в которой пилоты находились в течение почти десяти суток. Обессиленные многодневной болтанкой в воздухе, летчики не могли выбраться из кабины без посторонней помощи. Дик Рутан, приветствуя собравшихся, лишь выбросил шляпу. Карета «Скорой помощи» отвезла пилотов в госпиталь. Самолет, преодолевший расстояние почти в 42 000 километров, отбуксировали в ангар, где и выяснилось, что горючего в его баках осталось, что называется, на донышке.