Ударные вертолеты Ми-24 и Ми-35 Азербайджана, часть-1

В связи с недавним вооруженным конфликтом в Карабахе и уничтожением там 2 апреля 2016 года азербайджанского вертолета Ми-24 возник естественный интерес боевому составу этого компонента азербайджанской авиации. 15 Апрель 2016, 15:53
В связи с недавним вооруженным конфликтом в Карабахе и уничтожением там 2 апреля 2016 года азербайджанского вертолета Ми-24 у меня возник естественный интерес боевому составу этого компонента азербайджанской авиации. Как ни странно, но сколько-нибудь систематизированной информации найти не удалось. Поэтому пришлось взяться самому. Конечно, этот материал не претендует на полноту, законченность и особую точность, базируется, к сожалению, исключительно на найденной в открытых источниках фото-видео информации. Тем не менее такая вот попытка систематизировать данные.

Как известно, первые боевые вертолеты Ми-24 Азербайджан получил в период распада Советского Союза и 1-й Карабахской войны, но это отдельная история, которой мы касаться не будем, попробуем рассмотреть боевой состав вертолетых частей к 2016 году.

Сразу стоит сказать, что на вооружении у Азербайджана состоит по крайней мере пять различных моделей вертолета Ми-24, начиная с еще советских Ми-24В, Ми-24П, Ми-24Р (РХР), так и весьма продвинутые Ми-24G и Ми-35М. Официальных данных об эскадрильях мне не попадались, поэтому разбираться тоже будем по ходу.
Начнем с 1-й эскадрильи "Skywolf". Эта, пожалуй самая распиаренная эскадрилья ВВС Азербайджана благодаря наличию на вооружении весьма экзотической на пост-советском пространстве модели Ми-24G (Gecae – азерб. «Ночь»).

Бывший пилот этой эскадрильи (ныне телеведущий военных програм) демонстрирует эмблемы эскадрильи - на груди эмблема с цифрой "1" и драконом, на руке эмблема с надписью "Skywolf".
Вертолеты Ми-24G появились в Азербайджане благодаря контракту на 360 млн. USD заключенному с южноафриканской АТЕ (Advanced Technologies and Engineering) и украинской «Авиакон» (Конотоп). В свое время АТЕ занялась модернизацией Ми-24, разработав несколько моделей Super Hind Мк.1 - Mk.4. Подрядчиком по исполнению стал украинский "Авиакон", который провел не только стандартый капремонт, но и инсталяцию южноафриканского и украинского оборудования. В результате чего привычный всем вертолет приобрел довольно футуристичный вид.
Ми-24G получил новое вооружение из длинноствольной 20-мм пушки Vector GI-2 разработки IST Dynamics с боекомплектом 840 снарядов. Авионика вертолета включает гиростабилизированную оптико-электронную систему целеуказания и наблюдения Cumulus с инфракрасным/телевизионным сенсорами, нашлемный прицел, ИЛС, очки ночного видения для пилотов, совместимые со стандартами НАТО радиостанции и систему опознавания «свой-чужой», комбинированную допплеровскую/GPS навигационную систему. Однако, судя по всему, на азербайджанских вертолетах не устанавливают ЖК-дисплеи, поэтому азербайджанский Mi-24G, скорее всего, следует отнести к более раннему варианту - Super Hind Mk3. Из предположительных недостатков Ми-24G, наверное, стоит отметить ухудшенный визуальный обзор оператора вооружения из-за массивной конструкции на носу вертолета.
Особенности именно азербайджанского варианта состоят в применениии прицельного комплекса «Барьер-5» разработки киевского КБ «Луч», предназначенным для наведения ПТУР R-2V с полуавтоматической лазерной системой наведения. Комплекс «Барьер-5» был создан для модернизации украинских Ми-24 и Азербайджан является первым иностранным заказчиком комплекса. ПТУР R-2V имеет дальность пуска 7,5 км, тандемная БЧ способна пробивать броню более 800 мм.
Отдельно стоит остановиться на количестве поставленных Ми-24G. На этот счет есть разные оценки - некоторые источники упомянают три модернизированных вертолета, большинство же других сообщает о 12 таких машинах. Как увидим на примере реальных машин - истина, как всегда, где-то посередине. Но прежде, чем перейдем к боевому составу эскадрильи должен сказать, что фото и видео материалов позволяющих идентифицировать азербайджанские Ми-24 в сети оказалось не так уж много, поэтому многие моменты все еще остаются неясными.

Итак, предположительный состав 1-й эскадрильи "Skywolf", первая четверка однозначно идентифицируется как Ми-24G:
Ми-24G N300
Ми-24G N301
Ми-24G N302
Ми-24G N303
Из следующей четверки, внезапно, три - "голуби мира" Ми-24Р (РХР). Хотя вертолеты не имеют некоторых особенностей "радиохимиков" вроде выпуклых блистеров и ковшиков для проб на законцовках крыла, сообщалось, что Украина поставила по крайней мере один Ми-24Р. Главное же визуальное отличие - отсутсвие у Ми-24Р "бороды" с аппаратурой наведения ПТУР. Соответсвенно на законцовках крыла нет пилонов для ПТУР и вооружение ограничено 12,7-мм пулеметом ЯкБ и блоками НУРС.

Смысл включения этих "недовооруженных" и далеко не "ночных" машин в элитную эскадрилью ВВС не совсем ясен.
На фотографиях хорошо заметны отличия во внешнем виде носовой части вертолетов Ми-24Р. Возможно, также, что один из вертолетов переделан из какой-нибудь еще более экзотической модификации вроде Ми-24К, но тут нужен взгляд опытного специалиста.

Ми-24Р N 304 - единственное фото, похож на "разведчик" РХР - вздернутый вверх ствол пулемета ЯкБ и отсутсвие аппаратуры наведения ПТУР. 
Ми-24(Р - ?) N 305 - по скрину модификацию определить не получается, но по логике номеров скорее всего тоже разведчик.
Ми-24Р N 306
Ми-24Р N 307
Следующая пара снова "юаровские ночники" Ми-24G.
Ми-24G N308
Ми-24G N309
Следующая пара - это модернизированные "Авиаконом", по упрощенному украинскому варианту Ми-24ПУ-1. Из достойного упомянания там - установка прицельного комплекса и ПТУР "Барьер-В". Особых внешних отличий от стандартного Ми-24П практически нет.
Ми-24ПУ-1 N 310
Ми-24ПУ-1 N 311
На видео вместе с вертолетами 1-й эскадрильи несколько раз попадался еще один вертолет Ми-24П в черной окраске с нестандартным номером N102. С этим вертолетом ясности нет совсем - простой это Ми-24П или все-таки Ми-24ПУ-1. Также можно предположить, что он входит в состав данной эскадрильи:
Ми-24П/ПУ-1 (?) N102
Таким образом, анализ состава эскадрильи позволяет сделать вывод, что слухи о поставке 12 Ми-24G - не более чем слухи. Реальное количество этих вертолетов - 6 известных по номерам машин (N300, 301, 302, 303, 308, 309), максимально может быть 7 (так как еще не установлена модификация вертолета N305, но вероятность того, что это окажется Ми-24G - не высока). Тут надо сказать, что Украина действительно отчиталась о поставке в Азербайджан 12 вертолетов, включая один Ми-24Р, но эта цифра включала все прошедшие "Авиакон" вертолеты, включая и Ми-24ПУ-1 и Ми-24Р. Видимо, из-за такого недорозумения и пошла гулять по сети цифра в 12 Ми-24G, а вот проанализировать ее по наличным бортам никто не удосужился.
Как известно один азербайджанский вертолет Ми-24 был сбит 2 апреля 2016 при атаке на армянские позиции в Карабахе выстрелом из РПГ-7. Весь экипаж в составе трех человек погиб - майор Урфан Вализаде, майор Табриз Мустафазаде, старший летенант Бакир Исмаилов (подробнее - http://militarizm.livejournal.com/101622.html)

Анализ фотографий обломков позволил быстро определить тип вертолета и соответсвенно эскадрилью. Во-первых, вертолет на фотографиях имел "родной" черный цвет, не от воздействия огня. Во-вторых, на фотографию с погибшим пилотом попал контейнер с ПТУР "Барьер" имеющий характерную форму задней части, отличающую его от ПТУР "Штурм":
Это сразу сузило круг возможных моделей вертолета только до модернизированных на Украине Ми-24G и Ми-24ПУ-1.
Фотография снарядов позволила предположить их западное происхождение, на маркировке просматривается латинская буква D:
Основной проблемой оказалось разглядеть в куче обломков главное отличие этих вертолетов - остатки авиационной пушки - Ми-24ПУ-1 имеет стандартную двухствольную "дуру" ГШ-30-2 (которую трудно не заметить), а "юаровский" Ми-24G имеет тонкий и длинный ствол 20-мм пушки. На одном из видео коллега Gerald Malcolm смог его разглядеть:
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что армянам удалось сбить именно один из немногочисленных Ми-24G ВВС Азербайджана. Впрочем, на фоне оставшихся нескольких вертолетов этой модели и десятков остальных вертолетов семейства Ми-24/35, потеря одного "ночника" не сильно критична для боеспособности Азербайджана.
Во второй части продолжу обзор остальных модификаций азербайджанских "крокодилов".