Тысяча имен авианосца

25 лет назад, 20 января 1991 года, в состав ВМФ СССР вошел тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Н.Г.Кузнецов». 20 Январь 2016, 20:58
25 лет назад, 20 января 1991 года, в состав ВМФ СССР вошел тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Н.Г.Кузнецов».  К этому моменту самый крупный из когда-либо построенных для отечественного флота кораблей уже успел получить прозвище «корабль с тысячей имен».

В 1982-м «Кузнецов» был заложен на нулевом стапеле Черноморского завода в Николаеве как «Рига», в этом же году после смерти генсека переименован и три года спустя спущен на воду как «Леонид Брежнев», в 1987-м начал испытания как «Тбилиси» и наконец в 1990-м, уже под явно обозначившийся скорый распад СССР, получил свое последнее имя, с которым и отмечает сегодня четверть века в строю.

В составе российского флота за всю его трехвековую историю, наверное, не было другого корабля, рождавшегося так трудно и так долго — и речь здесь не о сроках строительства, а о создании отечественного авианосца как класса. Нереализованные замыслы 1920-30-х постоянно откладывались на фоне тысяч других задач и, наконец, были окончательно отброшены войной, где Советскому Союзу в первую, вторую, третью и десятую очереди требовалась мощная сухопутная армия и все, к ней прилагающееся. Первое послевоенное десятилетие, занятое восстановлением экономики и созданием ядерного щита, также оставило плавучие аэродромы в чертежах, а последующий приход к власти Н.С.Хрущева едва не обернулся упразднением надводного флота как такового — новый генсек свято верил во всеобъемлющий потенциал ракетно-ядерного оружия.

В это же время сам термин «авианосец» приобретает в отечественном политическом лексиконе негативную окраску, в одном ряду с «вашингтонскими заправилами» и «пентагоновскими ястребами».

Учитывая тогдашнюю роль идеологии вообще, этот штамп стал реальным клеймом, крайне осложнявшим жизнь апологетам авианосцев.

Так или иначе, авианесущие корабли появились в составе флота — первенцами стали противолодочные крейсеры проекта 1123 «Москва» и «Ленинград», построенные в 1960-х, а вот дальнейшее направление развития стало предметом острейшей дискуссии.
ПКР «ЛЕНИНГРАД» В 1990 ГОДУ. ФОТО: ВИКИПЕДИЯ

«Сделайте как у Нимица»

Именно так формулировал требования к перспективному кораблю министр обороны СССР, маршал Советского Союза, кавалерист гражданской и командарм Великой Отечественной Андрей Гречко с того момента, как характеристики еще не заложенного на верфи Ньюпорт Ньюс гиганта стали известны советской разведке.

«Минсудпром может это построить» — союзником Гречко в дискуссиях выступал заинтересованный в тоннаже и стоимости руководитель отечественного судостроения Борис Бутома.

«Авианосцы — оружие агрессии» — начальник главполитуправления Вооруженных сил генерал Епишев и отвечавший за политработу на флоте адмирал Гришанов, поддерживаемые главным идеологом ЦК КПСС Сусловым, не сдавали позиций ни на йоту.

«Флоту необходима поддержка авиации в операционных районах» — мягко, но настойчиво искал выход преемник Кузнецова, почти тридцать лет после него стоявший во главе флота главком Сергей Горшков.

ТЯЖЕЛЫЙ АВИАНЕСУЩИЙ КРЕЙСЕР «АДМИРАЛ ФЛОТА СОВЕТСКОГО СОЮЗА Н.Г.КУЗНЕЦОВ». ФОТО: ВИКИПЕДИЯ

«Эта поддержка не требует классического авианосца» — не менее мягко и столь же настойчиво парировала главкома «флотская фронда» во главе с начальником главного штаба ВМФ Амелько.

«Единого мнения по авианосцу нет» — докладывал Совету обороны куратор ВПК, будущий министр обороны Дмитрий Устинов.

«Эти военные сами не знают чего хотят, а у нас тут благосостояние советского народа растет медленнее, чем надо» — делал вывод далекий от флотских материй генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев.

На таком фоне ждать положительного результата было трудно, и проект атомного многоцелевого авианосца, известный под индексом 1160, уступил место странному гибриду 1143, на котором мощь ракетного крейсера сочеталась с авиагруппой на основе довольно посредственных СВВП Як-38.

За полтора десятка лет, с конца 1960-х по 1982-й, на Черноморском ССЗ были последовательно заложены и спущены на воду четыре корабля этого проекта — «Киев», «Минск», «Новороссийск», «Баку», возможности которых последовательно росли, но без изменения концепции как таковой. Между тем, уже «Новороссийск» и «Баку» могли быть иными, но смерть Гречко и Бутомы в середине 70-х сильно ослабила лагерь «авианосников», а главком ВМФ Горшков пытался пролоббировать уже не ультимативный ядерный 1160, а компромиссный, меньший по размерам и цене проект 1153 с классической паротурбинной энергетической установкой.
«КИЕВ» ПРОЕКТА 1143, 1985 ГОД
Свое веское слово сказали в итоге весной 1982 года Фолкленды — в сочетании с уже накопленным собственным опытом эксплуатации «вертикалок», англо-аргентинский конфликт все же привел советскую военную элиту к выводу о необходимости резкого роста ЛТХ корабельных самолетов. Сверхзвуковой СВВП Як-141 пока маячил где-то очень далеко, и выход был найден в ускорении работ по палубным версиям свежесозданных истребителей Су-27 и МиГ-29.

Упущенное время диктовало компромиссы — паровые катапульты не успевали в срок, и пятый советский авианосец получил для запуска самолетов трамплин с тремя стартовыми позициями. Отсутствие катапульт не позволило посадить на корабль полноценный «летающий радар», впрочем, еще не созданный тогда, и нашим ответом американскому «Хокаю» стал в итоге не самолет ДРЛО типа Як-44 или Ан-71, а вертолет Ка-31 с «раскладушкой» радара под корпусом.

Вторым компромиссом стало сохранение ударного ракетного вооружения — иначе противоавианосное лобби обойти было нельзя, хотя к тому моменту уже было ясно, что пуски ракет сильно осложняют эксплуатацию основного вооружения корабля.

ЯЖЕЛЫЙ АВИАНЕСУЩИЙ КРЕЙСЕР «АДМИРАЛ ФЛОТА СОВЕТСКОГО СОЮЗА Н.Г.КУЗНЕЦОВ». ФОТО: MIL.RU

Последний непоследний


Когда пятый по счету корабль семейства 1143, радикально отличавшийся от своих предшественников, спускали в 1985 году на воду, никто не мог предположить, что этот авианосец станет последним, вошедшим в состав советского флота. Ни заложенная в тот же день новая «Рига» (впоследствии ставшая «Варягом», а затем «Ляонином», ни сменивший ее в 1988 году «Ульяновск» (наконец получивший реакторы вместо классических паровых котлов и две катапульты в дополнение к трамплину) в состав ВМФ СССР так и не вошли.

В итоге «Кузнецов» оказался единственным, а череда переименований стала предвестником его драматической биографии.

Уйдя с Черного моря на Север осенью 1991 года — внезапно, до завершения программы испытаний — корабль спасся от участи предмета российско-украинского торга.

Приключения на этом не закончились. Тяжелейший «поход аргонавтов» 1995–96 годов, едва не обернувшийся катастрофой из-за поломки силовой установки, перманентный ремонт, мрачноватая слава «плавучего острога» в конце 90-х–начале 2000-х — распад страны и деградация флота видны в истории корабля как в зеркале.
Уйдя с Черного моря на Север осенью 1991 года — внезапно, до завершения программы испытаний — корабль спасся от участи предмета российско-украинского торга.

Приключения на этом не закончились. Тяжелейший «поход аргонавтов» 1995–96 годов, едва не обернувшийся катастрофой из-за поломки силовой установки, перманентный ремонт, мрачноватая слава «плавучего острога» в конце 90-х–начале 2000-х — распад страны и деградация флота видны в истории корабля как в зеркале.

Но при всех недостатках и проблемах «Кузнецов» — это едва ли не единственный реальный инструмент влияния в арсенале флота, а его молчаливое противостояние с американской АУГ зимой 2014 года в Средиземном море на фоне разгоравшейся в Крыму «Русской весны» стало живым доказательством необходимости кораблей этого класса для страны, интересы которой простираются дальше своих территориальных вод.

ТЯЖЕЛЫЙ АВИАНЕСУЩИЙ КРЕЙСЕР «АДМИРАЛ ФЛОТА СОВЕТСКОГО СОЮЗА Н.Г.КУЗНЕЦОВ». ФОТО: CHRISTOPHER MICHEL

В ожидании перемен

«Кузнецов», хотя и недавно вышел в очередной раз из дока, и, похоже, собирается снова пройтись до Сирии, встречает 25-й день рождения не в лучшей форме. Ветерану нужен серьезный ремонт, включая «капиталку» энергетики и ревизию вооружения. Судя по всему, этот ремонт начнется уже летом 2016 года и займет три, а скорее и все пять лет.

Что мы получим на выходе?

Компромиссы никуда не денутся — ни время, ни ресурсы не позволят сделать из «Кузи» атомный авианосец с катапультами. Этого придется ждать еще долго, пока ВМФ не сможет заказать новый корабль такого класса.

«Кузнецов» же останется каким и был, и даже ожидаемая ликвидация главного ракетного комплекса с расширением ангара не поменяет чего-то принципиально. Впрочем, обновленная силовая установка, новая электроника, свежие системы ПВО, большая авиагруппа — вполне существенные перемены. И мы пока не знаем, что напишет Госпожа История на следующих страницах этой книги. Впрочем, об этом я подумаю потом. В 2041 году, например.

А пока — с днем рождения тебя, «Адмирал Кузнецов», единственный российский авианосец, дитя компромиссов и условностей, корабль с тысячей имен.
ТЯЖЕЛЫЙ АВИАНЕСУЩИЙ КРЕЙСЕР «АДМИРАЛ ФЛОТА СОВЕТСКОГО СОЮЗА Н.Г.КУЗНЕЦОВ». ФОТО: MIL.RU