В «Роскосмосе» создан департамент ГЛОНАСС

Он будет координировать все вопросы, касающиеся создания, поддержания и использования российской навигационной системы 11 Апрель 2016, 07:26
Руководство «Роскосмоса» создало в госкорпорации департамент навигационных космических систем.

— Его возглавил Андрей Волков, департамент координирует решение всех задач, связанных с поддержанием, развитием и использованием системы ГЛОНАСС, — сообщили «Известиям» в пресс-службе «Роскосмоса».

В Федеральном космическом агентстве (ФКА), которое сейчас ликвидируется с передачей функций госкорпорации «Роскосмос», такого департамента не было. ГЛОНАСС находился в зоне ответственности управления автоматических космических комплексов и систем ФКА, которое занималось всеми спутниками вообще. Для решения вопросов по внедрению ГЛОНАСС была создана межведомственная комиссия по управлению реализацией федеральной целевой программы (ФЦП) «ГЛОНАСС».

Идеи создать выделенную структуру, которая занималась бы вопросами ГЛОНАСС, неоднократно выдвигались и обсуждались на уровне правительства. В странах, которые обладают спутниковыми навигационными системами либо их создают, действуют специализированные органы по реализации государственной политики в области навигационной деятельности. Как правило, это самостоятельные структуры государственного либо межгосударственного уровня. В США такую роль исполняет директорат по системе GPS (штат около 700 человек), в ЕС функционирует Европейское агентство по глобальным навигационным спутниковым системам (штат около 150 человек), в Китае создана национальная канцелярия по спутниковой навигации.

В России функции по созданию, внедрению и использованию ГЛОНАСС причудливым образом раскиданы между различными организациями и ведомствами. За создание спутников и поддержание орбитальной группировки отвечает ИСС имени Решетнева, это же предприятие курирует наземный комплекс управления системой (представители ИСС имени Решетнева также обеспечивают представительство ГЛОНАСС в международных организациях). При этом официально головной организацией по ГЛОНАСС внутри «Роскосмоса» являются «Российские космические системы». Еще у ГЛОНАСС есть недавно назначенный генеральный конструктор Сергей Карутин, который работает в ЦНИИмаше и пока никак себя не проявляет. В этом году официальным собственником ГЛОНАСС станет Минобороны. А значительную часть работ по внедрению ГЛОНАСС в гражданском секторе курирует Минтранс, поскольку навигационная и телематическая аппаратура главным образом устанавливается на транспортные средства. Еще существует федеральный сетевой оператор — Некоммерческое партнерство «ГЛОНАСС», которое также призвано курировать ряд вопросов по созданию аппаратуры и ее внедрению. Координатором ФЦП «ГЛОНАСС» выступает госкорпорация «Роскосмос». У ГЛОНАСС также есть куратор в коллегии Военно-промышленной комиссии, это Олег Фролов, в прошлом первый заместитель главы ФКА. Эта причудливая мозаика ответственных организаций не обеспечивает единой политики финансирования внедрения и использования ГЛОНАСС.

Формирование департамента ГЛОНАСС в «Роскосмосе» — это попытка скоординировать действия различных ведомств.

— Есть ФЦП «ГЛОНАСС», у нее значительный бюджет, при этом программа носит межведомственный характер, — констатирует член-корреспондент российской Академии космонавтики имени Циолковского Андрей Ионин. — У любой межведомственной ФЦП должна быть дирекция. Китай, США, Европа — все идут по этому пути, так что решение создать координирующий департамент представляется правильным.

Директор департамента программ развития Минтранса Алексей Семенов говорит, что в его ведомстве приветствуют инициативы, направленные на повышение эффективности внедрения отечественных навигационных технологий в интересах социально-экономического развития страны.

— Самое главное чтобы этот орган работал эффективно, потому что в последнее время, когда существовало ФКА, ГЛОНАСС курировал практически один отдел, и для такой значительной системы это был, на мой взгляд, недостаточный уровень сопровождения, — поясняет Алексей Семенов. — Что касается реализации ФЦП «ГЛОНАСС» в сфере транспорта, то у нас эта работа организована на высоком уровне: в департаменте программ развития создан большой отдел, и по агентствам при Минтрансе есть люди, координирующие работу по внедрению и использованию навигационных и телематических технологий.