2 января

Один день в истории 2 Январь 2016, 15:18

Луи Дагер произвел первую фотосъемку Луны

Портрет Луи Дагер (Louis Daguerre) (1787-1851)
Луна – единственное небесное тело, в отношении которого с древнейших времен ни у кого не было сомнений, что оно движется вокруг Земли. Луна является естественным спутником Земли и находится от нее на среднем расстоянии 384 400 км. Луна светит отраженным солнечным светом. После периодов бурной солнечной активности отдельные места лунной поверхности могут слабо светиться под действием люминесценции.

Благодаря приливным силам, Луна всегда обращена к поверхности Земли одной стороной, за исключением незначительного эффекта либрации. По мере того, как Луна в течение месяца обращается вокруг Земли, происходит знакомый всем цикл смены фаз. С Земли видна лишь часть освещенной стороны Луны, которая в течение периода обращения Луны непрерывно изменяется из-за изменения относительной конфигурации Земли, Луны и Солнца.  
Изучение поверхности Луны активно проводилось как с Земли, так и с космических аппаратов. Первую фотосъемку Луны произвел Луи Дагер 2 января 1839 года. И лишь в августе 1839 года широкой общественности был представлен процесс получения дагерротипа.
Через год, в 1840 году, первую фотографию через телескоп получил Дж.У. Дрейпер (США). Научные данные, полученные при полетах к Юпитеру, Сатурну и Урану, подтвердили, что Луна является типичным для Солнечной системы естественным спутником. Ее изрытая кратерами поверхность – бесплодный мир без воды и без атмосферы. В этом непосредственно убедились американские астронавты, которые в 1969-1972 годах высаживались на поверхность Луны в ходе программы «Аполлон». Первый человек ступил на Луну 21 июля 1969 года.

Окончилась героическая оборона крепости Порт-Артур

Для укрепления сухопутных и береговых позиций Россия арендовала Порт-Артур у Китая на 25 лет, начиная с 1898 года. Строительство крепости было в самом разгаре, частично некоторые укрепления были построены и оснащены артиллерией, гарнизон крепости насчитывал около 40 тысяч человек, на кораблях 1-й Тихоокеанской эскадры было около восьми тысяч моряков. 
Фотография затопленных русских кораблей в гавани Порт-Артура. На переднем плане «Полтава» и «Ретвизан», далее «Победа» и «Паллада».
9 февраля 1904 года началась Русско-японская война. Оборона Порт-Артура велась под руководством генерал-лейтенанта А.М. Стесселя, сухопутной обороной руководил генерал-лейтенант Р.И. Кондратенко, комендантом крепости был генерал-лейтенант К.Н. Смирнов. Благодаря героической обороне был скован весь флот противника и армия численностью около 200 тысяч человек. 
Осада Порт-Артура стала самым продолжительным сражением Русско-японской войны. Во время осады широко применялись такие новые виды оружия как 11-дюймовые мортиры, скорострельные гаубицы, пулемёты Максим, заграждения из колючей проволоки, ручные гранаты. Порт-Артур стал местом рождения нового оружия — миномета. Идею миномета разработал и осуществил на деле мичман Власьев.
Вид Порт-Артура. 1904 год. Архивное фото
Порт-Артур стоил противнику колоссальных жертв. Сильно поредевший гарнизон крепости, оставшийся почти без боеприпасов и продовольствия, изрядно потрепал силы противника – японцы потеряли более 110 тысяч человек и 15 боевых кораблей.
Почтовый блок России, посвящённый 100-летию героической обороны Порт-Артура. Изображён Крест за оборону Порт-Артура, утверждённый как нагрудный знак к десятой годовщине начала обороны крепости — 14 января 1914 года, 2004, 10 рублей (ИТЦ 941)
29 декабря 1904 года генерал-лейтенант А.М. Стессель принял решение о сдаче Порт-Артура, и (20 декабря 1904) 2 января 1905 года начались переговоры о сдаче российской военно-морской крепости Порт-Артур. Акт капитуляции был подписан через три дня. Русский флот потерял почти всю Первую Тихоокеанскую эскадру.

Стратегическое значение обороны Порт-Артура было огромным. Гарнизон крепости сковывал армию в 200 тысяч человек и почти весь флот противника. Но падение крепости позволило японцам освободить 3-ю армию, уничтожить русский флот, захватить 610 орудий, взять в плен 32 тысячи человек, включая больных и раненых.

А через несколько недель после падения Порт-Артура в России началась революция.   
Технический авиамоделизм — прикладное конструирование и постройка моделей летательных аппаратов — позволяет решать немаловажные самостоятельные задачи в научно-техническом эксперименте создания летательных средств. Ещё в далеком 1754 году М. В. Ломоносов сконструировал и построил одну из первых авиамоделей, а в 1876-1877 годах А. Ф. Можайский создавал множество моделей самолётов и демонстрировал их полёты. На этих моделях Можайский изучал основы полёта, исследовал поведение отдельных элементов конструкции. Применение авиамоделей помогло отцу русской авиации Н.Е. Жуковскому открыть законы движения тел в воздушной среде. Именно Жуковский и его сподвижник, инженер Энгельмейер, 2 января 1910 года впервые организовал в Москве соревнования летающих моделей, на которых лучшая модель пролетела 17 метров. Председателем жюри соревнований являлся Жуковский, а среди участников состязаний был будущий выдающийся авиаконструктор и академик А.Н. Туполев.
Кружок авиамоделистов Хамовнического района Москвы — победитель городских соревнований 1924 года
Как тогда, так и сейчас летающие модели строились из реек, различных толстых трав типа камыша и тонкой фанеры, соединяемых при помощи авиационного лака — эмалита. Для подмоторных рам и пропеллеров употребляются твердые породы дерева наподобие бука или ясеня. Каркас обтягивается легкой прочной бумагой. А при постройке моделей для установления рекордов или для участия в крупных соревнованиях употребляется специальное легкое дерево — бальза.

В Москве состоялись первые соревнования летающих авиамоделей

Немногим позже, в том же году в Московском манеже состоялись самые крупные в дореволюционной России состязания авиамоделистов. В них принимало участие 36 человек, которые представили на суд жюри 50 моделей. Тогда же вышло в свет первое оригинальное русское руководство по авиамодельному спорту и моделированию, написанное Н. Анощенко. В советское время прикладной авиамоделизм стал возрождаться в начале 20-х годов ХХ века, сразу после окончания гражданской войны. А начало массовому авиамодельному спорту было положено летом 1923 после создания советского Общества друзей воздушного флота. В СССР в первых всесоюзных состязаниях летающих моделей в августе 1926 участвовало 70 спортсменов, а в 36-м первенстве СССР по авиамодельному спорту в 1967 — около 500 человек. В современном авиамодельном спорте различают 3 основных вида летающих моделей: модели свободного полета, кордовые модели и телеуправляемые модели. 

Запуск первой автоматической межпланетной станции «Луна-1»

2 января 1959 года Советским Союзом был осуществлен запуск первой автоматической межпланетной станции «Луна-1». 
Старт и полет всех трех ступеней ракеты 8К72 с автоматической межпланетной станцией «Луна-1» прошли нормально. А 3 января 1959 года специальным устройством третьей ступени ракеты было выпущено облако натрия массой 1 килограмм. Это облако в течение нескольких минут наблюдали с Земли как комету шестой звездной величины. 
«Межпланетная станция "Луна-1" на ВДНХ». Межпланетная станция "Луна-1", представленная в павильоне "Космос" на ВДНХ. Россия, Москва
Однако, большие ошибки системы радиоуправления «Луна-1» не позволили АМС выйти на необходимую орбиту. В результате, вместо запланированного столкновения с Луной через 34 часа после старта, станция пролетела мимо на расстоянии 5995 километров от поверхности Луны.
Через 62 часа после старта связь со станцией была потеряна из-за окончательной разрядки бортовых аккумуляторов (по расчетам, время их действия было не более 40 часов). На расстоянии в 500 000 километров от Земли АМС «Луна-1» вышла на гелиоцентрическую орбиту, став первым искусственным спутником Солнца с периодом обращения примерно 450 суток. 

Уже в сентябре 1959 года с космодрома Байконур стартовала ракета «Восток-Л», которая вывела в полет автоматическую станцию «Луна-2». Именно «Луна-2» впервые в мире совершила посадку на поверхность Луны.