24 декабря

Один день в истории 23 Декабрь 2015, 22:02

День взятия турецкой крепости Измаил

Офицерский крест «За взятие Измаила» (1791 год)
День воинской славы России, отмечаемый 24 декабря, установлен в честь Дня взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А.В. Суворова в 1790 году. Праздник установлен Федеральным законом № 32-ФЗ от 13 марта 1995 года «О днях воинской славы (победных днях) России».

Особое значение в ходе русско-турецкой войны 1787—1791 годов имело взятие Измаила — цитадели турецкого владычества на Дунае. Крепость была построена под руководством немецких и французских инженеров в соответствии с новейшими требованиями фортификации. С юга ее защищал Дунай, имеющий здесь ширину в полкилометра. Вокруг крепостных стен был вырыт ров шириной 12 метров и глубиной от 6 до 10 метров, в некоторых местах рва стояла вода глубиной до 2 метров. Внутри города имелось множество каменных построек, удобных для обороны. Гарнизон крепости насчитывал 35 тысяч человек и 265 орудий.  
Вениамин Михайлович Сибирский, Евгений Иванович Данилевский Штурм Измаила. Диорама
В ноябре 1790 года русские войска начали осаду Измаила. Две попытки взять крепость окончились неудачно. И тогда главнокомандующий русской армией генерал-фельдмаршал Г.А. Потемкин поручил взятие неприступной крепости Суворову. Началась усиленная подготовка к штурму.
Стремясь избежать кровопролития, Суворов направил коменданту Измаила ультиматум о сдаче крепости, на что последовал ответ: «Скорее небо обрушится на землю, и Дунай потечет вверх, чем сдастся Измаил». 
(11) 22 декабря 1790 года русские войска девятью колоннами с разных сторон двинулись на штурм крепости. Речная флотилия подошла к берегу и под прикрытием огня артиллерии высадила десант. Умелое руководство Суворова и его соратников, отвага солдат и офицеров решили исход боя, продолжавшегося 9 часов — турки оборонялись упорно, но Измаил был взят. Неприятель потерял 26 тысяч убитыми и 9 тысяч пленными. Было захвачено 265 орудий, 42 судна, 345 знамен. Суворов указал в рапорте потери русской армии в 1815 человек убитыми и 2455 ранеными.
Въезд Суворова в Измаил
Примечательно, что Измаил был взят армией, уступавшей по численности гарнизону крепости. Случай чрезвычайно редкий в истории военного искусства. Успех был обеспечен тщательностью и скрытностью подготовки, внезапностью действий и одновременностью удара всех колонн, ясной и точной постановкой целей. Взятие Измаила способствовало быстрому и успешному окончанию войны с Турцией (1791).
Екатерина II повелела выбить медаль в честь А.В. Суворова за взятие Измаила и учредила офицерский золотой крест с надписью «За отменную храбрость» — для награждения за подвиги, совершенные при штурме города. Однако, стоит также отметить, что по Ясскому договору (1791) Измаил был возвращен Турции.

Ричард Тревитик продемонстрировал первый паровой автомобиль

24 декабря 1801 года в промышленном городке Камборн на юго-западе Англии механик-конструктор Ричард Тревитик продемонстрировал первый паровой автомобиль. 
Паромобиль"Dog Carts"
Машина была рассчитана на восемь пассажиров и приводилась в движение паровой машиной с одним горизонтальным цилиндром и котлом высокого давления на раме между двух огромных задних колес. Уголь в котел подбрасывал стоявший на запятках кочегар. В 1829 году паровики стали самым быстрым транспортом для пассажиров – скорость вместительных омнибусов достигала 24 км/ч. 
Ричард Тревитик
В 1834 году паровой омнибус Мачерони и Сквайра показал рекордную для тех лет надежность — 2740 км без какого-либо ремонта. Серьезной преградой развитию паромобилей стали лошади, которые пугались при виде грохочущего и извергающего пары экипажа и становились неуправляемыми.

На паровики ополчились и процветавшие до сей поры конные компании, и владельцы дорог (не каждая мостовая выдерживала паровой экипаж с тяжелым котлом).

В результате в 1865 году был принят так называемый Закон о красном флаге, согласно которому перед каждым самоходным экипажем не ближе 55 метров должен был идти человек, предупреждавший о возможной опасности.  

Тем не менее, претерпевшие многочисленные усовершенствования паромобили применялись вплоть до 1910-х годов и оказывали серьезную конкуренцию автомобилям с двигателями внутреннего сгорания.

В США создана тайная расистская террористическая организация
Ку-клукс-клан

Ку-клукс-клан эмблема
После поражения в Гражданской войне 1861—1865 годов в США несколько ветеранов-конфедератов 24 декабря 1865 года создали тайную расистскую террористическую организацию Ку-клукс-клан, чтобы бороться с негритянским движением и прогрессивными организациями.

В 1867 году делегаты от штатов бывшей Конфедерации собрались на съезд в Нэшвилле и образовали тайное общество «Невидимая империя Юга». Организация имела иерархическую структуру. В ее главе стоял Великий маг, которому подчинялись великие драконы, титаны и циклопы. Первым Великим магом стал кавалерийский генерал конфедератов Натан Бедфорд Форрест.  
Куклуксклановцы придумали себе специальную униформу: белые балахоны с прорезями для глаз для устрашения непокорных негров и невозможности идентификации членов организации федеральными властями.
В 1870-х годах из-за совершаемых с особой жестокостью казней непокорных, организация была формально распущена. Однако она не прекращала своего существования и была возрождена в 1915 году в Атланте. 
Теперь уже куклуксклановцы преследовали не только негров, но и католиков, евреев, а также всех иммигрантов и иностранцев. Число членов Ку-клукс-клана в 1920-е годы превышало 4 млн. человек! 
Парад ку-клукс-клана в Вашингтоне в 1928 году
Они устраивали марши, парады, ночные шествия с горящими крестами. В годы Великой депрессии и войны Ку-клукс-клан фактически прекратил свое существование. Но в 1960-е годы организация вновь возродилась, когда террору подвергались активисты борьбы за гражданские права.
13 октября 1999 года городской совет Чарлстона (штат Южная Каролина) проголосовал за то, чтобы признать Ку-клукс-клан террористической организацией. В принятой резолюции также осуждаются любые другие группировки, которые «сеют ненависть к другим людям, расам, религиям, культуре или образу жизни».

В Киеве совершил первый полет самолет Ан-124 «Руслан»

24 декабря 1982 года совершил свой первый полет крупнейший в мире военно-транспортный самолет Ан-124 «Руслан» (в терминологии НАТО «Кондор»), созданный в киевском ОКБ Олега Антонова. 
Высота самолета составляет 21,1 м, размах крыльев — 73,3 м, максимальная взлетная масса — 392 тонны, грузоподъемность — 120 тонн, дальность полета — 16 000 км. 
В 1990 году «Руслан» осуществил кругосветный перелет, покрыв 50 005 км за 72 часа 16 минут и установив 7 мировых авиационных рекордов.
Самолёт Ан-124 создавался, в первую очередь, для воздушной транспортировки мобильных пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет на базе тягача МЗКТ-79221 Минского завода колесных тягачей, а также для проведения крупномасштабных десантных воздушных перевозок личного состава, тяжёлой боевой техники и крупнотоннажных перевозок в интересах народного хозяйства. 
Гражданский вариант самолёта может выполнять полёты на всех географических широтах и предназначен для перевозки больших грузов на дальние расстояния.

На вооружение военно-транспортной авиации СССР самолёт поступил в январе 1987 года. Серийно производился Ульяновским авиационным промышленным комплексом «АВИАСТАР» в 1984–2004 годах и Киевским авиазаводом «АВИАНТ» в 1982–2003 годах. В 2004 году производство самолетов Ан-124 было остановлено.  
По состоянию на 2013 год в Государственном реестре гражданских воздушных судов РФ числилось 25 самолётов этого типа, примерно еще столько же самолётов находится на вооружении ВВС России. Кроме того Ан-124 эксплуатируют пять коммерческих компаний.
Ан-124 авиакомпании "Волга-Днепр" перевозит спасательный подводный аппарат DSRV-1 Mystic US Navy, 29.04.2004 г. (фото - Daniel N. Woods, US Navy, http://en.wikipedia.org).