Возвращение в родную гавань

Черноморский флот после воссоединения Крыма с Россией 24 Февраль 2016, 12:01
Черноморский флот (ЧФ) был основан в мае 1783 года после присоединения Крыма к России. Севастополь стал его главной базой. 

Два года назад, после воссоединения Крыма с Россией, Черноморский флот обрел второе дыхание. Сегодня одной из его задач является поддержка действий ВКС РФ в Сирии.
Флот будет ускоренными темпами развиваться и обновляться. Мы продолжим активно действовать в Черном и Средиземном морях, укреплять постоянное соединение Военно-морского флота в дальней морской зоне, обеспечивать действия Воздушно-космических сил России в Сирийской Арабской Республике столько по времени и силам, сколько понадобится. Все необходимое для этого у нас есть
Александр Витко, командующий Черноморским флотом
Командующий Черноморским флотом Александр Витко (справа)
Об истории флота, изменениях, начавшихся после воссоединения Крыма с Россией, и о буднях моряков, осваивающих новейшие корабли.

ИСТОРИЯ ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА 

Датой рождения Черноморского флота считается 13 мая 1783 года, когда 11 кораблей Азовской флотилии вошли в бухту у села Ахтиар (впоследствии Севастополь, военный порт и главная база флота), вскоре к ним присоединились 17 кораблей Днепровской флотилии. 

Документом, формально закрепившим образование ЧФ, стал указ императрицы Екатерины II от 24 августа 1785 года о создании Черноморского адмиралтейского правления и утверждении штата флота в составе 12 линейных кораблей, 20 фрегатов, 5 судов и 8 транспортов, с общей численностью личного состава 13 504 человека.

Первым главнокомандующим флотом стал наместник императрицы на юге России генерал-фельдмаршал князь Григорий Потемкин.
Эскадра вице-адмирала Федота Клокачева входит в Ахтиарскую бухту

Содержание на Черном море почтительного флота долженствует для нас быть лучшим залогом оттоманской доброй веры в наблюдении обетов ея
из доклада Коллегии иностранных дел, 1782 год
В результате поражения в Крымской войне по Парижскому мирному договору 1856 года Россия лишилась права иметь военный флот на Черном море. Эти ограничения были отменены Лондонской конвенцией 1871 года.

После Октябрьской революции 1917 года при отходе белогвардейских войск генерала Врангеля из Крыма свыше 130 кораблей и судов были уведены за границу. В 1921 году было принято решение о восстановлении Черноморского флота. За 1929-1937 гг. ЧФ получил более 500 боевых кораблей различных классов, сотни боевых самолетов.

За годы Великой Отечественной войны ЧФ провел 24 десантные операции, было потоплено 835 кораблей и судов противника, 539 повреждено. 18 кораблям и частям присвоено звание гвардейских, 228 человек стали Героями Советского Союза. Героическая оборона Севастополя в годы войны известна далеко за пределами России.

В послевоенные годы на вооружение флота поступили новые корабли и боевая техника, позволившая кораблям выходить в дальние походы. В 1991 году флот насчитывал около 100 тыс. человек личного состава, 835 кораблей и судов практически всех существующих классов.

Как делили Черноморский флот

После распада СССР в 1991 году Черноморский флот стал объектом спора между Россией и Украиной. Соглашение было достигнуто только в 1997 году, когда Москва и Киев в рамках подготовки к подписанию "Большого договора" о дружбе и сотрудничестве договорились о разделе флота. 

Украинской стороне достались 67 кораблей и 90 боевых самолетов, а России – 338 кораблей и 106 самолетов и вертолетов. Кроме того, России на правах аренды перешли пункты базирования в Крыму. Соглашения были заключены до 2017 года, а потом в 2010 году продлены до 2042 года.

Начиная с 2000 года, МИД Украины блокировал заключение соглашения о темпах и условиях обновления ЧФ, настаивая на том, чтобы каждая замена проводилась с разрешения Киева по принципу "тип на тип" и "класс на класс". Российская сторона с этим не соглашалась, в результате договор так и не был заключен.

В 2008 году президент Украины Виктор Ющенко подписал два указа (номера 705 и 706), которые запретили упрощенный режим пересечения формированиями ЧФ государственной границы Украины. Также Киев отказывался отменять таможенные платежи при ввозе на территорию Украины материально-технических средств и товаров для ЧФ.

В итоге с 1997 года Черноморский флот усилился всего лишь одним ракетным кораблем на воздушной подушке "Самум" и фронтовыми бомбардировщиками Су-24.
После воссоединения Крыма с Россией только по итогам 2015 года флот получил более 200 единиц новых образцов вооружения и военной техники, около 40 различных кораблей и судов, в том числе:

• три дизель-электрические подводные лодки нового поколения,

• два малых ракетных корабля,

• 10 боевых катеров,

• 20 судов и катеров вспомогательного флота,

• более 30 летательных аппаратов (в их числе истребители Су-30СМ и комплекты беспилотников).

Части береговых войск пополнились 140 единицами новейшей автобронетанковой техники.

В 2015 году прошел испытания на Балтике фрегат "Адмирал Григорович". Всего по этому проекту планируется построить шесть кораблей, из них в 2016 году Черноморский флот получит три – "Адмирала Григоровича", "Адмирала Эссена", "Адмирала Макарова". Также в 2016 году на воду будут спущены и переданы флоту две завершающие серию дизель-электрические подлодки проекта 636.3 "Великий Новгород" и "Колпино".
После тяжелого длительного изнурительного плавания Крым и Севастополь возвращаются в родную гавань, к родным берегам, в порт постоянной приписки - в Россию
Владимир Путин, президент РФ (18 марта 2014 г.)

История одного проекта

В ноябре 2015 года в Севастополь пришли два малых ракетных корабля проекта 21631 "Буян-М" - "Серпухов" и "Зеленый Дол". 

Корпусы кораблей этого проекта изготовлены по стелс-технологии, на экране радара их трудно отличить от рыболовецкой яхты. Вероятность обнаружения их в море уменьшается благодаря наклонной конструкции плоскостей силуэта и поглощающему покрытию.

"Малыши-невидимки" проекта "Буян-М" при своих скромных габаритах способны стать весьма опасным противником. Их ракеты могут достигать целей в Персидском заливе, Суэцком канале, Красном и Средиземном морях в радиусе 2500 километров. Наличие таких кораблей заметно укрепит российский ВМФ в Черноморском регионе и позволит господствовать даже за пределами его акватории.
Малый ракетный корабль "Серпухов" в Севастополе

МРК проекта 21631. Справка

Малые ракетные корабли проекта 21631 "Буян-М" являются многоцелевыми кораблями класса "река - море". В отличие от своего прототипа – малого артиллерийского корабля проекта 21630 – МРК имеет почти в два раза большее водоизмещение и оснащен ракетным вооружением.

В состав вооружения входят артиллерийская установка А-190, пулеметные установки калибров 14,5 и 7,62 миллиметра, а также зенитный артиллерийский комплекс "Дуэт", и противокорабельные крылатые ракеты "Калибр-НК" и "Оникс".

Основные характеристики судна: длина – 74,1 метра, ширина – 11 метров, осадка – 2,6 метра, водоизмещение – 949 тонн, скорость – 25 узлов.

Автономное плавание такого корабля может продолжаться до десяти суток на расстояние до 2500 морских миль. Корабли этого проекта вооружены вертикальными пусковыми установками комплекса высокоточного ракетного оружия, в том числе "Калибр-НК", позволяющего наносить удары как по морским, так и по наземным целям. В корпусе размещены восемь шахт, из которых может осуществляться вертикальный пуск ракет - как дозвуковых, так и сверхзвуковых.


Приход "Серпухова" и "Зеленого Дола" в Севастополь произошел через месяц после того, как корабли этого класса стали известны во всем мире.

7 октября 2015 года в ходе военной операции России в Сирии три МРК проекта 21631 ("Углич", "Град Свияжск" и "Великий Устюг"), а также ракетный корабль проекта 11661К "Дагестан" из акватории Каспийского моря обстреляли позиции террористической организации "Исламское государство" (ИГ, запрещена на территории РФ). Было произведено 26 пусков крылатых ракет морского базирования "Калибр-НК" по наземным целям, находящимся на удалении около 1500 км. Спустя 13 дней, 20 октября, Каспийская флотилия в том же составе кораблей нанесла второй удар по объектам ИГ. Все цели были успешно поражены.
13 февраля 2016 года "Зеленый Дол" вышел в поход в Средиземное море, перед этим приняв участие во внезапной проверке боеготовности войск Южного военного округа. На данный момент корабль базируется в сирийском Тартусе. 

Согласно источникам в Главном штабе ВМФ, весной на смену "Зеленому Долу" в Средиземное море может прийти "Серпухов". 
Экипаж "Серпухова" от матроса до командира гордится своим новым кораблем. Здесь служат только профессионалы-контрактники. Но даже их корабль поразил количеством электроники. 
Все то же самое, но на новом уровне: из аналогового все переделано в цифровое. Понятно, что по сравнению с этим кораблем мы учились в училищах на старых образцах. Поэтому первое обманчивое ощущение было, что все сложно. Но какое-то время тренировок, выходов в море – и мы научились. Сейчас не возникает проблем 
 капитан-лейтенант Петр Люшин, командир корабля 
Центральный пост управления машинного отделения МРК "Серпухов"
До назначения командиром "Серпухова" Люшин был помощником командира на МРК "Штиль", спущенном на воду в 1978 году. "Эти корабли нельзя сравнивать. "Серпухов" – корабль нового поколения, высокой степени автоматизации. Для командира создано больше условий, чтобы своим вниманием охватывать все происходящее внутри корабля. Есть система видеонаблюдения. Большое количество средств связи обеспечивает передачу команд из вышестоящих штабов, а система корабельного мониторинга помогает при возникновении внештатных ситуаций", - говорит Люшин.

За системами жизнеобеспечения корабля моряки следят из специальной каюты, оборудованной пультами и экранами. При этом шутят: на "Серпухове" система контроля электронная, а на старых кораблях была голосовая. Там просто кричали: "Как там у вас, в машинном отделении?"

От стапелей до боевой службы

Для старшины ракетной команды мичмана Дениса Терентьева "Серпухов" – третий корабль. Катер Р-44, на котором он начинал служить, был выведен из состава флота "по возрасту", как и многие корабли Черноморского флота, "старевшего" в украинский период.

"Этот корабль мы получали со стапелей, - рассказывает Терентьев. - Полгода были в командировке в Зеленодольске в Татарстане. Я видел его с самых корней, когда здесь был только металл и ни одной лампочки".  

Из Татарстана "Серпухов" прибыл в Новороссийск, здесь экипаж прошел первое обучение, а корабль – ходовые и государственные испытания.

Мичману запомнилось, как в день знаменитого пуска с Каспия ему позвонила мама из Волгограда: "Она сказала, что впервые за многие годы испытывает гордость за свою страну и очень рада, что ее сын служит на таком корабле".

По его словам, на "Серпухове" совершенно особая атмосфера даже в быту.
Если сравнить с соседними кораблями, то сразу видно, что здесь все отличается. Даже пушка полностью автоматическая, она уже не предназначена для того, чтобы в башне сидели люди
мичман Денис Терентьев 
Мичман признается, что весь экипаж "Серпухова" немного завидует кораблю-близнецу "Зеленый Дол", который в настоящее время выполняет задачи в составе постоянной группировки ВМФ в Средиземном море. Моряки надеются скоро сменить товарищей.

Когда "Серпухов" пойдет в море, в рационе моряков появится больше фруктов, в основном крымских и краснодарских - рассказал старший матрос Николай Гончаренко, который служит в должности кока. По его словам, единственное, чем самый современный корабль флота не отличается от своих "старших товарищей", - это рацион питания моряков.

"Разницы по нормам питания нет. Моряки едят три раза в день, плюс вечерний чай. В море у нас дополнительные нормы: больше соков, молока, масла, колбасы", - рассказал кок. 
Кок на камбузе МРК "Серпухов"

Мягкие матрасы и секретная библиотека

Для старшего электрика зенитной ракетной батареи Виталия Сальчука на "Серпухове" все по-другому. Он начинал служить по контракту в 2013 году на ракетном катере "Прилуки" ВМС Украины. После воссоединения Крыма с Россией перешел на Черноморский флот РФ.

"Смотрите, здесь шторки, большие кровати, мягкие матрасы, удобные шкафчики, как в вагоне-купе, - показывает Виталий свой кубрик. - Те ребята, которые не снимают квартиры в городе, живут здесь, условия нормальные. На "Прилуках" все как было в 1980-е годы, так и осталось: кровати небольшие, старое все, в каюте – кабель-трассы по переборкам".

По словам Сальчука, условия службы по контракту в России гораздо выгоднее и в плане денежного довольствия, и в плане материального обеспечения.
На "Серпухове" все электронное, но думать все равно надо. Хорошо, что много занимаемся изучением возможностей матчасти. На старых кораблях постоянно приходилось что-то подделывать, подкрашивать, здесь на это не надо тратить время и силы. Хотелось бы поскорее выйти в море
Виталий Сальчук, старший электрик зенитной ракетной батареи 
Члены экипажа малого ракетного корабля "Серпухов"
Значительная часть службы экипажа – это самоподготовка, освоение новой современной техники. Специальную литературу моряки получают в корабельной секретной библиотеке и конспектируют ее. Все книги бумажные, использование личных гаджетов на корабле запрещено, их сдают дежурному, когда приходят на службу. Наряду с теорией большое количество времени командиры уделяют практическим занятиям. 

Корабельный госпиталь

Панели приборов и экраны компьютеров повсюду на корабле создают обманчивое ощущение какого-то научного учреждения. О том, что все это создано для ведения реальных боевых действий, вспоминаешь в рубке фельдшера Александра Терехина. Он показал медицинские приборы для первой помощи при ранениях, операционный стол, который при необходимости будет развернут в кают-компании, устройства для транспортировки пострадавших.
Здесь медицинского оборудования на несколько миллионов рублей. В поход пойдет врач. Пока стоим у стенки, хватает фельдшера. В основном выдаю лекарства от зубной и головной боли
фельдшер Александр Терехин
МРК "Серпухов" на причале
Одна из обязанностей фельдшера - следить за температурным режимом как в кубриках, так и на боевых постах. 

"На "Серпухове" всего один иллюминатор - в рубке дежурного. На самочувствии экипажа конструкторские особенности никак не отражаются. Что касается комфорта, то у нас везде кондиционеры. Температура выставляется в каждом кубрике. С вентиляцией проблем нет. Зимой тепло, летом прохладно", - говорит Терехин. 

Первая внезапная проверка

8 февраля 2016 года в 05:00 утра экипаж "Серпухова" был впервые поднят по боевой тревоге. В Южном военном округе началась внезапная проверка боевой готовности сил. Треть команды, как и положено, находилась на корабле, остальные были собраны в кратчайшее время. Уже через час МРК был готов к выходу в море.

"Первые минуты была небольшая суета, но потом все занялись привычным делом. Мы своевременно вышли в район рассредоточения, заняли назначенную точку. Остального я сказать вам не могу", - рассказывает мичман Терентьев.

Командир остался доволен экипажем: никто не задержался. По мнению капитана корабля, "все прибыли вовремя и корабль вышел в море для выполнения поставленных задач. В штормовом море мы показали себя с хорошей стороны".

Теперь корабль ждет выхода на боевое дежурство в Средиземное море. 
Фотографии: Алексей Павлишак/ТАСС; AP Photo/Sergei Chuzavkov