Наша Атомная машгордость!

«Атоммаш», крупнейшее в стране предприятие атомного энергетического машиностроения. В год «Атоммаш» способен изготовить четыре комплекта оборудования для АЭС. 16 Январь 2016, 07:41
В последнее время в наших СМИ много говорится об атомной энергетике, мы активно строим свои станции (помните мой репортаж со стройплощадки Ленинградской АЭС-2, проектируем и возводим АЭС для наших зарубежных партнеров, в общем, спрос есть, и ожидается, что он будет только расти. А есть ли производители этого самого оборудования в наших селеньях? Для этого мы отправились в город Волгодонск Ростовской области, именно там в своё время проектировался «Атоммаш», крупнейшее в стране предприятие атомного энергетического машиностроения. Сегодня завод специализируется на выпуске всего спектра оборудования для ядерного острова АЭС, а также другого крупногабаритного оборудование для нефтегазохимии, металлургии и других отраслей. В год «Атоммаш» способен изготовить четыре комплекта оборудования для АЭС.
В конце 1960-х годов пришло понимание, что для дальнейшего роста экономики страны нужно в разы увеличить производство электроэнергии, и это можно достичь за счёт строительства новых атомных электростанций. Именно с этой целью 26 ноября 1969 года постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР было объявлено о строительстве Волгодонского завода тяжёлого машиностроения (ВЗТМ). Уже с 8 июля 1972 года начался набор специалистов на эту стройку, и уже по доброй традиции тех времён стройка была объявлена Всесоюзной, ударной, комсомольской. 22 декабря 1975 года была установлена первая колонна главного корпуса завода (корпус № 1).

Корреспондент газеты «Известия» Александр Чемонин предложил назвать завод «Атоммашем», эта инициатива была одобрена в верхах, и в марте 1976 года строящийся ВЗТМ был переименован в «Волгодонской завод атомного энергетического машиностроения» - «Атоммаш». А 18 декабря 1978 года в 12 часов 45 минут состоялся официальный запуск первой очереди завода. По проекту его мощности были рассчитаны на производство до 8 водо-водяных энергетических реакторов (ВВЭР-1000) в год мощностью 1000 МВт каждый. Кроме этого завод изготавливал парогенераторы, машины перегрузки ядерного топлива, оборудование биозащиты и другое оборудование для АЭС, порядка 125 позиций. В 1981 году на «Атоммаше» был произведён первый реактор для второго энергоблока Южно-Украинской АЭС, который до сих пор в строю. А ещё, благодаря заводу, была построена новая часть города Волгодонска, в результате чего численность города выросла с 35 тысяч человек до 135 тысяч к 1981 году.
Инженерный центр.
В 1993 году предприятие проходит процедуру акционирования. 90-е, как мы помним, были непростые, специализация предприятия смещается в область производства оборудования для металлургии и нефте-газохимического комплекса. С 2002 по 2011 год на мощностях «Атоммаша» осуществлялось серийное производство газовых турбин для ТЭЦ малой мощности (до 36 МВт). Позже им заинтересовались структуры государственной корпорации «Росатом», и в конце 2012 года «Атоммаш» стал производственным филиалом АО «АЭМ-технологии» (входит в АО «Атомэнергомаш, машиностроительный дивизион «Росатома»), и туда потекли инвестиции, модернизация стала реальностью, появились новые заказы. И вот наш завод зажил новой жизнью. 

Памятник Игорю Васильевичу Курчатову, академику, основоположнику атомной энергетики. Установлен у проходных завода.
К 70-летию атомной отрасли, 14 октября 2015 года, перед заводом был установлен и самый настоящий корпус реактора ВВЭР-1000, изготовленный на Атоммаше в 80-х годах
А это уже Термо-прессовый участок, на котором делается гидроразгибка, правка листового металла. Здесь штампуются днища для различного оборудования. Специально подготовленная заготовка нагревается и устанавливается вот в этот 15 000-тонный пресс, который уже давит, в результате чего формируется нужная форма.
Оснастка к этому прессу, они разные, в зависимости от поставленных задач
Верхний полукорпус атомного реактора ВВР-1200 для Белорусской АЭС-2
Сейчас завершилась операция сварки кольцевых швов снаружи и внутри верхнего полукорпуса атомного реактора ВВР-1200, после этого обязательно необходимо произвести процедуру термообработки. Вот этот процесс нам и повезло застать.
Вся сварка велась с непрерывным подогревом на протяжении 15 суток. А сейчас необходимо разогреть этот корпус до температуры порядка 320 С в печи, закрепить термодатчики и всё такое.
Печь для термообработки
Сборочный участок
Рентген камера. Сюда могут подаваться для проверки как отдельные узлы, так и целиком изделие, её размер позволяет, чтобы сюда завести весь корпус реактора или корпус парогенератора. Тут проходит контроль всех сварных швов. Здесь установлен очень мощный ускоритель, который может просветить достаточно значимую толщину.
Шлюз транспортный для Нововоронежской АЭС
Это, так называемые, змеевики, т.е. теплообменные трубы для парогенераторов.
А это аппарат трубогиб, который гнёт эти трубочки. Сейчас мы можем наблюдать, как он набирает трубки к себе в магазин
В этот день не только мы заскочили на огонёк на «Атоммаш», вот и Сергей Обозов, директор по развитию ПСР Госкорпорации «Росатом» и Член Совета директоров «Концерн «Росэнергоатом» был с нами.
Движуха на заводе нереальная, то там, то тут, что-то варят, что-то собирают, ещё одно доказательство того, что завод востребован и нужен
Гуляя дальше по цехам, мы можем наблюдать большое количество установленного здесь металлорежущего, прессового, термического, сварочного оборудования.
Технологический комплекс из двух независимых горизонтальных фрезерно-расточных станков с ЧПУ
Да, каруселей на любой вкус и задачу, здесь хватает
Производственные площади «Атоммаша» составляют около 1,8 млн м², так что разгуляться-покаться тут точно есть где.
Ещё один гигантский портально-карусельный станок с поперечно-выдвижным столом и системой ЧПУ.
Между прочим, эта заготовка скорее всего уже завтра превратится в плоский лист, с помощью того самого пресса, а пока «мастер» сварки, тут кудесничает, вырезает проушины.
Уникальные сварочные комплексы ESAB
Участок сборки-сварки
Вот тут уже и коллекторы успели приварить
Чистовая сборка, как на операционном столе, проходит в специальном, вот в таком стерильном помещении, как я не просился, не пустили, бахилами не вышел :)
Участок сборки парогенераторов, здесь приваривают днища, всячески испытывают, контролируют и вперёд, на отгрузку.
Очень крутой испытательный стенд, имитирующий корпус реактора
Спускаемся вниз
Внутри корпуса атомного реактора устанавливается вот эта Шахта внутрикорпусная.
Ещё один испытательный стенд, но уже предназначенный для проведения гидравлических испытаний.
Готовый парогенератор для Ростовской АЭС, если бы на день позже приехал, не успел бы увидеть эту живую историю. Благо отгрузка происходит ночью, и изделие дожидалось назначенного времени. Сам корпус представляет собой горизонтальный цилиндрический сосуд с двумя эллиптическими днищами, в качестве начинки, в средней его части, расположены коллекторы. Они отвечают за подвод и отвод горячего теплоносителя. В верхней части корпуса есть паровое пространство, а в нижней части есть место для 11 000 нержавеющих трубочек, которые отвечают за теплообмен. Их длина составляет от 10 до 14 метров, а диаметр равен 16 мм. Общая длина всех трубок составляет более 100 километров. Длина же самого парогенератора составляет порядка 15 метров, вес около 340 тонн. Для полноценной работы реакторной установки АЭС необходимо четыре таких.
Так как технологические возможности позволяют, тем более, если учитывать тот факт, что оборудование атомной тематики длинноцикловое, завод старается диверсифицировать свои направления и берет заказы на изготовление другого различного оборудования. Вот, например, идёт обработка одной из частей портального крана.
Несколько часов пробежали незаметно, посмотреть всё просто нереально, нужно сюда приезжать и приезжать, очень здорово, что такой машгигант работает на благо нашей страны.
Большое спасибо пресс-службе АО «Атомэнергомаш» и Филиалу АО «АЭМ-технологии» «Атоммаш» в Волгодонске за открытость, отдельное спасибо Дмитрию Грызунову за организацию моей поездки и Евгению Лядову за экскурсию по заводу!