Беспилотники UCLASS: больше незаметности, больше вооружения

Сенатор Джон Маккейн считает, что палубным ударно-разведывательным БПЛА, разрабатываемым по программе UCLASS, не хватает стелс-характеристик и летального вооружения 26 Март 2015, 15:56

Председатель Комитета Сената США по вооруженным силам передал письмо сенатора Джона Маккейна Министру обороны США Эштону Картеру, в котором говорится о необходимости оснащения беспилотников UCLASS вооружением, способным использоваться для нанесения ударов, а также о мерах по расширению стелс-характеристик БПЛА, которые позволят беспилотными летательным аппаратам избегать обнаружения в особо опасных районах и выполнять разведывательные задачи (ISR) на большой дальности (UCLASS — Unmanned Carrier-Launched Airborne Surveillance and Strike — палубный разведывательно-ударный БПЛА).

Сенатор Джон Маккейн назвал имеющиеся планы по созданию БПЛА, способного выполнять только лишь разведоперации, «стратегически неправильными».

«Разработка нового палубного беспилотного аппарата, который представляет собой, прежде всего, разведывательную платформу, и которая не готова для эффективной эксплуатации в обстановке, где вероятность действий противника, оценивается как средняя или высокая, будет оперативно и стратегически неправильным», — написал Маккейн в письме Картеру.

ВМС США планировали запустить конкурс между производителями на постройку беспилотников UCLASS с помощью публикации официального запроса предложений (Request For Proposal) летом прошлого года. Однако, масса вопросов от законодателей, аналитиков и ряда руководителей Минобороны привели к временной отмене конкурса с целью официального рассмотрения необходимых требований к платформе.
Беспилотный Northrop Grumman X-47B — один из потенциальных победителей в программе UCLASS (на заднем плане — авианосец «Джордж Буш»)
«Я обеспокоен тем, что текущие требования к программе UCLASS делают излишний акцент на дальности полета без дозаправки с тем, чтобы обеспечить постоянную разведывательную поддержку для авианосной ударной группы. Это приведет к созданию конструкции с серьезными недостатками как в долгосрочной живучести, так и в том, что касается возможностей оснащения БПЛА вооружением», — делится своими сомнениями в письме Маккейн.

Технология дозаправки в воздухе находится в центре обсуждения программы UCLASS, так как если беспилотник будет создан преимущественно для преодоления больших расстояний без дозаправки, то это повлияет на его размеры, форму и контуры, что связано с необходимостью размещения более объемных топливных баков. А это в свою очередь может повлиять на стелс-характеристики.

Некоторые из предложенных вариантов UCLASS как раз делают акцент на увеличении дальности полета разведывательного БПЛА — в ущерб «невидимости» и возможности размещения более серьезного вооружения; другие же наоборот фокусируются на стелс- и ударных характеристиках. 

«Я хотел бы призвать вас к рассмотрению того, какими характеристиками должны обладать UCLASS, чтоб иметь возможность наносить удары, а также выполнять задания, связанные с разведкой, наблюдением и рекогносцировкой — включая возможность полета без дозаправки на расстояния в несколько раз превышающие возможности пилотируемых истребителей; в случае дозаправки в полете — возможность нахождения в воздухе до нескольких дней. Снижение ЭПР должно быть достаточным для поиска и уничтожения защищенных целей. Кроме того, такие БПЛА должны иметь возможность брать на борт до 4000 фунтов (1814 кг — прим. Defence.Ru) ударного вооружения», — пояснил в письме собственное видение UCLASS Джон Маккейн.

По мнению сенатора, Военно-морские силы нуждаются в палубном беспилотнике, но «поспешный старт сомнительной программы только задержит — или даже станет препятствием — к развертыванию действительно нужных систем»