К-19

24 февраля 1972 года на советской атомной субмарине К-19 произошел пожар. 24 Февраль 2016, 09:42
К-19 — атомная подводная лодка проекта 658 с баллистическими ядерными ракетами, первый советский атомный ракетоносец. За многочисленные аварии лодка имела на флоте прозвище «Хиросима».
История этой подводной лодки пестрит авариями:
Уже при первом пуске реактора произошла авария. Приборы, показывающие давление в первом контуре реактора оказались не подключены, и в трубопроводе оказалось давление, вдвое превышающее норму. Авария была ликвидирована. Далее на ходовых испытаниях лодка едва не воткнулась в грунт на скорости в 20 узлов из-за неверной установки рулей глубины. Субмарину спас матрос Станислав Курицын, вовремя давший задний ход. В ноябре 1960 года на лодке с интервалом в неделю погибли два матроса. Одному придавило голову крышкой ракетной шахты, другого затянуло при проворачивании главного вала.

К-19 все же включили в состав ВМФ СССР и отправили на учение в Северную Атлантику.
4 июля 1961 года в первом контуре снова открылась течь. Из-за резкого падения давления воды реактор пошел вразнос. Аварийная система из-за заводского брака тоже не сработала. В итоге, чтобы охладить реактор, грозивший взорваться, морякам пришлось срочно монтировать систему для подачи холодной воды.  Эта работа потребовала длительного нахождения подводников в зоне воздействия радиации. Они с поставленной задачей справились, но сильно облучились. Восемь человек умерли через неделю... 

После этой катастрофы К-19 прозвали «Хиросимой».
Но и это еще был не конец злоключений К-19. Подлодку отремонтировали, и она снова стала ходить в море.
Утром 24 февраля 1972 года К-19 возвращалась с боевого патрулирования, и до прибытия на базу оставалось восемь суток. Лодка шла на глубине 120 м. Сигнал тревоги прозвучал в 10.32: «Пожар в девятом отсеке!»: зЗагорелся электроприбор для уничтожения угарного газа. Матрос, обнаруживший огонь, вместо того, чтобы схватить огнетушитель, побежал будить ответственного за прибор. Время было упущено. Отсек быстро заполнился продуктами горения, и многие из тушивших пожар отравились окисью углерода. Вдобавок лопнула магистраль воздуха высокого давления, и в огненное пекло хлынул кислород. Потом через систему вентиляции левого борта пожар перекинулся в соседний носовой отсек, к пульту управления главной энергоустановкой. Реактор пришлось заглушить, и лодка осталась без электроэнергии. Кроме того, моряки не смогли вручную закрыть захлопки подачи воздуха к дизелям, и через них в отсек пошла забортная вода...

Борьба за невезучую лодку была долгой и мучительной, многие члены экипажа погибли. Но субмарина все же всплыла. Первыми у места аварии появились натовцы — их разведывательные самолеты «Орион» закружили над советской АПЛ. Наше первое судно, сухогруз «Ангарлес», появилось на вторые сутки. К тому времени разыгрался нешуточный шторм, эвакуировать подводников оказалось невозможным.
К-19 во время второй аварии
В 1969 году К-19 столкнулась в Баренцевом море с американской субмариной «Гетоу», выполнявшей задание ЦРУ. Командиру АПЛ Л. Буркхарду было приказано приблизиться к нашему берегу на 4 мили, произвести радиоперехваты и следить за советскими субмаринами. В случае преследования командиру лодки-нарушительницы разрешили применить боевое оружие.

15 ноября 1969 года К-19, выполнявшая свое задание на учебном полигоне, столкнулась с американской подводной лодкой. Как обе подлодки ухитрились не заметить друг друга, и по сей день остается загадкой. Но в 7 часов 13 минут «Хиросима» ударила «Гетоу» в районе реакторного отсека.

После удара советская подлодка смогла всплыть, а американская легла на дно - "Гетоу" получила удар в районе реакторного отсека. Считается, что командир боевой части американской лодки решил применить против К-19 ракетоторпеду с ядерным зарядом, но капитан приказал отменить атаку. В результате этой аварии никто не пострадал.
Лодка имела 10 отсеков (отсчет начинался от носа АПЛ)
 1.Торпедный отсек.
 2.Жилой и аккумуляторный отсек, кают-компания.
 3.Центральный пост, штурманская рубка.
 4.Ракетный отсек.
 5.Дизель-генераторный отсек, опреснитель.
 6.Реакторный отсек.
 7.Турбинный отсек.
 8.Электромоторный отсек, пульт управления реакторами.
 9.Отсек вспомогательных механизмов, жилой отсек, кубрик, камбуз.
10.Кормовой торпедный, жилой отсек.

Лишь когда пришел спасатель с вертолетом, эвакуация пошла полным ходом. На подлодке осталась лишь аварийная партия. За три недели перехода с буксира восемь раз заводили концы питания к электрощиту субмарины. Семь раз их обрывал шторм.

Но 18 марта подлодка все же добралась домой. С момента аварии прошло 24 дня. На лодке погибли 28 моряков, еще двое скончались во время спасательной операции.

Только после этого в истории К-19 был поставлена точка.

«Моряки, как, впрочем, и все люди, вступающие в контакт со стихиями, достаточно суеверны. Например, они твердо убеждены в том, что бывают корабли везучие и невезучие. Конечно, многое на корабле зависит от экипажа, и от порядка, раз и навсегда установленного (или так и не установленного). Как бы то ни было, но одни лодки служат годами без малейших происшествий, а другие - не выходят из череды несчастий.
Первая ракетная атомная подводная лодка СССР под тактическим номером “К-19” по кличке “Хиросима” перенесла все виды аварий, которые только могут быть на корабле: столкновение под и над водой, пожар, ядерную аварию главной энергетической установки, вывод из строя реактора, переопрессовка первого контура, поступление забортной воды в прочный корпус... И так она прослужила на Северном флоте в авариях и ремонтах 30 лет..»
                                                                     (Н.Мормуль. Плавучая «Хиросима»)