Российский ОПК заглядывает за горизонт

Новые образцы техники, планируемые к принятию на вооружение к 2020 году 31 Декабрь 2015, 07:59

Оборонно-промышленный комплекс Российской Федерации непрерывно разрабатывает перспективные образцы вооружений, которые будут показаны в 2016-м и последующих годах — вплоть до 2020 г.
 

Робот «Армата» 

«Уралвагонзавод» собирается внедрять искусственный интеллект в танкостроении

Замдиректора по спецтехнике корпорации «Уралвагонзавод» Вячеслав Халитов сообщил, что в отечественном танкостроении сначала будут внедряться технологии дистанционного управления, когда один оператор сможет управлять несколькими машинами, а потом начнется разработка искусственного интеллекта.
Путь к созданию роботизированных комплексов открывает новый российский танк Т-14, созданный на базе унифицированный платформы «Армата». По словам специалистов, вся система управления этой машины построена не на механическом, а на электронном принципе. Конструкторам удалось автоматизировать многие процессы, которые ранее танкистам приходилось делать вручную. Башня танка стала полностью необитаемой, а экипаж находится в специальной бронированной капсуле, получая всю информацию о боевой обстановке с различных датчиков на мониторы.
«Уралвагонзавод» работает над возможностью объединения в единую боевую сеть нескольких роботизированных танков на базе Т-90.
Вице-премьер Дмитрий Рогозин отмечает, что дистанционное управление танком Т-14 планировалось еще при его разработке. Для роботизации этой машины нужно создать интеллект, который будет просчитывать обстановку на после боя и самостоятельно принимать правильные решения.
Как отмечал журнал Technowars, ряд проектов российской «оборонки» свидетельствует о том, что вопрос роботизации Т-14 и других новейших российских бронемашин является одним из приоритетных.
Танк "Армата" Т-14
В конце года стало известно, что вопросами развития робототехники займется новая структура — Национальный центр развития технологий и базовых элементов военного и двойного назначения. Таким образом удастся сбалансировать развитие робототехники, наладить координацию конструкторов и производителей, разработать соответствующие стандарты и т. д. Данную структуру будет курировать Фонд перспективных исследований, который уже довольно давно работает над перспективными автономными системами. По мнению экспертов Technowars, именно Фонд поможет оснастить Т-14 искусственным интеллектом, который позволит машине свободно ориентироваться в пространстве и распознавать угрозы.
Заместитель генерального директора предприятия рассказал, как шла работа над проектом "Армата" и опроверг информацию, что эта боевая платформа сделана по западным разработкам
На базе унифицированной платформы «Армата», помимо танка, уже создана боевая машина пехоты, а в дальнейшем планируется использовать эту платформу для строительства самоходной артиллерийской установки и ремонтно-эвакуационной машины. Таким образом, и эта техника может быть оснащена искусственным интеллектом.
Замруководителя «Уралвагонзавода» о концепции развития бронетехники на платформе «Армата»
Именно наша страна создала первый дистанционно управляемый танк еще до начала Второй мировой войны. Оснащение искусственным интеллектом Т-14 выведет отечественное танкостроение на новый уровень.

«Ратник»: российский «солдат будущего»

Инновационная боевая экипировка «Ратник» разработки ЦНИИточмаш — это комплексная интегрированная система, обеспечивающая организацию управления и связи, индивидуальную защиту военнослужащего, жизнедеятельность и возможность эффективного поражения целей для успешного выполнения боевых задач. Экипировка полностью модульная, что позволяет оснащать бойцов необходимыми средствами в зависимости от их воинской специальности и условий ведения боя. Всего в «Ратнике» предусмотрено пять систем. Система поражения включает все носимое вооружение с необходимыми прицельными комплексами, которые позволяют эффективно поражать противника в любых погодных условиях днем и ночью на максимальных дальностях. Система защиты обеспечивает сохранение жизни и боеспособности солдата на поле боя. В нее входят бронешлем, бронежилет и комплект защиты коленных и локтевых суставов, а также противоосколочный костюм.

Комплект боевой экипировки "Ратник"
Система управления включает в себя устройства получения и обработки информации, средства обнаружения и распознавания целей, средства связи, навигации, определения местоположения конкретного военнослужащего. Система жизнеобеспечения включает в себя боевое снаряжение, инженерные и медицинские средства, комплект вещевого имущества и продовольствие. Система энергообеспечения обеспечивает бесперебойное и качественное функционирование перечисленных выше систем боевой экипировки в любых погодных условиях.
Российские ученые и инженеры приступили к созданию боевой экипировки третьего поколения. 
Разработчиками были проведены сравнительные испытания систем боевой экипировки Германии, США, Израиля и других стран, где наша экипировка по многим показателям находится на том же уровне, а по некоторым превосходит зарубежные аналоги.
В общей сложности в комплект «Ратник» входит 59 элементов экипировки военнослужащих: стрелка, механика-водителя, разведчика и солдат иных специальностей

Противоракетный комплекс С-500

С-500 «Прометей» — зенитная ракетная система новейшего поколения, разрабатываемая концерном ПВО «Алмаз-Антей».
С-500 представляет собой новое поколение зенитных ракетных систем, в которой предполагается применить принцип раздельного решения задач уничтожения баллистических и аэродинамических целей. С-500 не является модернизацией существующей системы С-400, это совершенно новая разработка.
Предполагаемый внешний вид пусковой установки из состава С-500
По своим боевым возможностям эта ЗРС будет значительно превосходить стоящую на вооружении систему С-400 «Триумф» и ее зарубежный аналог — американскую THAAD. По информации из открытых источников, дальность обнаружения цели у С-500 будет на 200 километров больше, чем у С-400, т. е. примерно 800 километров.
В этом комплексе получит дальнейшее развитие принцип раздельного решения задачи уничтожения баллистических и аэродинамических целей. Согласно этому принципу в одинаковых с виду контейнерах будут устанавливаться разные типы ракет, что даст возможность единому комплексу поражать любые цели: не только самолеты и беспилотники, летящие с любой скоростью и на любой высоте, но и ракеты средней дальности, гиперзвуковые крылатые ракеты со скоростью выше пяти скоростей звука и даже боеголовки межконтинентальных баллистических ракет.
Принцип раздельной работы по разным типам целей был реализован в С-400 «Триумф» — зенитном комплексе предыдущего поколения. Но возможности С-500 будут еще больше.
Россия уделяет огромное внимание созданию системы воздушно-космической обороны. В данный момент завершаются госиспытания ЗРС С-500, ожидается его первое опытное применение, сообщил военный эксперт Игорь Коротченко

«Баргузин»: межконтинентальная баллистическая ракета — из поезда

Перспективный боевой железнодорожный ракетный комплек (БЖРК) «Баргузин»

Комплекс «Баргузин» воплотит в себе положительный опыт разработки и эксплуатации предыдущей системы этого класса – БЖРК 15П961 «Молодец». Создание нового железнодорожного ракетного комплекса позволит в полном объеме восстановить состав ударной группировки ракетных войск стратегического назначения. Таким образом, в состав последней будут входить шахтные, грунтовые и железнодорожные ракетные комплексы.
Боевой железнодорожный ракетный комплекс «Молодец»
Разработку проекта «Баргузин» ведет Московский институт теплотехники (МИТ). За последние десятилетия эта организация создала несколько типов ракетных комплексов различного назначения. Так, РВСН эксплуатируют разработанные в МИТ ракеты «Тополь», «Тополь-М» и «Ярс», а новейшие подлодки проекта 955 «Борей» несут ракеты «Булава». Вскоре список комплексов, созданных специалистами МИТ, должен пополниться еще одной записью.
С. Каракаев рассказал, что Московский институт теплотехники завершил эскизное проектирование БЖРК «Баргузин». Сейчас сотрудники МИТ приступили к подготовке конструкторской документации. Таким образом, создание нового ракетного комплекса вступило в основную фазу. Комплекс «Баргузин» по своим характеристикам должен превосходить систему «Молодец». Расчетные характеристики позволят ему оставаться в строю как минимум до 2040 года. 
Ракетный комплекс «Баргузин» должен включать несколько локомотивов, несколько вагонов для размещения экипажа и специального оборудования, а также специальные вагоны с пусковыми установками ракет. Пусковые установки БЖРК «Молодец» были замаскированы под вагоны-рефрижераторы. Вероятно, «Баргузин» получит схожие агрегаты. По имеющимся данным, основной элемент комплекса – ракета – разрабатывается на базе изделия «Ярс», благодаря чему по своим возможностям железнодорожный комплекс будет примерно равен грунтовому «Ярсу». 

«КАМАЗ»: еще не «трансформер»,
но уже робот

Крупнейший российский производитель грузовых автомобилей «КАМАЗ» работает над проектом по созданию беспилотного автомобиля под проектным названием «Авторобот». Работы над первым коммерческим беспилотником ведутся совместно с двумя российскими партнерами, компаниями Cognitive Technologies и ОАО «ВИСТ Групп». Проект стартовал чуть меньше года назад, и уже в июле будущего года в Москве на закрытом полигоне начнут испытывать прототип, изготовление которого начинается сейчас в НТЦ ОАО «КАМАЗ».
Беспилотный КАМАЗ на базе КАМАЗ-5350
«Уже через десять лет возможно создать полноценный грузовик-беспилотник», — считает Сергей Назаренко, главный конструктор по инновационным продуктам НТЦ ОАО «КАМАЗ». КАМАЗ-беспилотник сможет быть самостоятельным участником движения: замечать ямы и выбоины на дороге, «видеть» другой транспорт и пешеходов, отслеживать препятствия и дорожные объекты. Грузовик с автопилотом сможет двигаться при отсутствии разметки, в условиях бездорожья, в черте города, сможет анализировать сигналы светофоров и дорожные знаки. Но самое главное: беспилотник будет принимать решение о маршруте движения, автоматически определять степень безопасности маневра и предупреждать ДТП. Считывать информацию об окружении автопилот будет с помощью видеокамер и радаров.
В подмосковном Ногинске продолжаются полигонные испытания грузовика
Роботизация автотранспорта несет, по мнению экспертов, множество преимуществ в будущем: Минобороны заинтересовано в отсутствии человеческих потерь во время боевых действий; для добывающих компаний важно исключить людей из процесса добычи полезных ископаемых в особо тяжелых условиях труда; пожарные и спасатели МЧС также заинтересованы в беспилотных машинах для работы в опасных условиях.
«Камаз» с беспилотной системой управления с 2016 года выйдет на дороги общего назначения
«Анализ потенциального спроса на беспилотные грузовые автомобили в нефтегазовом секторе, сельском хозяйстве и ЖКХ показал, что он достаточно высок», — сообщил журналистам руководитель пресс-службы автогиганта Олег Афанасьев. Суммарные затраты на разработку и производство беспилотных КАМАЗов оцениваются в 17–18 миллиардов рублей.

ПАК ДА: на смену «Белому лебедю»

Перспективный авиационный комплекс дальней авиации (ПАК ДА) – российский стратегический бомбардировщик-ракетоносец нового поколения, разрабатываемый компанией «Туполев». Проект не является развитием или модернизацией уже существующих машин, а представляет собой принципиально новый летательный аппарат.
Так художники представляют себе ПАК ДА
Перспективный бомбардировщик должен впервые подняться в воздух в 2020 году, а его государственные испытания запланированы на 2021 год. Ожидается, что с 2025 года ПАК ДА будет поставляться в войска.
В будущем ПАК ДА должен заменить стоящие на вооружении российских ВВС самолеты дальней (стратегической) авиации Ту-95 и Ту-160, и частично взять на себя функции Ту-22М3.
Первые полеты бомбардировщика планируются в 2020-21 годах, далее пройдут испытательные полеты, серийные поставки начнутся в 2024-25 годах
На чем российские ВВС хотят летать в XXI веке

Вертолет со скоростью самолета

«Перспективный скоростной вертолет» (ПСВ)

Программа ПСВ (в коммерческом варианте продвигается под брендом RACHEL — Russian Advanced Commercial Helicopter) запущена в начале 2010-х годов. Сертификационные испытания новой машины планируются к 2020 году.
Полномасштабный макет летающей лаборатории, "демонстратор перспективного скоростного вертолета", на авиасалоне МАКС-2015
Многоцелевой вертолет потенциально двойного (военного и гражданского) назначения предназначен для замены машин семейства Ми-8 (Ми-17), и планируется к разработке сразу в нескольких версиях, включая пассажирскую, поисково-спасательную, патрульную и медицинскую. Машина массой 10,5–11,5 тонн должна обеспечивать перевозку 21–24 человек на скорости до 450 километров в час. Дальность перелета с нормальной коммерческой нагрузкой 2500 килограммов определена в 900 километров.
Полномасштабный макет данной летающей лаборатории, именуемой "демонстратором перспективного скоростного вертолета", демонстрировался АО "Вертолеты России" на авиасалоне МАКС-2015

Боевой робот-аватар (ФПИ)

В начале 2015 года в Климовске на испытательной площадке Центрального научно-исследовательского института точного машиностроения (ЦНИИточмаш) Владимиру Путину был показан прототип боевого робота-аватара SAR-401. Более детальная информация появилась несколько позднее.
Целью работы является разработка базовых платформ «для обеспечения перемещения мобильных биоморфных роботов», в том числе в сложной недетерминированной (неопределенной) обстановке и в условиях труднопроходимой местности. Разрабатываются две базовые платформы – среднего мобильного биоморфного робота массой до 400 кг (БПМБР-400) и мобильного робота массой до 100 кг (БПМБР-100).
Российский боевой робот-аватар

Платформа должна послужить базой для создания мобильного биоморфного робота путем установки на нее систем и аппаратуры управления и целевой нагрузки. В аппаратуру управления войдут бортовая информационно-управляющая система, аппаратура технического зрения, передачи данных, навигации и ориентации, планирования маршрутов и перемещений, управления движением за маяком (поводырем). В составе целевой нагрузки могут быть средства разведки, платформа перевозки боеприпасов и амуниции, средства разведки минно-взрывных заграждений, вооружение или средства эвакуации убитых и раненых с поля боя (для БПМБР-400).
БПМБР-100 должен обеспечивать передвижение в условиях городской инфраструктуры и по пересеченной местности, в том числе в гололедицу, по снегу глубиной до 20 см и по залитым водой поверхностям глубиной до 30 см. Его хотят наделить способностью бегать по лестницам, преодолевать рвы шириной до 40 см и стенки высотой до 30 см. Скорость передвижения должна быть до 15 км/ч по равнинной местности и до 10 км/ч – по пересеченной.
Новые возможности антропоморфного робота "Аватар", разрабатываемого Фондом перспективных исследований (ФПИ), будут продемонстрированы руководству страны.
Аналогичными способностями будет обладать и БПМБР-400, с той лишь разницей, что он будет больше, а значит и полоса препятствий для него будет сложней.
Оба проекта выглядят сейчас фантастическими, но и боевые действия завтрашнего дня могут потребовать самых невероятных решений, чтобы противостоять угрозам будущего. По крайней мере, в Соединенных Штатах подобные разработки ведутся уже давно.

Термоядерная торпеда с ядерным реактором


Об этой разработке весь мир внезапно узнал из кадров, показанный «Первым каналом»: во время совещания по вопросам развития ОПК в Сочи, которое 9 ноября 2015 года провел Владимир Путин, в объективы телекамер попал интереснейший документ (на снимке ниже). Эксперты сошлись во мнении, что произошла запланированная утечка информации (по ошибке это вряд ли могло было случиться). На документе был изображен: «Статус-6» — океанская многоцелевая система, которую разрабатывает конструкторское бюро по проектированию подводных лодок всех классов ОАО «ЦКБ МТ «Рубин». Главной составляющей системы является торпеда (обозначена как «самоходный подводный аппарат»), оборудованная ядерным реактором. Она несёт ядерную боеголовку мощностью 100 Мгт (мощность «Царь-бомбы» для сравнения — 57 Мгт). Скорость хода — 185 км/ч, дальность хода торпеды — 10 тыс. км, глубина хода — до 1000 м. Военные эксперты отмечают, что эти характеристики способны обеспечить прорыв противолодочной береговой системы США.
Предназначение системы — «поражение важных объектов экономики противника в районе побережья и нанесение гарантированного неприемлемого ущерба территории страны путем создания зон обширного радиоактивного загрязнения, непригодных для осуществления в этих зонах военной, хозяйственно-экономической и иной деятельности в течение длительного времени».
Создание такой системы позволит поддержать стратегический паритет в мире и снизит вероятность ядерной войны, считает главный редактор журнала "Национальная оборона" Игорь Коротченко
В качестве носителей торпеды указаны специальные атомные подводные лодки проектов 09852 «Белгород» и 09851 «Хабаровск». Многоцелевая система «Статус-6» должна пройти военную приемку в 2020 году.
В продолжение нашумевшей рассекреченной разработки ЦКБ МТ «Рубин» «Статус-6»

Ударный беспилотник, летающий
со скоростью до 800 км/ч

Над работой по созданию ударных беспилотных летательных аппаратов средней и большой дальности "Зеница" и "Охотник-У" будут работать "Сухой" и ОКБ Симонова.
Объединенное конструкторское бюро Симонова (бывшее КБ "Сокол") и холдинг "Сухой" ведут опытно-конструкторские работы (ОКР) по созданию ударных беспилотных летательных аппаратов средней и большой дальности "Зеница" и "Охотник-У", заявленная скорость которых составит 800 километров в час.
"В настоящее время ОКБ Симонова ведет ОКР по созданию ударного беспилотника средней дальности "Зеница" со скоростью 800 километров в час. Параллельно этому "Сухой" разрабатывает ударный БЛА большой дальности с аналогичной скоростью "Охотник-У".
Ранее бывший глава Объединенной авиастроительной корпорации Михаил Погосян сообщал журналистам, что беспилотник, впоследствии получивший название "Охотник-У", должен быть создан до 2020 года и иметь взлетную массу 20 тонн.
В целом, беспилотные летательные аппараты – самое перспективное направление, если говорить о военной авиации. Большая часть экспертов полагает, что в будущем беспилотники возьмут на себя значительную часть функций, лежащих сейчас на пилотируемых самолетах и вертолетах.