Создание организации НАТО

4 апреля 1949 года была создана Организация Североатлантического договора (NATO) 4 Апрель 2016, 07:40
НАТО — это военный альянс стран Запада во главе с США. Аббревиатура NATO расшифровывается как North Atlantic Treaty Organisation (Организация Североатлантического договора). Этот военно-политический союз был создан 4 апреля 1949 года в столице США Вашингтоне для проведения военных операций против Советского Союза, а затем и против созданной в ответ на принятие в НАТО ФРГ Организации Варшавского договора, состоящей из стран Восточной Европы во главе с СССР.
Изначально альянс составили 12 государств: США, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Канада, Италия, Португалия, Норвегия, Дания, Исландия. В дальнейшем блок неоднократно расширялся, в состав вошли:
• 1952 — Греция и Турция;
• 1955 — Германия (изначально ФРГ — Западная Германия, к которой в 1990 году присоединилась ГДР — Восточная Германия);
• 1980 — Испания;
• 1999 — Венгрия, Польша, Чехия (с присоединением к НАТО этих стран, были нарушены данные России обещания Запада о нераспространении НАТО на восток);
• 2004 — Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения, Эстония;
• 2009 — Албания, Хорватия.
Главной целью создания военного блока НАТО в 1949 году было помешать политическому и военному доминированию в Европе Советского Союза (который в ответ на создание НАТО сформировал в 1955 году блок стран «Варшавского договора», включающий собственно СССР, Румынию, Болгарию, Польшу, Восточную Германию, Чехословакию, Венгрию, а также, в первые годы, Албанию). Изначальная цель существования НАТО по сдерживанию Восточного блока сохранялась в течение 50 лет и в целом была достигнута. Оборонные силы в Европе находились в равновесии и попытки развязать боевые действия противостоящими блоками не предпринимались. Всё это время НАТО поддерживала боевую готовность и ни разу не участвовало в военных операциях. Ещё одной целью создания НАТО была легализация размещения американского ядерного оружия в Европе.
Блок НАТО располагает значительными вооруженными силами, в общей совокупности – крупнейшими в мире, как полагают некоторые военные эксперты. Есть два вида войск Североатлантического союза – объединенные и национальные. Ключевое подразделение армии НАТО первого типа – это силы реагирования. Они готовы практически к немедленному участию в спецоперациях в зонах локальных и стихийных военных конфликтов, в том числе и в странах, не входящих в блок. НАТО располагает также и силами немедленного реагирования. Причем акцент в их задействовании ставится не на практическом применении оружия, а на психологическом эффекте - путем переброски к месту военных действий большого количества различного вооружения и солдат. Расчет идет на то, что воюющие стороны, осознав надвигающуюся мощь НАТО, изменят свою тактику в пользу мирного урегулирования. Блок обладает мощными военно-воздушными силами. Самолеты НАТО – это 22 боевых авиационных эскадрильи (порядка 500 единиц авиационной техники). Также в распоряжении блока – 80 самолетов военно-транспортного назначения. Страны блока НАТО обладают также боеспособным флотом. В его составе – авианосцы, подводные лодки (в том числе и многоцелевые атомные), фрегаты, ракетные катера, а также морская авиация. Боевые корабли НАТО насчитывают 100 с лишним единиц. Самая большая военная структура НАТО – это главные оборонительные силы. Их задействование возможно только в случае крупномасштабных военных действий в атлантическом регионе. В мирное время они участвуют в боевых операциях в основном частично. В составе главных оборонительных сил НАТО – более 4000 самолетов и 500 с лишним кораблей. 
За свою историю Организация Североатлантического договора расширялась пять раз, в настоящее время она насчитывает 28 стран. К первоначальному списку присоединились Греция, Турция, Германия, Испания, Венгрия, Польша, Чехия, Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения, Эстония, Албания и Хорватия. Теперь среди членов НАТО и бывшие участники Варшавского договора, который перестал существовать после распада СССР, и некоторые советские республики. Советский Союз тоже подавал заявку на вступление в альянс — до появления ОВД в 1954 году, но ее отклонили.
Тем не менее, Российская Федерация и Североатлантический альянс периодически предпринимали попытки сближения. В 1997 году был учрежден Совместный постоянный совет "Россия-НАТО", в 2001-м в Москве открылось Информационное бюро НАТО, в 2002-м — военное представительство, начал работу Совет Россия-НАТО. Однако из-за того, что Россия не приветствует расширение блока на восток и применение военной силы при решении международных конфликтов, взаимодействие сторон периодически осложняется или вовсе прерывается.
Ряд экспертов считает, что дальнейшее существование НАТО и перспективы расширения влияния блока зависят от состояния экономики стран-участниц. Дело в том, что военное партнерство в рамках этой организации подразумевает определенный процент расходов государственных бюджетов союзников на оборону. Но сейчас положение дел в бюджетной политике многих развитых стран далеко от идеала. Правительства ряда государств-членов НАТО, как полагают аналитики, не имеют финансовых ресурсов для масштабных вложений в вооруженные силы. Более того, показателен пример США – было подсчитано, что военные интервенции последних лет принесли американской экономике убытков на полтора триллиона долларов. По-видимому, никто из союзников не хочет испытывать на себе подобных эффектов от применения военной силы на мировой арене. В 2010-2013 годах бюджетные отчисления большинства европейских стран, входящих в НАТО, на оборону не превышали 2 % от ВВП (больше – только у Великобритании, Греции и Эстонии). В то время как в 90-е годы вполне естественным считался показатель в 3-4 %. Есть версия, что страны ЕС склоняются к проведению независимой от США военной политики. Особую активность в этом направлении проявляет Германия. Но это вновь упирается в финансовую составляющую: создание вооруженных сил в Европе, сопоставимых с американскими, может обойтись в сотни миллиардов долларов. Странам ЕС, испытывающим стагнацию в экономике, такие затраты могут оказаться не по силам.