Летающие танки

За появлением новых вооружений и образцов военной техники, обладающих иными боевыми возможностями должны происходить изменения оргштатной структуры общевойсковых соединений Минобороны, позволяющие использовать технику на 100% 27 Март 2016, 07:54
Завершение разработки перспективной унифицированной межвидовой платформы "Армата", имеющей большой запас по несущей способности и на которую в зависимости от предназначения образца, могут устанавливаться различные модули, включающие в себя комплексы вооружения, комплекты съёмных защитных устройств, комплексы электромагнитной, активной и оптико-электронной защиты и т.д. позволяет не только варьировать уровень основных боевых свойств, но и дает возможность навсегда снять проблему разунификации техники.  

Позволяет комплектовать подразделения машинами, обладающими однородными характеристиками. Однако, новая техника привносит и новые требования к эксплуатации: это касается как сервиса и обслуживания, обучения персонала, так и собственно боевого применения. 

Определяющим свойством новой платформы, является ее техническая «интеллектуальная» сложность, а также ее относительно высокая стоимость, даже в массовом производстве.
 
Решение данной проблемы видится в заимствовании и адаптации системы обслуживания и эксплуатации авиационной техники, где подобные решения, вызванные ускоренной сменой поколений, были найдены уже давно. 

Такими решениями являются:

  • Разделение экипажей на летный, или в данном случае, «боевой» и обслуживающий персонал;
  • Сменность летных («боевых») экипажей
  • Применение в подготовке и тренировках, специализированных учебных и учебно-боевых машин, имитирующих боевые образцы.

Разделение экипажей

Очевидно, что чем сложнее и современнее становится техника, тем большие требования будут выдвигаться к качеству ее обслуживания и эксплуатации. Экипаж танка из 3-х человек, будет просто не в состоянии совмещать боевую подготовку и обслуживание машины.
 
Дважды Герой Советского Союза генерал-полковник танковых войск Василий Сергеевич Архипов, который провел две войны в танке ... в своих мемуарах «Время танковых атак» особо подчеркивает зависимость успеха боя от подготовки танковых экипажей и физиологических перегрузок: «12-16 часов в грохочущем танке, в жаре и духоте, где воздух насыщен пороховым газом и парами горючей смеси, утомляют и самых выносливых.

Однажды наши медики провели эксперимент – взвесили поочерёдно 40 танкистов до и после 12-часового боя. Оказалось, что командиры танков за это время потеряли в среднем по 2,4 кг, наводчики – по 2,2 кг, стрелки-радисты – по 1,8 кг. А больше всех механики-водители (по 2,8 кг) и заряжающие (по 3,1 кг). Поэтому на остановках люди засыпали мгновенно...».
Ровно о том же говорит и опыт сирийских танкистов. Так, по свидетельству военного корреспондента Андрея Филатова, экипажи танков Т-72 выйдя из боя и возвратясь в расположение – немедленно шли спать, сдав танк для обслуживания и, при необходимости, ремонта, техническому персоналу.

Вообще, принцип разделения функций боевого и технических экипажей танков, достаточно давно применяется в армиях ряда развитых государств, например, ОАЭ, Саудовской Аравии и др. Необходимо также отметить, что в странах НАТО вопросам поддержания технической боеготовности танков уделяется значительно больше внимания. 

Как писал журнал «Armor» еще в конце 1980-х: «Во время операций по материально-техническому обслуживанию недостаточно трех человек экипажа».

Резюмируя, можно обратиться к высказыванию видного деятеля отечественной танковой промышленности Юрия Петровича Костенко: «Посылать в бой танк с экипажем, который в состоянии использовать боевые характеристики машины только на 50%, или посылать в бой квалифицированный экипаж на танке, который по своему техническому состоянию может обеспечить только 50% заложенных в его конструкцию боевых характеристик, одинаково преступно. Поэтому в мирное время служба боевой подготовки личного состава и служба поддержания технической боеготовности боевых машин должны строиться так, чтобы обеспечивать максимальную боеготовность и того и другого (в войну – тем более).»

Сменность экипажей

Современные требования технического задания говорят о необходимости обеспечения 72 часов непрерывного нахождения экипажа в танке. На платформе «Армата» за счет внимания к эргономике и ряду средств это требование технически обеспечено. Но вот вопрос, может ли экипаж по своим физиологическим возможностям эффективно вести боевые действия без перерывов на отдых все это время? Да что бой, хотя бы выполнять такой непрерывный марш… 
Исследования, проводимые ранее в 38 НИИ МО ставят это под сомнение. Так, при суточном марше с закрытыми люками обнаружение танкоопасных целей снижается на 40-60%. Или другой небольшой пример: « Т-64А, двухсуточный марш в зимних условиях, в результате утомляемости время простоя временно-моторной реакции увеличивалось к концу первых суток на 38%, к концу вторых – на 64% (0,87 сек, 1,13 и 1,44 сек соответственно)». При желании можно отыскать и другие, более яркие примеры. 

Очевидно, что танк в силу психофизиологического состояния экипажа не может непрерывно выполнять боевые задачи. При этом, даже при условии его обслуживания техническим персоналом, без привлечения членов экипажа, время простоя может равняться, а зачастую и превышать время, необходимое на выполнение боевой задачи. 

Таким образом, мощная и дорогая боевая машина в ходе операции может простаивать от 40 до 60% времени, только из-за того, что людям нужно давать полноценный отдых. В это же самое время, подразделения, ведущие бой, могут остро нуждаться в танковой поддержке. Ровно тоже самое касается и совершения длительных маршей. Остановки на отдых резко замедляют тактическую подвижность подразделений. Думается, что сказанного достаточно для того, чтобы понять почему сегодня необходимо иметь для танка сменный боевой экипаж. 

В то время, как один экипаж будет находится на отдыхе и восстановлении, второй после выполнения техниками обслуживания, дозаправки топливом и пополнения боеприпасами, сможет немедленно вернуть машину на поле боя. 

Однако, при этом встает вопрос мобильности сменных «боевых» экипажей и техперсонала в условиях постоянного перемещения боевых подразделений. Решать его традиционным способом, путем выделения автомобильного транспорта нерационально по целому ряду причин.

Взамен предлагается создать с использованием деталей, узлов и агрегатов базовой платформы, многоцелевого бронированного прицепа, который может стыковаться к прицепному устройству, расположенному на корме любой машине, соответствующей платформы. Идея такого прицепа не нова. 

В СССР легкобронированные прицепы в виде коробов, открытых сверху и буксируемых танками, применялись в «зимней» войне 1939-1940 гг. и в Великой Отечественной войне. Известно несколько патентов на бронированные прицепы, например, патент №97115929/02.
Эскиз функционирования прицепа для транспортировки сменных экипажей
и техперсонала, разработки ООО «Инженерный центр-НТ»
Проработкой идеи такого прицепа занималось ООО «Инженерный центр-НТ», под руководством бывшего ведущего конструктора ОАО «УКБТМ» А.В. Яковлева. Такой прицеп, может использоваться не только как балок – дом на колесах или гусеницах для экипажа или техников, но и для транспортировки запчастей, боеприпасов и топлива.

Учебно-боевые машины для ВГМ «Армата»

Если проводить обучение экипажей на линейных танках, то весь ресурс двигателей и самих танков придется истратить на это обучение.

Существующие проблемы:
  • обучение большого количества танковых экипажей;
  • обучение механиков водителей;
  • подготовка ремонтников;
  • сохранение ресурса ВГМ;
  • поддержание высокого уровня боеготовности танковых подразделений.

Применение компьютерных и динамических тренажеров решают проблемы подготовки решают их либо частично, либо не решают вовсе. Последнее в особенности относится к получению навыков реального вождения механиками – водителями.
Динамический тренажёр экипажа танка Т-90 ДТЭ-188
К сожалению даже самый реалистичный симулятор не дает опыта и навыков вождения тяжелых боевых машин.

Данная проблема со всей очевидностью встала еще 10 лет назад, когда в войска начали поступать новые танки типа Т-90А, после чего последовала череда аварийных ситуаций, повлекших вывод из строя дорогой материальной части. При этом, недостатки в подготовке водителей проявились сразу с началом эксплуатации.
Так в ходе подготовки к параду на Красной площади 9 мая 2015 года имели место ошибки в эксплуатации машин по вине экипажей, а случай с остановкой танка напротив трибун во время генерального прогона, стал уже «притчей во языцех». 

В настоящее время в целях обучения использовались сверхштатные серийные танки более ранних модификаций, входившие в так называемые «УБГ» - учебно-боевые группы. При наличии огромного парка устаревающей техники, оснащенной системами управления, близкими по конструкции и способу эксплуатации, использование машин УБГ, можно сказать, было оправданным как с точки зрения технической политики (поддержание относительно боеготового резервного парка), так и с точки зрения экономики. 

Однако ВГМ «Армата» принципиально отличаются от всего того, что было создано ранее. Из-за новизны, повторение опыта по обучению экипажей на машинах УБГ невозможно, хотя бы, потому, что их неоткуда взять. Данная проблематика уже неоднократно поднималась в публикациях российских СМИ .

В современных российских условиях для решения указанных проблем предлагается вспомнить положительный отечественный и зарубежный опыт по созданию специализированных учебных машин, дополнив его инновационными решениями и применив комплексный подход.
Немецкий учебный танк Leopard-2F (F –Fahrschulpanzer)
В дополнение к учебным техническим средствам, разработанным в рамках СЧ ОКР «Армата» (ЦКБА (г.Тула) и Рособоронсофт), направленных на изучение вопросов технического обслуживания, создать тренажеры огневой и тактической подготовки, используя заделы по ОКР «Статоскоп» и ОКР «Бароскоп» (Муромский радиозавод, соисполнитель ООО «КомпьютерЛэнд» г.СПб), а так же разработать несколько учебно-боевых машин по аналогии с учебными самолетами подготовки летчиков (ООО «Инженерный центр-НТ», ООО «Новатор»):

  • Ходовой тренажер танка (ХТТ). Корпус, МТО, ИУС и капсула экипажа, но без вооружения, а только с макетами башни и пушки.
  • Учебная колесная машина (УКМ) механика водителя с капсулой экипажа.
  • Учебно-боевая колесная машина (УБМ) с капсулой экипажа и СУО.
    Учебно-боевая ремонтная колесная машина (УБРМ). 

Не смотря на растущую популярность относительно недорогих компьютерных и динамических тренажеров, в Министерстве обороны Российской Федерации должны понимать важность наличия  современных многофункциональных учебно-боевых машин, позволяющих  экипажу не только понять принцип управления техникой, но и прочувствовать все ее возможности.