Первый советский торпедный катер

14 марта 1930 года был спущен на воду первый советский торпедный катер АНТ-3 «Первенец» 14 Март 2016, 07:43
В начале 20-х годов флоту Рабоче-Крестьянской Красной Армии для ведения "малой войны на море" понадобилось создание "москитного флота" из сотен катеров. Требовался катер, способный при мощном торпедном вооружении развить максимально возможную скорость. 
С апреля 1925 года над его созданием работали С.С. Четвериков, А.А. Архангельский, Н.В. Грибов, В.М. Петляков, Н.С. Некрасов. Возглавил бригаду А.Н. Туполев. Катер под индексом "АНТ-3" был заложен в августе 1925 года, строился в Москве, а испытывался под Севастополем. Это был реданный катер из гофрированного алюминия водоизмещением 11 тонн, вооруженный одной 450-мм торпедой образца 1912 года в лотковом аппарате и 2 пулеметами. Экипаж - 3 человека.
14 марта 1927 года катер, символически названный "Первенцем", был доставлен по железной дороге в Севастополь, и 17 марта спущен на воду Черного моря.
Разработку проекта и строительство первого советского торпедного катера поручили ЦАГИ. Главное требование — катер должен превысить скорость трофейных. С февраля 1925 года началось проектирование, а через полгода — строительство катера, получившего название ЦАГИ АНТ-3 "Первенец". Задача была весьма непростой: создать полноценный боевой корабль силами организации никогда не занимавшейся ничем подобным.
Оснащенный двумя бензиновыми моторами "Райт-Тайфун" мощностью по 600 лошадиных сил, катер на испытаниях развил на спокойной воде скорость в 54 узла - скорость по тем временам поразительную даже для глиссера. Но испытания выявили, что при отличных ходовых качествах "Первенец" не обладал достаточной мореходностью. Несмотря на это, катер 12 августа 1927 года вошел в состав Морских сил Черного моря. 
В серийном производстве катер оснащался двумя авиационными моторами АМ-34 конструкции Микулина производства завода № 24. Изменения в моторах заключались в приспособлении их к морским условиям, в частности, в снятии нагнетателей. В корабельном варианте они обозначались ГАМ-34, с соответствующей модификацией. Установка производилась на специальные баки, со смещением правого мотора вперед, а левого — назад. Мощность моторов зависела от серии, частота вращения достигала 2000 об./мин., охлаждение осуществлялось пресной водой, в случае повреждений — забортной.
Для вращения трехлопастных гребных винтов диаметром 680 мм использовались длинные гребные валы, первоначально из легированной стали, а затем — из нержавеющей. Наибольшую скорость (51 уз) катер мог поддерживать в течении 15 минут, полную (47 уз) - в течении часа, экономическую (36 уз) — чуть больше семи часов. Использовались два вида горючего: либо бензин Б-74, либо смесь из 70 % бензина Б-70 и 30
% спирта 
 
Работы над усовершенствованием торпедных катеров в ЦАГИ продолжались, и 3 сентября 1928 года был спущен на воду серийный катер "АНТ-4".
Головной катер нового типа "ГАНТ-5" или "Г5" (глиссирующий № 5) прошел испытания в декабре 1933. Этот катер с металлическим корпусом был лучшим в мире как по вооружению, так и по техническим свойствам. Он был рекомендован к серийному производству и к началу Великой Отечественной войны стал основным типом торпедных катеров Советского ВМФ.
За 10 лет было построено более 300 торпедных катеров. В 1944 на смену "Г-5" пришли более совершенные катера "Комсомолец" и "Д-3". Во время войны торпедные катера успешно действовали против кораблей и конвоев противника, используя торпеды, мины, глубинные бомбы, а часть катеров была вооружена реактивными установками.