ВМС Китая догнали ВМФ РФ по суммарному водоизмещению кораблей основных классов

Для того чтобы "устойчивое второе место" стало неустойчивым, трудолюбивым и богатым китайцам потребовалось всего три года 18 Февраль 2016, 08:26
В пункте 1.2.2 госпрограммы "Развитие судостроения на 2013-2030 годы" от 24.12.2012 (свёрнутой 15.04.2014) говорится: "Россия входит в число стран, которые могут строить все классы и типы кораблей (США, Россия, Великобритания, Франция), и занимает устойчивое второе место в мире. По суммарному водоизмещению кораблей и судов Военно-морского флота нам принадлежит около 700 тыс. тонн, что составляет 12% мирового флота" (ссылка). Несколько лет назад (в 2010 г. – ещё до "Ляонина" и начала серийного строительства эсминцев пр. 052D и ДВКД пр. 071), результаты статистического исследования, проведённого автором блога, действительно не вызывали серьёзных опасений – превосходство (по водоизмещению) ВМФ РФ над ВМС НОАК было примерно полуторакратным, и казалось, что это надолго.
Для того чтобы "устойчивое второе место" стало неустойчивым, трудолюбивым и богатым китайцам потребовалось всего три года (свою роль, разумеется, сыграло и то полусонное состояние, из которого никак не может выйти российский судпром). На 01.01.2016 (1) бесстрастная статистика показывает, что по суммарному полному водоизмещению (2) всех кораблей основных классов (3) (включая РПКСН/ПЛАРБ) мы всё ещё немного впереди (779 против 755 тыс. тонн – на 3%), однако в части морских сил общего назначения уже уступили Поднебесной вторую ступеньку пьедестала почёта (633 против 712 тыс. т – 12%). С учётом строящихся кораблей и темпов строительства, свойственных судпрому КНР, можно утверждать, что к началу 2017 г. ВМФ РФ окончательно скатится на третье место в табеле о рангах военных флотов мира. 


(1) С незначительным условным сдвигом влево даты передачи ВМС НОАК 4-го ДВКД пр. 071 (01.02.2016) и 21-го фрегата пр. 054A (05.01.2016)

(2) Для сравнения правильнее было бы использовать стандартное (для того и изобретённое) или, по мнению автора, нормальное водоизмещение, однако в доступных источниках обе этих величины (особенно для китайских кораблей) встречаются крайне редко.

(3) Традиционное понятие "корабли основных классов" (capital ships) в данном случае трактуется в понимании автора блога: мореходные боевые корабли полным (для ПЛ – надводным) водоизмещением от 2000 т (для ДЭПЛ – несколько меньше), способные в той или иной степени проецировать силу на удалённые регионы мира.

Понятно, что реальная военная сила (боевая мощь) флота измеряется не в тоннах. При всех очевидных и достойных подражания успехах, у китайцев очень туго идут дела с атомным подводным флотом (по причине отсутствия доступных прототипов) и боеготовностью "Ляонина" (из-за отсутствия школы палубных лётчиков), они не умеют строить большие ударные корабли (свыше 7000-7500 т), их крылатые ракеты не идут ни в какое сравнение с ракетами "Гранита", "Вулкана", "Оникса" и "Калибра" (автор ещё не определился с методикой сравнения ударной мощи флотов, но уже достаточно близок к цели). Тем не менее, мы не должны утешать себя мыслью о высокой боевой эффективности маленького флота, а наконец проснуться, организоваться, собраться с силами и построить большой флот с высочайшим боевым потенциалом, способный стать реальным противовесом сегодняшнему доминанту.